Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств.

Списание денежных средств по счетам осуществляется:

  • по распоряжению владельца счета;
  • без распоряжения владельца счета, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т.е. в бесспорном порядке;
  • между плательщиком и получателем;
  • между банком и плательщиком.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или (в установленных случаях) в виде электронного платежного документа:

а) распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

б) распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

На основании ст. 862 ГК РФ и Положения Центробанка РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 22 июня 2012 г. № 24667 (в редакции Указания Банка России от 19.05.2015 № 3641-У) в России действуют следующие формы безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в «Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93» (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке,
  • наименование и номер банка получателя средств;
  • назначение платежа (в чеке не указывается);
  • сумма платежа (цифрами и прописью). [К91]

Для совершения платежей расчетные документы печатаются в нескольких экземплярах, исходя из потребностей участников расчетов. Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Второй экземпляр расчетного документа считается копией.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. Срок действия расчетных документов ограничен и составляет 10 дней со дня, следующего за днем его составления (согласно Положению «О правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденному Инструкцией Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П в редакции от 29.04.2014). Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчетные документы. Установлены сроки прохождения платежей через банки:

  • 5 дней — между субъектами РФ;
  • 2 дня — внутри одного субъекта.

Платежное поручение — расчетный документ, формируемый плательщиком (владельцем расчетного счета) и содержащий распоряжение обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского обслуживания. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными поручениями приведена на рисунках 8.1 и 8.2.

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.1. [u92] Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товаров:

1 — договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2 — поставка товаров, выполнение работ, оказание услуги (пересылка счета-фактуры);

3 — платежное поручение покупателя;

4 — списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика; списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;

5 — выписка из расчетного счета плательщика о списании суммы;

6 — выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.2. [u93] Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товаров:

1 — договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2 — передача платежного поручения покупателя;

3 — списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика; списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;

4 — выписка из расчетного счета плательщика о списании суммы;

5 — выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств;

6 — поставка товаров (выполнение работ, оказание услуги)

Преимущество расчетов платежными поручениями состоит в том, что не требуется больших затрат на их проведение, высока скорость совершения платежей и существует возможность для плательщика [К94] предварительной проверки количества и качества оплачиваемых товаров (при последующей оплате). Поэтому на эту форму приходится основная доля расчетов в хозяйственных процессах.

Аккредитив — сложная, но при этом наиболее безопасная и весьма востребованная форма расчетов между продавцом и покупателем. Аккредитивная форма расчетов представляет собой способ безналичных расчетов между контрагентами, при котором банк плательщика (банк-эмитент) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром (получателем средств по аккредитиву) обозначенной в аккредитиве суммы по представлении бенефициаром в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки.

Кроме того, под термином «аккредитив» понимается и вид банковского счета, который открывается по поручению плательщика в банке, обслуживающем поставщика — получателя платежа. Открытие аккредитива создает для партнера возможность получить на условиях, указанных в аккредитивном поручении, платеж за товар, работы, услуги немедленно после исполнения обязательств.

Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств.

При расчетах аккредитивами очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Открытие аккредитива осуществляется банками по поручению плательщика, следовательно, и вид аккредитива, как правило, предлагает в проекте договора плательщик. Банками могут открываться следующие виды аккредитива:

  • Аккредитив (отзывной) — аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются.
  • Аккредитив (безотзывной)— аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).

В реальной российской практике используются безотзывные аккредитивы, означающие твердое обязательство банка-эмитента оплатить документы. Вопрос подтверждения [К95] осуществления платежа остается на усмотрение сторон по контракту. Подтверждение иностранным банком требуется в большинстве случаев.

