Анализ финансово-хозяйственной деятельности ДНТ Урал
в сочетании с планами на 2016 год.
18 октября 2015 года
С 01 сентября 2014 года у нас ведется постоянная разноска расходов по фиксированным статьям, что позволяет сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (ДНТ Урал) за продолжительный период. На основе этого анализа, можно планировать и прогнозировать дальнейшие расходы, а также рассчитать необходимый приход. Итак, начнем.
На таблице 1 отражена расшифровка затрат за период с 01 января по 15 октября 2015 год, т.е. анализ за чуть более 9 месяцев, что является коррелятивной картиной расходов, или срок достаточный для дальнейшего планирования расходов на будущий 2016 период. Столбец «Факт» отражает фактические расходы, столбец «План» отражает планируемые расходы на 2015 год, бюджет который был принят в феврале 2015 года на Собрании Уполномоченных. Столбец «Исполнение %» отражает процентное исполнение бюджета от запланированного.
Разберем структуру расходов в ДНТ Урал:
1. Административно – управленческие расходы (АУР) – расходы на содержание управленческого персонала, оргтехники и офиса, отчетность с налоговиками и другими госорганами, работа с дачниками, сайт и т.п.
2. Сторожевое хозяйство – расходы, связанные со штатом контролеров, содержание их домиков, охранные системы, забор по периметру, шлагбаум и КПП.
3. Содержание поселка, инфраструктура – расходы связанные с обеспечением функционирования инфраструктуры, а именно: вывоз мусора, детские площадки, расходы за электроэнергию по уличному освещению, налоги на земли общего пользования, расходы на оформление / узаконения земель общего пользования, дорог и т.п.
Важно отметить, вышеуказанные группы расходов («АУР», «Сторожевое хозяйство» и «Содержание поселка, инфраструктура»), подразумевают финансирование (поступления денег) из статьи доходов «Членские взносы». Т.к. изначально по Уставу ДНТ Урал, «Членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами дачного некоммерческого товарищества на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким товариществом и на другие текущие расходы дачного товарищества». Под формулировкой «.. другие текущие расходы дачного товарищества» подпадают расходы, указанные в «АУР», Сторожевое хозяйство» и «Содержание поселка, инфраструктура».
4. Водоснабжение – группа расходов, связанных с затратами на сеть центрального водоснабжения, оплаты труда работников в этой сфере, а также с модернизацией и ремонтом сети. У нас в ДНТ Урал оплачивается вода по счетчикам, что изначально подразумевало «Водоснабжение» самодостаточной деятельностью. Т.е. дачники, по мере потребления воды, оплачивают её по счетчику из расчета 9 руб. 09 коп за 1 кубометр, и таким образом, компенсируют затраты Правлению на «Водоснабжение». Однако этого не происходит, поэтому возникает вопрос повышения платы за воду. Об этом позже..
5. Электрохозяйство – группа расходов, связанных с затратами на содержание, обслуживание линии электропередач находящихся в собственности ДНТ Урал, оплата труда работников, а также расходы связанные с обеспечением учета по каждому потребителю, модернизация и установка дополнительных трансформаторных подстанций. Также как и «Водоснабжение», «Электрохозяйство» должно быть самодостаточным, именно поэтому на одном из Собраний Уполномоченных, было принято решение о 20% наценки на каждый киловатт, для компенсаций затрат на содержание линии электропередач. Дополнительно было принято решение о сборе целевых средств для компенсации затрат на установку подстанции на ул. 17. Однако, даже в целом, суммируя поступлении денег от дачников по оплате электроэнергии целевым сборам «Подстанция на 17 улице» сбалансированности нету. Мы также как и «Водоснабжение» вынуждены дотировать из приходной статьи «Членские взносы».
6. Содержание дорог – расходы связанные с отсыпкой и ремонтом дорог, содержание трактора, оплата труда в этой сфере и т.п. Также как «Водоснабжение» и «Электрохозяйство» содержание дорог подразумевает компенсацию затрат из статьи поступлений «Целевые за дорогу». Это разовый сбор с каждого участка по 2 500 руб. Но, и в этом случае, деятельность связанная с содержанием дорог убыточна, дотация происходит из приходной статьи «Членские взносы».
