Госуд-ые и муниц-ые финансы, влияние на их организацию функц-х особ-й и уровней управления
Гос-ые и муниц-е финансы — это денеж.отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формир-ем ден. ср-тв у органов гос-ной власти и местного самоупр-ия и их использованием на удовлетв-ие соц-ых потреб-тей граждан, регулир-е экономики, финанси-е нац-ной обороны и правоохранительной деят-ти, управл-я и др. расходов гос-ва и муниц-х образ-ий.
Формир-ие и использ-е фин-ых ресурсов органов гос-ой власти и местного самоуправ-я осущ-ся в форме разл-х фондов ден. ср-тв: бюджетов разных уровней бюдж. сист. страны и внебюдж. фондов.
Бюджеты формир-ся органами гос-ной власти разного уровня и органами местного самоуправления для фин. обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью ср-тв бюджетов осущест-тся регулирование эконо-их и соц-х процессов, развитие научно-технического прогресса, форми-е инвестиционного потенциала и др.
Форм-е основ-го объема фин. ресурсов органов гос-ой власти и местного самоуправл. осущ-ся посредством мобилизации гос-ых и муниц-ых доходов.
Гос.доходы предст-ют собой ден.ср-ва, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов гос-ой власти разных уровней, а также в гос-ые внебюдж. фонды.
Муниц-е доходы — ден. ср-ва, зачисл-е в соответствии с законод-ом органов гос-ой власти и решениями органов местного самоуправ- в бюджеты муниц-х образований.
Финанс-е расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущест-ся за счет поступлений из источников финанс-ия дефицита бюджетов. Финанс-е дефицита бюджетов органов гос.власти обеспечивается посредством привлечения ден.ср-тв в формах займов, осущ-х путем размещения гос.-х ц.б.и и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюдж. ссуд и бюдж.кредитов из бюдж. др.уровней; поступления ср-тв от продажи имущества, находящегося в гос. Соб-сти, и др.
С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоупр-ия осуще-ют привлечение ср-тв на внутреннем фин-ом рынке (в формах размещения муниц. ц.б., бюдж.ссуд и бюдж.кредитов из бюдж. других уровней, кредитов кредитных орган-ий) и возмездное отчуждение муниц-го имущества.
Источниками форми-я гос.ых фин-ых ресурсов явл-ся ВВП, поступления от внешнеэкономической деяте-ти, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов,и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и т. п.), в период экономич-й нестаб-сти часть национального богатства может выступать в кач-ве источника гос. фин ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками фин ресурсов органов местного самоуправления явл-ся валовой регион-й продукт, а также часть наци-ого богатства, находящегося или обращенного в муниц-ую собс-сть.
Использование фин рес-в органов гос.власти и мест. самоуправл-ия осущес-ся в виде гос. и муниц. Расх-в.
Гос.расходы — это ден. ср-ва, направляемые органами гос. власти из бюджетов соответствующих уровней и гос. внебюдж.фондов на фин обеспечение возложенных на них задач и функций.
Муниц расходы — это ден.ср-ва, направляемые органами местного самоупр-я из бюджетов муницип. Образ-ий на решение вопросов местного значения.
Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общ-ва в области развития эк-ки и соц. сферы, управления гос-ом, укрепления его обороноспособности и нац-ой безопасности и др. При этом конкретные направл-я гос.расходов опред-ся различными функциями (экон-ой, соц., управл-ой., оборонной, полит-ой), выполняемыми гос-ом.
В свою очередь, необходимость в муниц-х расходах обусловлена удовлетворением потреб-ей граждан, связанных с местом непосредственного проживания.
17.Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды— особые фонды ден-ых ср-тв, созданные госуд-ом для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов сущ-т особая система формирования и расходования денежных средств. Гос-во мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Осн-е задачи внебюдж-х фондов: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отеч-х пред-й; обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет спец-но выдел-х источников и штрафов за загрязнение окруж.среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования соц-й инфрастр-ры; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.
Доходы внебюдж-ых фондов формир-ся за счет:
1) налогов, сборов и прочих обязательных платежей; 2) финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов; 3) добровольных отчислений граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т.д.); 4) ср-тв получ-х в результ-е ведения ком.деят-ти.
Правом образовывать внебюд-ые фонды обладают как фед-ые власти, так и республ-ские и мест.органы.
В завис-сти от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экон-ие и соц-ые. А в соответствии с уровнем управления на гос-ые и региональные.
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федер-ом бюджете РФ,явл-ся:
1.Пенсионный фонд РФ; 2.Фонд социального страхования РФ; 3.Фонд обяз-го медиц-го страх-ия РФ.
Ранее также функционировал Гос-й фонд занятости населения РФ; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.
Пенс-ый фонд РФ образован 27 декабря 1991 г.
Основными источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:
1) страх взносы работодателей; 2) страховые взносы граждан; 3) добровольные взносы граждан; 4) доходы от капитализации средств фонда; 5) прочие поступления.
Пенс-ый фонд использ-я: на выплату пенсий по возрасту и инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет; одиноким матерям; лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; для оказ-я матер-ой помощи престарелым и инвалидам.
В условиях рыночной экон-ки ПФ призван гарант-ть макс. реализацию прав личности на достойную старость, соответствующему вкладу в общественное разв-е.
Фонд соц-го страх-ия РФ был создан 26 июля 1992 г. Источниками формир-я ср-тв Фонда соц-го страхования явл-я: страховые взносы организаций-работодателей; страховые взносы физ.лиц; добровольые взносы физич-х и юридич-х лиц; ассигнования из гос-го бюджета; доходы от капитализации временно свободных денежных ср-тв в пределах ср-тв, предусмотренных бюджетом; прочие доходы.
Ср-ва Фонда направляются на следующие цели:
1) выплату пособий по временной нетруд-сти, берем-сти и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1.5 лет, на погребение; 2) санаторно-курортное лечение и оздоровление раб-в и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества; 3) проведение научно-исследов-х работ по вопросам соц-го страх-ия.
Фонд обяз-го мед-го страхования РФ 28 июня 1991 г. Мед-ое страхование явл-ся разновидностью общего страхования граждан, обеспечивающего всем российским гражданам равные возможности в получении мед-ой и лекарственной помощи за счет ср-тв обяз-го мед-го страх-ия. Цель мед-го страх-ия — гарант-ть гражданам при возникновении страхового случая получение мед-кой помощи за счет накопленных ср-тв и обеспечение профилактических мероприятий. Фонд обяз-го мед-го страх-я структурно состоит из Фед-го фонда и территор-х фондов обяз-го мед-го страх-ия. Ср-ва фондов нах-ся в госуд-й соб-сти, не входят в состав бюд-в, других фондов и изъятию не подлежат.