  • Аккредитив с красной оговоркой— аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести аванс на оговоренную сумму до представления торговых документов. Во времена, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, отсюда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать как профессиональный жаргон.
  • Аккредитив покрытый [К96] (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчетах на территории Российской Федерации. В международных расчетах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). Данный термин отсутствует в международной практике.
  • Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств, уплаченных бенефициару. В международной практике термины «непокрытый» или «гарантированный» не используются в виду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.
  • Аккредитив подтвержденный— аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт А.п.
  • Аккредитив револьверный— аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчетов за очередную партию товаров. А.р. открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нем суммы.
  • Аккредитив циркулярный— аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
  • Резервный аккредитив, иначе именуемый «аккредитив Stand-By», — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (т.е. допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещен документарный характер гарантий, а также при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)
  • Аккредитив кумулятивный — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который в случае использования некумулятивного аккредитива[К97] неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счет приказодателя.
  • Аккредитив с постфинансированием (отсрочкой оплаты).

Наиболее распространенный вид аккредитивов, используемый российскими компаниями, — это аккредитив с платежом по предъявлении. Аккредитивы с акцептом тратт (переводных векселей) и рассрочкой платежа являются видом товарного кредита. Аккредитив с красной оговоркой предполагает аванс продавцу на финансирование производства или приобретение товара.

При отсутствии возможности получения товарного кредита в виде отсрочки платежа возможна организация финансирования в форме аккредитива с постфинансированием.

Порядок расчета аккредитивами устанавливается в основном договоре, где обязательно отражаются следующие условия:

· наименование банка-эмитента;

· наименование банка, обслуживающего получателя средств;

· наименование получателя средств;

· сумма аккредитива;

· вид аккредитива;

· способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

· способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

· срок действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), и требования к оформлению указанных документов;

· условия оплаты (с акцептом или без акцепта);

· ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Например, допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Схема использования аккредитива следующая:

1) при подписании контракта продавец и покупатель определяют аккредитив как способ оплаты, оговаривают его условия;

2) покупатель подает заявление, на основании которого его банк открывает аккредитив. В случае необходимости аккредитив подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком;

3) при открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет собственных средств банка или ресурсов иного банка;

4) продавец отгружает товар, отправляет товарораспорядительные документы в банк и получает оплату;

5) покупатель получает документы и товар.

Процедуры расчетов покрытым и непокрытым аккредитивами имеют свои особенности (см. рис. 8.3, 8.4).

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.3. [u98] Аккредитивная форма расчетов
с предварительным депонированием средств
(покрытый, или депонированный, аккредитив):

1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке;

2 — передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании денежных средств, а затем списание средств со счета покупателя;

3 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы»;

4 — сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5 — поставка товара (выполнение работ, оказание услуг);

6 — расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» на счет поставщика;

7 — сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя;

8 — сообщение об использовании аккредитива направляется покупателю[К99]

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.4. [u100] Аккредитивная форма расчетов
с использованием банковской гарантии
(непокрытый, или гарантированный, аккредитив)

1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа;

2 — передача банку заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства»;

3 — сообщение банку поставщика об открытии гарантированного аккредитива;

4 — сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5 — поставка товара (выполнение работ, оказание услуг);

6 — расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк;

7 — сообщение об отгрузке товара [К101] (выполнении работ, оказании услуг)направляется в банк покупателя;

8 — сообщение покупателю об отгрузке товара[К102] (выполнении работ, оказании услуг);

9 — перевод средств покупателя и закрытие счета «Гарантии и поручительства»

Основные преимущества документарных аккредитивов:

· применимость в качестве инструмента обеспечения при операциях практически со всеми странами мира;

· высокая степень защиты от рисков для всех участников сделки;

· гибкость в отношении условий платежа;

· возможность использования в качестве средства краткосрочного финансирования;

· быстрое и беспрепятственное осуществление платежа;

· альтернатива авансовому платежу;

· международная правовая надежность.

Преимущества аккредитивных схем для российского импортера:

· дешевле, чем денежный кредит;

· не требует соблюдения временных рамок отгрузки[К103] товаров (выполнения работ, оказания услуг), как при авансовой системе оплаты;

· оплата осуществляется только по факту отгрузки [К104] (выполнении работ, оказании услуг)или даже с отсрочкой, контроль банка за выполнением условий поставки — в рамках полномочий по аккредитивам;

· при подтверждении первоклассным банком интересы продавца защищены на 100 %, что позволяет снизить цену на продукцию;

· открытие аккредитивов, подтвержденных западными банками, нивелирует контрактный и страновой риски сделки (инструмент широко используется в международной торговле, отличается быстрой процедурой оформления).