таблица 1
Далее перейдем к сравнительному анализу по статьям Приход / Расход : Таблица 2
Из этой таблицы чётко видно, насколько убыточны у нас объекты инфраструктуры, только по «Членским взносам» картина с положительным сальдо. Обратите внимание, что итоговая сумма расходов в таб 1 не соответствуют итоговым расходам в таб 2. Разница из-за того, что в расходы ДНТ Урал (таб. 1) НЕ включены платежи за электроэнергию в Башэнерго, которую ДНТ Урал лишь передаёт конечному потребителю через свои ЛЭП. В таб. 2 в разделе 2 «Электричество» в столбце «Расход» (салатовый фон) есть статья «Электроснабжение посёлка (общий счетчик)». Именно эта цифра увеличивает общий расход за период. Чтобы коррелировать расходы связанные с деятельностью ДНТ Урал, оплата электроэнергию по общему счетчику не включена в отчет таб.1.
Следующая тема для анализа, сколько же в наших рядах добросовестных дачников (собственников участков), оплачивающих в срок «Членские взносы». Чтобы их посчитать, пришлось проанализировать оплату членских взносов за 2015 год, т.е. платежи по накопившимся долгам за прошлые периоды НЕ учитывались. Таб. 3
Т.е. из этой таблице можно сделать вывод: чуть более половины дачников (52%!) являются добросовестными плательщиками. И для дальнейших расчетов и планирования бюджетов, нужно исходить из доли добросовестных плательщиков. Остальные 48% являются сложными плательщиками, сбор денег с них сопряжен с дополнительными затратами – персональные обзвоны, рассылка претензий, судебные издержки при подаче исков, оплата юриста.
Теперь к самому чувствительному.. ставки по членским взносам, за воду, содержание дорог и электроэнегию. Моё предложение, как от Председателя Правления сделать следующие ставки:
1. Членские взносы – увеличить до 550 руб. за сотку как базовая ставка + сделать это взнос нарастающим по периодам в течение календарного года, чтобы поступления в кассу ДНТ Урал были более равномерными по месяцам. Обосную:
a.Ставка 550 руб/сотка – почему? Будем исходить из того, что на учёте у нас состоит 8 161 сотка (таб.3). В таб. 1 отражено, что за 9 месяцев потрачено более 3,7 млн.руб. Это коррелированный среднегодовой бюджет содержания нашего посёлка. Можно конечно поспорить, например, затраты в Электрохозяйство, установка контрольных счетчиков уже в будущем году не потребуется, но в будущем году потребуется установка траснформаторной подстанции на 1 улицу! В следующем году надо привести в порядок все дороги в проулках, и наконец отревизировать пожарную дорогу по периметру поселка. Т.е. принцип такой, каждый год нам все равно надо существенно тратиться в том или ином направлении. Это касается в т.ч. и пунктов ТБО. Поэтому в основу бюджету закладываю цифру 3,7 млн.руб., / делим на 8 161 соток = 453 руб. за сотку. Запомним эту цифру.
b.Нарастающий принцип по периодам – т.к. обязанность по уплате членских взносов ежегодная, то основная масса платежей приходится на летний период, в разгар приезда дачников на территорию посёлка. Но, в зимний период работа тоже происходит, а именно работают люди, работает трактор, обслуживание инфраструктуры и т.д. Конкретно в этот период надо платить зарплаты, содержать трактор (ГСМ, текущий и чрезвычайный ремонт), оплата электроэнергии по общему счетчику, работа с госорганами (перевод земель в поселение, газификация, оформление собственности в ДНТ Урал и т.п.), судебные процессы и оплата госпошлин. Таким образом, необходимо создать условия для хотя бы относительно регулярного поступления денег ЕЖЕМЕСЯЧНО в течение года.
c. Ещё раз вернёмся к таб. 3, доля добросовестных плательщиков среди нас за 9 месяцев составила 52%, остальные проблемные (описано выше). С них (проблемных) тоже будем взыскивать платежи, слава богу суды на нашей стороне. Но все же, арифметически, 52% платят во время, остальные 48% НЕТ
И теперь, сопоставив 3 вышеперечисленных фактора, оценив ситуацию с «высоты птичьего полета», напрашиваются решения:
· 450 руб. за сотку в период с 01 января по 30 апреля– таким образом мы стимулируем дачников не откладывать платеж на дальний срок, потому как деньги в зимний период (НЕ СЕЗОН) очень нужны на текущую деятельность Правления;
· 550 руб. за сотку в период с 01 мая по 30 октября– это базовый платеж, те которые откладывают на «потом» платежи, но все же в категории добросовестных плательщиков. И надо отдать должное, в силу привычки и традиционности, в этот период пик платежей, соответственно и деятельность связанная с модернизацией и обслуживанием инфраструктуры тоже максимальная.
