Реализация инвестиционной политики стимулирования экспорта и импорта капитала и защиты экономики принимающих государств
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:
-содействия экономическому росту страны;
-обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране.
Вторая цель, напротив, требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
-политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала;
-политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность. Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно из этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.
Правительство каждого государства выбирает национальную инвестиционную стратегию, соответствующую избранным целям и приоритетам экономического развития.
Различают несколько направлений инвестиционной реализации инвестиционной политики государства в виде представления инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:-режим наибольшего благоприятствования;
-национальный режим;
-справедливый и равноправный режим;
-режим транспарентности.
Основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны и таким образом является решающим при создании равных конкурентных возможностей между инвесторами различных государств.
Одновременно есть исключения из РНБ. Они различаются как:
-исключения общего плана (например, в отношении национальной безопасности);
-исключения, основанные на взаимных договоренностях (например, вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности);
-особые исключения, основанные на односторонней основе.
В качестве примеров исключений из РНБ можно привести практику КНР, в законодательстве которой записано, что исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободной торговли, экономического союза или соглашения об избежании двойного налогообложения, а также стимулирование приграничной торговли.
Национальный режим — он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов. Национальный — это режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такой же благоприятный режим, как и для национальных предпринимателей. Следовательно, национальный режим стремится обеспечить конкурентное равенство между национальными и зарубежными инвесторами. Это осложняет фактические ситуации, при которых применяется национальный режим и тот стандарт, по которому сравнивается отношение к национальным и зарубежным инвесторам.
Справедливый и равноправный режим предлагает критерий, с помощью которого можно оценить взаимоотношения между зарубежным инвестором и правительством принимающей страны. Этот режим служит сигналом со стороны последнего, так как означает, что желания государств принимать зарубежный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными, поскольку многие страны — импортеры капитала имеют множество соглашений, включающих этот режим, стремление применить его может поднять вопрос об общем отношении принимающего государства к зарубежным инвесторам.
Принцип транспарентности, распространившийся в мировой практике сравнительно недавно, требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе через публикацию и/или иной способ доведения информации об инвестиционных режимах, о действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений и др., а также проведение брифингов о текущей инвестиционной политике, о возможных в будущем шагах правительства в этом направлении, объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и др.