Платеж по аккредитиву производится исключительно в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с законодательством. Учитывая это, становится понятно, что банку-исполнителю невыгодно принимать недооформленные документы, подтверждающие поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.

Чек — это, в сущности, ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика-чекодателя своему банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю.

Чекодатель — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; плательщик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д. Не следует путать этот вид чека с расчетным. Денежный чек не предназначен для передачи другому лицу — не представителю данного предприятия и не используется для безналичных расчетов.

Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Различают также следующие виды чеков:

· именной — выписан на определенное лицо;

· предъявительский — выписан на предъявителя;

· ордерный — выписывается в пользу определенного лица или по его приказу, т.е. чекодатель (индоссант) может передать его новому владельцу (индоссату) с помощью индоссамента.

Чек может быть кроссированным. Кроссированный чек — это чек, перечеркнутый на лицевой стороне двумя параллельными линиями. На чеке допускается только одно кроссирование. Кроссирование может быть общим и специальным.

Общее кроссирование имеет место, когда между линиями нет никакого обозначения или есть пометка «банк». Чек, имеющий общее кроссирование, может быть оплачен плательщиком только банку или своему клиенту.

Специальное кроссирование — это кроссирование, при котором между линиями вписано наименование плательщика. Чек, имеющий это кроссирование, может предъявляться только банку, наименование которого указано между линиями.

Чек должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование «чек», включенное в текст документа;
  • поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
  • указание валюты платежа;
  • указание даты и места составления чека;
  • подпись лица, выписывающего чек, — чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

Чек является ценной бумагой. Бланки чеков считаются бланками строгой отчетности. Для расчетов через учреждения Центробанка РФ применяются только чеки, имеющие на лицевой стороне обозначение «Россия» и две параллельные линии, обозначающие общее кроссирование. Чек должен иметь покрытие. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

  • средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
  • средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков. В этом случае банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.

Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную карточку (чековую книжку) в одном экземпляре (независимо от количества чеков) и идентифицирует чекодателя по каждому чеку. Карточка содержит наименование банка и его адрес, номер карточки, имя хозяйствующего субъекта или гражданина, подпись, номер счета и паспортные данные чекодателя. На оборотной стороне указываются условия, при которых гарантируется оплата чека. Такими условиями являются следующие:

  • чек может быть выписан на сумму, не превышающую указанный лимит;
  • подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи на карточке;
  • идентификация чекодателя осуществляется путем сравнения его паспортных данных с данными, указанными в чековой карточке;
  • чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Срок действия чеков:

  • 10 дней — на территории РФ;
  • 20 дней — на территории СНГ;
  • 70 дней — если чек выписан на территории другого государства.

Отзыв чека по истечении срока для его предъявления не допускается.

Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Расчеты чеками осуществляются по схеме, изображенной на рис. 8.5.

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.5[u105] . Схема расчетов с помощью чека:

1 — покупатель предоставляет в обслуживающий его банк заявление на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм (если оно осуществляется) или заявление в двух экземплярах для приобретения чеков, оплата которых гарантирована банком;

2 — в банке, обслуживающем покупателя, бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляются наименование банка, номер лицевого счета, название чекодателя и лимит суммы чека;

3 — покупателю выдаются чеки и чековая карточка;

4 — продавец предъявляет покупателю документы на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

5 — покупатель выдает чек продавцу;

6 — продавец предъявляет чек в банк, обслуживающий продавца при реестре чеков;

7 — в банке, обслуживающем продавца, зачисляются денежные средства на счет продавца;

8 — банк продавца предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя;

9 — банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет ранее забронированных сумм;

10 — банки выдают клиентам выписки из счетов банка.

