Органы общей компетенции и органы специальной компетенции
Общие:
1) президент - регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает приоритеты финансовой политики,подписывает бюджет, Обладает правом вето в отношением финансового законодательства.
2) правительство - рассматривает бюджет( перед отправкой его в парламент) , организует бюджетный процесс в части составления бюджета, выступает как единый центр управления финансами.
3) парламент - ( федеральное собрание) верхняя - совет федерации, нижняя- гос Дума. Принимает финансовые законодательства, устанавливает налоги, утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении.
Органы специальной специальной компетенции :
1) Минфин РФ - разрабатывает государственную политику, осуществляет нормативно правовое регулирование в сферах: в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности, в сфере государственного долга, в сфере валютных операций, в сфере бухгалтерского учета и аудита, в сфере таможенных платежей, в сфере противодействия и легализации преступных доходов. Обеспечивает единство финансовой , денежно- кредитной и валютной политики. Координирует деятельность других органов управления финансами.
Подведомственны Минфину:
· Федеральном казначейство - обеспечивает кассовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов. Единый счет ФК РФ находится в ЦБ РФ. функция предварительного и текущего контроля средств бюджета.
· Федеральная налоговая служба( ФНС) - осуществляет контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью их внесения в бюджет, за правомерностью использования налоговых льгот. Наделена правом применения санкций.
· Федеральная таможенная служба - занимается таможенным регулированием, устанавливает порядок определения таможенной стоимости, осуществляет контроль за правильностью исчисления и контроль за взиманием таможенных пошлин.
· федеральная служба по финансовым рынкам - занимает нормативным регулированием, контролем и надзором на различных сигментах финансового рынка( рынок страховых услуг , рынок ценных бумаг)
· Счетная палата- осуществляет бюджетных контроль: контроль за своевременностью поступлений доходов в бюджет, контроль за целевым использованием средств бюджета. Образуется федеральным собранием и под отчетной ему. Проводит экспертизу проектозакона о федеральном бюджете, осуществляет проверку отчета об исполнении федерального бюджета. См федеральный закон о счетной палате
· Центральный банк - обслуживает бюджетные счета и обслуживает долг - выступает агентом по размещению государственных ценных бумаг.
Вопрос.
Финансовая политика. Содержание, назначение и основные типы.
Финансовая политика:
· - совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.
· - совокупность методологических принципов и практических форм реализации методов использования финансов
· - совокупность целенаправленных мер государства в области управляют финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
· Задачи финансовой политики :
· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов
· Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов
· организация регулирования и стимулирования экономических процессов финансовыми методами
· Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии
· Создание эффективной системой управления финансами.
· Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту. Ежегодно президент обращается с бюджетным посланием, где и формулируем стратегические ориентиры. На основании выдвинутых ориентиров правительство и Минфин разрабатывают конкретные мероприятия.
· Составляющие финансовой политики:
· Бюджетная политика- выражается
o в определение доли ВВП , который будет концентрироваться в бюджете.
o В определение взаимоотношений между различными уровнями власти в части фискальных интересов.
o В определении структуры расходной части бюджета
o В определении доли финансового бюджета в консолидированном бюджете.
o В выборе методов управления государственным долгом.
o В определении путей покрытия дефицита бюджета
o В определении порядка перераспределения средств между бюджетами. ( межбюджетные трансферты)
· Налоговая политика :
o Устанавливается перечень налогов и сборов
o Определяется налоговая база, налоговые ставки
o Устанавливаются налоговые льготы
o Устанавливаются специальные режимы налогообложения для отдельных сегментов экономики
o Устанавливается порядок наложения налоговых санкций
· Таможенная политика : выражается
o в регулирование экспорта и импорта услуг и капитала
o в порядке установления таможенных пошлин
o В порядке определения таможенной стоимости товаров
· Денежно- кредитная политика : выражается
o в регулировании денежной массы в обращении
o в регулировании Уровня процентных ставок и темпов инфляции
o В регулировании темпов инфляции. Проводит эту политику Цб РФ.
o ценовая политика: выражается:
o в части регулирования Цен на товары и услуги естественных монополий
o Типы финансовой политики :
· Классический тип- предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов. Но существуют " провала рынка " : кризис перепроизводства, инфляция, невозможность решения социальных вопросов, невозможность справедливого распределения дохода.
· Регулирующий политика- регулирующий тип предполагает вмешательство государства для регулирования циклического развития, социальных отношений и проведения политики занятости.
· планово-директивный тип- предполагает максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства и последующее их перераспределение в соответствии с государственным планом.
· Финансовый механизм - совокупность форм, видов, организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
· Элементы финансового механизма:
· вид организации финансовых отношений.
· Конкретные виды налоговых платежей
· виды неналоговых доходов.
· Форма организации финансовых отношений:
1. Внешний порядок организации: различные формы расходов бюджетов, различные формы поступления средств в рамках межбюджетного регулирования.
2. Метод организации финансовых отношений: методы формирования и использования финансовых ресурсов.
· Метод на безвозмездной и безвозвратной основе. ( когда формируется уставный капитал и другие элементы уставного капитала)
· Метод кредитования- предоставление средств на возмездной основе. ( бюджетные кредиты )
· Налоговый метод- формирование финансовых ресурсов государства на безвозмездной и принудительной основе.
· Страховой метод- предполагает формирование финансовых ресурсов на основе страховых взносов. Преобладает при формирование ресурсов внебюджетных фондов. Основной источник - страховые взносы на обязательное страхование.
· