Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
(млрд руб.)
Плановый период |
-бюджетам других уровней______ государственным внебюджетным ifepji/jaM |
Показатель
72 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. Управление финансами
Продолжение табл. 2.1
Показатель | Отчетный год | Текущий | Плановыйне | риод__ | |
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||
Фонд будущих поколений | |||||
Средства на начало года | |||||
Поступления | |||||
Использование (включая долгосрочное погашение внешнего долга РФ) | |||||
Средства на конец года | |||||
Пенсионный фонд Российской Федерации | |||||
Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Расходы | |||||
Профицит (+), дефицит (-) | |||||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | |||||
Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Расходы — всего | |||||
в том числе межбюджетные трансферты территориальным фондам обязательного медицинского страхования | |||||
Профицит (+), дефицит (-) | |||||
Фонд социального страхования Российской Федерации | |||||
Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||||
Расходы | |||||
Профицит (+), дефицит (-) | |||||
Государственный долг Российской Федерации | |||||
На начало года — всего | |||||
в том числе: | |||||
внешний | __ | ||||
внутренний | _____ , | ||||
На конец года — всего | _____ | ||||
в том числе: | _____ | ||||
внешний | _____ ,- |
Окончание табл. 2.1 | |||||
Показатель | Отчетный год | Текущий | Плановый период | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||
внутренний | |||||
Сррявочно: | |||||
Консолидированные бюджеты субъектов российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды | |||||
Дпуолы без межбюджетных трансфертов | |||||
Доходы с учетом межбюджетных трансфертов | |||||
Ряг.ходы | |||||
Профицит (+), дефицит (-) | |||||
Итого по бюджетной системе Российской Федерации | |||||
Доходы | |||||
Расходы | |||||
Баланс | |||||
Государственный и муниципальный долг |
Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга Российской Федерации, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга Российской Федерации в плановом периоде. Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ с внесением им в случае необходимости изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.
На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана. Проект разрабатывается Министерством финансов РФ, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.
При разработке проекта федерального бюджета Министерством фи-'ансов Рф могут быть подготовлены предложения (в части, касающейся входов инвестиционного характера, — согласованные с Минэконом-ития РФ) ° внесении изменений в одобренный Правительст-м РФ перспективный финансовый план в связи с уточнением основах параметров прогноза социально-экономического развития России-Федерации на среднесрочную перспективу. Указанные предложе-Рассматриваются Бюджетной комиссией и Правительством РФ овременно с рассмотрением проекта федерального бюджета.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. Управление финансами
В случае внесения в проект федерального бюджета при его рассмотрении Государственной думой Федерального Собрания РФ изменений, влекущих за собой возникновение расхождений с показателями утвержденного перспективного финансового плана, Министерство финансов РФ представляет в Правительство РФ предложения о внесении соответствующих изменений в утвержденный перспективный финансовый план.
Разработка проекта федерального бюджета.Исходной базой для разработки проекта федерального бюджета прежде всего являются: а) Бюджетное послание Президента РФ; б) перспективный финансовый план; в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.
На первом этапе формирования проекта федерального бюджета разрабатываются основные характеристики федерального бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Порядок разработки основных параметров прогнозов на среднесрочную перспективу и на очередной год определяется Правительством РФ. Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования одобренные Правительством РФ в составе перспективного финансового плана предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования на очередной год и плановый период (включая распределенные Минэкономразвития РФ предельные объемы расходов инвестиционного характера). Одновременно Министерство финансов РФ направляет субъектам бюджетного планирования методические указания по формированию бюджетных проектировок на очередной год.
На втором этапе субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ распределяют предельные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств федерального бюджета, статьям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ, бюджетным целевым программам и представляют указанное распределение, а также иные документы и материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, в Министерство финансов РФ. В части, касающейся расходов инвестиционного характера, а также государственного оборонного заказа, указанное распределение подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ.
На третьем этапе Министерство финансов РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией вносит их в Правительство РФ. Параметры проекта должны соответствовать основным показателям перспективного финансового плана. При необ'
ходимости корректировки ранее одобренных Правительством РФ основных показателей перспективного финансового плана Министерство (Ьинансов РФ вносит соответствующие предложения в Бюджетную комиссию и в Правительство РФ.
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное представление 0 будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование — это прежде всего обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие: 1) методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.); 2) методы обработки пространственных и временных совокупностей; 3) методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; 4) методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
Планирование на уровне хозяйствующего субъекта
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности явля-гся прибыль. В современных условиях России, характеризующихся носительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием гулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера °Жно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозиро-ния прибыли. Выделяют различные типы финансовых планов: стра-"Ические и текущие, долгосрочные и краткосрочные. „ тРатегический финансовый планразрабатывается исходя из це-Ми Ведения бизнеса с учетом макроэкономических процессов в эконо-е> финансовой политике государства, в том числе налоговой, тамо-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
женной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:
1) Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источни
ков и в какие сроки планируется его привлечь? 2) Каким образом будет
использоваться этот капитал? 3) Может ли предприятие развиваться,
опираясь на собственные силы и если нет, то каковы возможные источ
ники привлечения финансовых ресурсов? 4) На какие уровни поступ
ления денежных средств, рентабельности производства и доходности
инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?
Текущие финансовые планыразрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном счете принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются: 1) определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления производственной, инвестиционной, маркетинговой, научно-проектной и изыскательской деятельности, а также социальных проектов;
2) планирование себестоимости производства и реализации продукции
(работ, услуг); 3) планирование денежных потоков; 4) планирование
(прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;
5) планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только горизонтом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия [Ковалев, 1999, с. 280].
Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т. д. Выделяют следующие этапы финансового планирования:
1) исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
2) разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов; 3) определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий; 4) прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования; 5) создание и поддержание системы управления фй' нансами предприятия; 6) разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.
2 Управление финансами 77
Современные методы планирования в качестве одного из подходов ключают разработку бизнес-планов,представляющих собой, по сути, модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д. Су-пествуют разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки, структуры бизнес-плана. Однако независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в кото-пом планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.
финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый раздел в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:
• разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;
• расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, основанием рынков;
• проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалами предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;
• определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.
При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущи специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предприятия средств.
Таким образом, финансовый план, равно как и собственно процесс о Разработки, следует рассматривать как систему творческого анали-
обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон ятельности и развития предприятия. Сведение планирования к развитее формальной модели деятельности предприятия и на ее основе Ределения системы плановых финансовых показателей, что зачастую
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. Управление финансами
используется на практике, можно рассматривать лишь как рабочую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие неформали-зуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.
Финансовый контроль
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Сущность, модели и формы финансового контроля.С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект. Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: а) внутрифирменным контролем; б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями и в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, проверка целесообразности, результативности и экономичности деятельности государственных организаций, выполнения федеральных и региональных целевых программ, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффектив-
ности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметом финансового контроля выступают прежде всего такие финансовые показатели, как доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, доходы и расходы домо-хозяйств, а также показатели аудита эффективности. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Результативность финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п. В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государст-ВУ прямой ущерб.
На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового 1°нтроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, злоасенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов)1. Среди них — независимость, Активность, компетентность, гласность.
, Принято девятым Конгрессом Международной организации высших органов ""ансового контроля в г. Лима (Республика Перу) в 1977 г.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов. Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в табл. 2.2.
Таблица 2.2