При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществить действия по получению от плательщика платежа. Расчеты в порядке инкассо ведутся на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых осуществляется без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Для проведения расчетов банк-эмитент может привлекать другой исполняющий банк.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) плательщику через обслуживающий его банк. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, берет на себя обязательство доставить их в исполняющий банк. Платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в исполняющем банке в журнале с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку, о чем сообщается банку-эмитенту, который доводит извещение до клиента. Оплата расчетных документов производится полностью или частично по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. При неполучении платежа банк-эмитент может по просьбе получателя средств направить в исполняющий банк запрос о причине неоплаты (рис. 8.6).

Наличие на счету плательщика достаточного остатка собственных средств. - student2.ru

Рис. 8.6[u106] . Схема расчетов по инкассо:

1 — покупатель и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа;

2 — поставщик готовит комплект документов, указанных в договоре (включая счета-фактуры и др.). Вместе с расчетными документами этот комплект поставщик представляет в банк, которому он поручает операцию инкассирования;

3 — банк поставщика, проверив наличие всех реквизитов и идентичность заполнения всех экземпляров расчетных документов, направляет их с отгрузочными и товарораспорядительными документами в банк покупателя с инструкциями в отношении перевода средств, полученных от покупателя;

4 — банк покупателя, получив указанные документы, направляет ему извещение о том, что документы получены, и просит акцептовать и/или оплатить их;

5 — покупатель акцептует или оплачивает представленные расчетные документы. После оплаты банк покупателя выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные документы, и покупатель вступает во владение товаром;

6 — полученные от покупателя средства банк покупателя переводит в банк поставщика;

7 — банк поставщика зачисляет полученную из банка покупателя сумму на счет поставщика.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к плательщику об уплате долга через банк, и может осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Платежное требование применяют при расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Срок для акцепта платежных требований устанавливается сторонами в договоре и не может превышать 5 дней. Отказ от акцепта должен быть мотивирован. Акцептованное платежное требование списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается со счета плательщика. При отказе от акцепта платежное требование возвращается в банк-эмитент вместе с экземпляром заявления об отказе от акцепта и передается [К107] получателю средств. При частичном отказе от акцепта платежное требование списывается в полной сумме и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.

Расчеты платежными требованиями без акцепта плательщиков производятся банком при наличии соответствующего пункта в договоре банковского счета либо в дополнительном соглашении к договору. Основанием для безакцептного списания является предоставление плательщиком в обслуживающий банк сведений о получателе средств, о наименовании товаров (работ и услуг), за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

На основании инкассовых поручений предусмотрено бесспорное списание средств со счетов предприятий государственными налоговыми инспекциями при взыскании:

• недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

• сумм штрафов и при иных санкциях, предусмотренных законодательными актами;

• [К108] по исполнительным и приравненным к ним документам.

Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы.

С 1 июля 2014 года вступила в силу Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», которая привела в соответствие порядок работы банков и поправки к Гражданскому кодексу РФ, введенные ФЗ от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ и вступившие в силу также 1 июля 2014 года. Названные документы узаконили новые виды банковских счетов — счет эскроу и номинальный счет. Хотя расчеты с использованием этих счетов по-прежнему не включены в гл. 46 ГК РФ «Расчеты», данные счета фактически могут теперь использоваться с целью безналичных расчетов.

В настоящее время правовой статус счета эскроу регулируется ст. 860.7-860.10 Гражданского кодекса РФ, действующего в редакции закона от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ, вступившей в силу 10 января 2015 года.

Согласно ст. 860.7 ГК РФ по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром. Обязательства по договору счета эскроу могут содержаться наряду с договором счета эскроу в ином договоре, по которому эскроу-агентом является банк.

В качестве эскроу-агента банк по общему правилу (если иное не предусмотрено договором) не может взимать свое вознаграждение из денежных средств, хранящихся на счете эскроу.

К отношениям, связанным с ведением счета эскроу, применяются общие положения о банковском счете, за исключением некоторых условий (например, банк вправе будет закрыть такой счет по истечении срока договора условного депонирования). При этом следует иметь в виду, что условное депонирование в действующих правилах понимается в узком смысле — только как депонирование денежных средств, в то время как в широком смысле условному депонированию подлежат также ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме и иные документы[К109] .

