Управление государственными и муниципальными финансами
Управление государственными и муниципальными финансами– это комплекс мер, инструментов, а так же финансовых институтов, обеспечивающих эффективное функционирование системы государственных и муниципальных финансов и финансовой системы страны в целом и реализацию целей, предусмотренных государственной (муниципальной) финансовой политикой.
Процесс управления государственными (муниципальными) финансами включает:
1) финансовое прогнозирование и планирование;
2) оперативное управление финансами;
3) финансовый контроль.
Финансовое прогнозирование – это самостоятельный вид управленческой деятельности, предшествующий финансовому планированию. В отличие от финансовых планов финансовые прогнозы органов государственной власти и местного самоуправления не имеют силы закона и носят аналитический и информационно-оценочный характер. Финансовые прогнозы (сводный финансовый баланс РФ и перспективные финансовые планы субъектов РФ и муниципальных образований)используются для разработки финансовых планов государственных и муниципальных органов власти (бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов).
Оперативное управление финансами предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования, которое связано с устранением диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для его обеспечения осуществляется формирование и использование резервных фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.
Финансовый контрольпредусматривает проверку законности и правильности образования фондов денежных средств, их эффективного и целевого использования.
Общее управление финансами страны осуществляют ее глава и администрация, правительство и его министерства, а также парламент (В России Федеральное собрание и две его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), которые выполняют функции разработки и реализации финансовой политики и законодательного обеспечения финансовых отношений.
Верхняя и нижняя палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) рассматривают и утверждают федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимают законы, регламентирующие финансовые отношения, совершают другую законодательную деятельность. Кроме того Совет Федерации формирует Счетную палату РФ, осуществляющую государственный финансовый контроль по поручению законодательной власти России.
Президентпри участии его Администрации определяет цели и задачи финансовой политики в ежегодном бюджетном послании Федеральному Собранию РФ и соответствующих указах, подписывает финансовые законодательные акты, дает поручения правительству и контролирует его деятельность, в том числе по финансовым вопросам.
Правительство РФ (Совет министров) разрабатывает и реализует финансовую политику, составляет и исполняет федеральный бюджет, разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ законы по финансовым вопросам, разрабатывает и выпускает нормативные акты, обеспечивающие пояснения и реализацию действующего законодательства и осуществляет другую исполнительную финансовую деятельность.
Органы управления финансами в РФ |
Органы законодательной (представительной) власти РФ: Федеральное собрание РФ и две его палаты – Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ, республиканские, краевые, областные думы, их финансовые комитеты и др. |
Президент РФ |
Счетная палата РФ |
Контрольно-счетные палаты субъектов РФ |
Банк России и его региональные управления |
Аппарат Президента РФ |
Главы администраций субъектов РФ |
Администрации (правительства) субъектов РФ |
Федеральная налоговая служба |
Федеральная таможенная служба |
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора |
Правительство РФ |
Федеральные министерства, службы, агентства |
Министерство финансов, его службы и агентства |
Федеральное казначейство |
Федеральные службы и агентства других министерств |
Департаменты (министерства) |
Межбанковская валютная биржа |
Аппарат глав администраций |
Управления внебюджетных фондов |
Главы администраций, представительные и исполнительные органы местного самоуправления |
Финансовые органы муниципальных образований |
Местные отделения региональных финансовых органов и служб |
Рис. 3.1. Органы управления финансами в РФ
В составе Правительства РФ основные функции управления системой финансов возложены на Министерство финансов и подведомственные ему службы - Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство. Названные федеральные службы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов, находящихся в их ведении.
В целом функции Министерства финансовдостаточно широки и включают разработку государственной финансовой политики, в том числе бюджетной, налоговой, страховой, кредитной, валютной, политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; разработку проекта закона о федеральном бюджете, организацию его исполнения и составление отчета об исполнении федерального бюджета; управление государственным долгом РФ, эмиссию государственных ценных бумаг и другие.
Федеральная налоговая служба и ее органы на местах осуществляют управление налоговой системой и налогообложением, обеспечивают контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. Федеральная таможенная служба и ее подразделения выполняют обязанности федеральной налоговой службы при взимании налогов и таможенных пошлин (сборов), а также обеспечивают реализацию внешнеторговой экспортно-импортной политики защиты национального рынка.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю за целевым использованием бюджетных средств организациями.
Федеральное казначействои его территориальные управления осуществляют кассовое исполнение бюджетов всех уровней власти и государственных внебюджетных фондов, распределение налоговых поступлений и доходных источников в рамках исполнения межбюджетных отношений, отдельные контрольные функции и бюджетный учет в порядке открытия и ведения единых казначейских счетов бюджетополучателей.
Контроль деятельности профессиональных участников финансового рынка возложен на Банк России.
Все прочие федеральные министерства и подчиненные им федеральные службы и агентства участвуют в управлении государственными финансами как главные распорядители бюджетных средств и главные администраторы доходов бюджета, а также как органы регулирования и контроля финансовой деятельности в подведомственных им сферах и отраслях экономики.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований функционируют аналогичные или близкие по назначению к федеральным структуры и органы управления финансами. Их управленческие цели, задачи и функции во многом сходны с федеральными, но ограничиваются своими территориями и соответствующими финансовыми (бюджетными, внебюджетными) потоками. Кроме того, региональные и местные органы управления финансами обязаны выполнять задачи и функции, возложенные на них федеральными органами.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение и назовите основные функции современного государства.
2. Охарактеризуйте внутренние и внешние функции Российской Федерации.
3. Дайте определение государственных и муниципальных доходов и раскройте их экономическое содержание.
4. Рассмотрите прикладную классификацию государственных и муниципальных доходов на примере Российской Федерации.
5. Дайте определение и раскройте экономическое содержание государственных и муниципальных расходов.
6. Рассмотрите прикладную классификацию государственных и муниципальных расходов, применительно к современной России.
7. Дайте определение и раскройте классификацию государственной (муниципальной) финансовой политики.
8. Назовите мероприятия, которые включает в себя государственная и муниципальная финансовая политика.
- Дайте определение и охарактеризуйте элементы процесса управления финансами.
- Назовите органы управления финансами в РФ и их функции.