· 650 руб. за сотку в период с 01 октября по 31 декабря – это те самые 48%, с которых приходится именно ВЗЫСКИВАТЬ деньги. Это основная масса которая не хочет платить добровольно, по отношению к которым приходится формировать иски в суд. Пусть тогда эти иски формируются из максимальных ставок, это будет честнее по отношению к добросовестным плательщикам.
· + 0,8% пени по отношению к тем, кто не оплатил до 31 декабря, и документы в суд.!!
Далее мысленно сформируйте картину плательщиков из 657 собственников с указанными ставками 450/550/650 руб, не забывая, что соотношение добросовестных/проблемных плательщиков 52/48%.
Ещё один важный момент: в бюджет «Членских взносов», который рассчитан на основе сбора за год 3,7 млн.руб., закладываются расходы на создание объектов инфраструктуры, а именно: подстанция на 1 улице, отсыпка дорог в проулках, содержание трактора и т.п. таким образом мы полностью отказываемся от Целевых статей. Объясню почему,
a) Во-первых целевые средства не получается включить в судебные иски, т.к. обязанность по уплате целевых сборов подразумевает пользование конечным объектом инфраструктуры. А т.к. должники у нас в основном «тихие спекулянты» и у них неосвоенные участки, то в суде ещё нужно доказать, что ответчик пользуется объектами инфраструктуры, с которыми сопряжены целевые взносы. Это сложно, поэтому в судебные иски включаем только членские взносы. Это колоссальная суммы выпадает.
b) Во-вторых, многие отказываются при оплате «дополнительных» к членским взносам целевым платежам. «Почему я должен платить за трансформатор, у меня всего одна лампочка летом и мне хватает», или у некоторых несколько участков, но освоенный только один, вот он только за него и платит. Но когда рассчитывали целевые на подстанцию на 17 улице, заложили арифметику 1,3 млн.руб./ 650 участков = 2 000 руб. А заплатило на сегодня всего 200 человек!!! Остальные игнорируют!!
Поэтому, все расчеты по объектам инфраструктуры разумнее заложить в членские взносы, к ним меньше вопросов со стороны дачников, и также проще взыскивать через судебные инстанции. Это что касается членских взносов.
2. Электричество– оставляем как есть: к стоимости 1 кВт + 20%. Потому как поднимать выше, нужно менять систему начислений за электроэнергию, где нужно отдельной строкой указывать «транспортировка по ЛЭП ДНТ Урал» за каждый 1 кВт. Проще эти расходы вложить в Членские взносы (п.1). Да и возмущений со стороны дачников будет много.
3. Водоснабжение – разница между затратами и поступлениями огромная. В этой сфере ещё надо работать по организации учета для регулярного сбора денег за воду, но всё равно повышать стоимость куба надо! Потому что если даже мы повысим собираемость в 3 раза за воду (65тр х 3 = 195тр < 396тр затрат в 2015 году), этого не достаточно. Но резко повышать тоже нельзя.
В следующем сезоне предстоит установить контрольные счетчики по проулкам. Кроме этого требуется дополнительная модернизация сети центрального водоснабжения, затраты на ежегодные регламентные работы, и наверно на 2017 год запланировать установку фильтров, т.к. вода хоть и проходит по нормам, но осадок слишком большой (близко к критичному значению), и в заключениях рекомендуют устанавливать фильтры на наши скважины. Что касается цены,
15 руб. за 1 куб установить с 01 января 2016. Для сравнения, на сегодня в городе 21 руб./куб холодной воды, в сельской местности (например Булгаково) 16 руб./куб.
ИТОГО, подытожим так много написанного.
УРАЛ