При расторжении договора счета эскроу (согласно инструкции № 153-И и если иное не предусмотрено соглашением клиента-депонента и бенефициара) остаток денежных средств выдается клиенту-депоненту наличными средствами, или осуществляется перевод денежных средств клиенту-депоненту платежным поручением, либо (при возникновении оснований для передачи денежных средств бенефициару) остаток денежных средств выдается наличными средствами бенефициару, или осуществляется перевод денежных средств бенефициару платежным поручением.

Понятие «счет эскроу» пришло из англо-американского права, в котором он означает депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения известного условия, — это некая аналогия аккредитива, но ведением счетов эскроу занимаются лицензированные агентства или адвокаты. В США услуги эскроу-агентов подлежат лицензирова­нию. Часто эскроу-агентами выступают, помимо банков, адвокатские фирмы, биржи, брокеры. Эскроу — это процесс, когда деньги освобождаются в пользу одной из сторон при исполнении этой стороной определенных обязательств перед другой стороной. Традиционно его используют, когда две или более стороны вступают в товарно-денежные отношения.

Сущность рас­четов через счет эскроу заключается в том, что деньги (ценные бумаги, право­устанавливающие документы и т.д.) освобождаются в пользу одной из сторон только при исполнении этой стороной определенных обязательств по сдел­ке перед другой стороной. В мировой практике эскроу — распространенная разновидность расчетов, наряду с такими их формами, как инкас­со, аккредитив, вексель. Все сделки по продаже недвижимости в США происходят через счета эскроу.

Эскроу надежно исполняет гарантийную (обеспечитель­ную) функцию. Покупатель зачисляет денежные средства на счет третьего лица (escrow company), который согласно выданной ему инструкции при наступлении определенных условий перечисляет денежные средства продавцу или покупателю. Эскроу успешно выполняет цели:

  1. Обеспечить безопасность нахождения денежных средств у лиц, которым они не принадлежат на праве собственности[К110] .
  2. Привлечь третье лицо для повышения удобства при осуществлении платежей.
  3. Обеспечить исполнение обязательств.
  4. Максимально снизить возможные риски подлога и мошенничества.

Режим номинального счета регламентируется ст. 860.1-860.6 ГК РФ.

Номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с деньгами, права на которые принадлежат другому лицу (бенефициару). Если иное не предусмотрено соглашением сторон, арест или списание денег с такого счета по обязательствам его владельца запрещены, за редким исключением. Однако арест или списание денег по обязательствам бенефициара возможны, например на основании решения суда.

Договор номинального счета расторгается теми же субъектами, с участием которых он был заключен. При поступлении в банк заявления владельца счета о расторжении договора банк обязан уведомить об этом бенефициара. При расторжении договора номинального счета банк переводит остаток денежных средств платежным поручением на другой номинальный счет, или выдает бенефициару наличными денежные средства, или (если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из существа их отношений) осуществляет перевод платежным поручением по указанию бенефициара на другой счет.

Помимо классических форм безналичных расчетов, существует вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств (как и классические формы, расчеты векселями предусмотрены ст. 862 ГК РФ).

Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержа­тель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя. Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя.

Обращение банковских карт в Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее — Положение № 266-П).

Согласно Положению № 266-П банковская карта признается видом платежной карты и является инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.

Положением № 266-П для юридических лиц предусмотрены два вида банковских карт:

· расчетная карта — для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией — эмитентом суммы денежных средств, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией — эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт);

· кредитная карта — для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией — эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Таким образом, эти два вида банковских карт отличаются друг от друга тем, что в первом случае организация для получения расчетной банковской карты должна заранее перечислить денежные средства на специальный карточный счет в банке; во втором случае банк фактически предоставляет организации кредит.

Кредитная карта оформляется непосредственно на физическое лицо — держателя карты.

Юридические лица могут осуществлять с использованием расчетных и кредитных карт следующие операции:

· получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов;

· оплата в валюте Российской Федерации расходов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации;

· иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

· получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;

· оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

· иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Лекция 9.

Наши рекомендации