Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ основана на принципах:
1. единства бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
3. самостоятельности бюджетов;
4. сбалансированности бюджетов;
5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. гласности;
9. достоверности бюджетов;
10. адресное и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушены бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учёта средних бюджетов всех уровней.
Принцип разграничения означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
- право определять направления расходования средств бюджетов;
- право определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов;
недопустимость компенсации за счёт бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства в главе 2 БК РФ перечислены расходы, финансируемые исключительно за счёт федерального бюджета; расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ; расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов и расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней.
Вместе с тем составляются консолидированные бюджеты РФ отдельных территорий.
Консолидированный бюджет - консолидированный бюджет района представляет собой свод районного бюджета, а также сельского и поселковых бюджетов. Консолидированный бюджет края - свод краевого бюджета и всех бюджетов, составленных на территории края: районных, городских, поселковых.
Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод федерального бюджета, бюджетов национального уровня.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть связаны с определёнными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов и средств, централизуемых из бюджетов других уровней.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в полном объёме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Причём государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.
Во Франции и 18 веке при министре финансов из 150 млн. франков валовой суммы налогов только 30 млн. франков или 20% поступало в качестве чистого дохода государства.
Завышение суммы расходов по взиманию заставило перейти к системе валовых бюджетов, то есть к системе брутто-бюджетов. Во Франции такая реформа проведена в 1818 году, в Англии - в 1858 году, в России - в 1863 году.
Брутто- бюджет
Нетто-бюджет
Расходы по взиманию налогов отражаются в расходной части. В доходной части отражаются все доходы.
Расходы по взиманию доходов не отражаются - доходы записываются за минусом расходов по взиманию налогов.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Министр финансов России С.Ю. Витте писал в 1902 году: «Требование гласности бюджета вытекает из понятия бюджета как финансового закона, обязательного к выполнению. Кроме того, только путём гласного ведения финансового хозяйства, с соблюдением полной ясности и точности в бюджетном деле, государство может рассчитывать на упрочнение своего кредита, основанного всецело на доверии к государственным финансам страны. Поэтому все современные государства публикуют свои государственные росписи во всеобщее сведение».
«Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке» сказано в ст. 5 БК РФ (вступает в силу после подписания).
Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета часто правительство стремится занизить темпы инфляции в проекте бюджета, так как полнение бюджета в условиях более высоких темпов инфляции упрощается. Кроме этого нередко наблюдается стремление занизить величину доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности средств, либо к направлению их на цели, необозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, является нарушением бюджетного законодательства РФ.
32. Уровни бюджетной системы РФ.
Бюджетная система состоит их трёх уровней:
- Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- Бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Местные бюджеты.
Помимо выше перечисленных существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
- Бюджетный процесс, его сущность и стадии:
Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:
• максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;
• определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование — перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.
Основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, является Бюджетный кодекс РФ.
34. Задачи и принципы бюджетного процесса
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
* выявление материальных и финансовых резервов государства;
* максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
* максимально точный расчет расходов бюджетов;
* обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
* согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:
1) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
4)согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
5) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
7) повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
9) автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
Принципы организации бюджетного процесса:
1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;
2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;
3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.
35. Структура доходов и расходов федерального бюджета:
Классификация доходов бюджета.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Доходы подразделяются на:
1) Налоговые доходы;
2) Неналоговые доходы (доходы от имущества, находящиеся в государственной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников)
3) Безвозмездные перечисления (от резидентов, от нерезидентов и т.п.)
4) Доходы целевых бюджетных фондов
Классификация расходов
Расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Различают 3 структуры расхода бюджета:
1) Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Разделы:
- Государственное управление, местное управление;
- Судебная власть
- Международная деятельность
- Национальная оборона
- Правоохранительная деятельность
- Научно-исследовательская деятельность
2) Ведомственная классификация – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям.
Главный распорядитель – руководитель органа государственной власти.
3) Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций (ткущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов)
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.
36. Бюджетный дефицит, его причины и источники финансирования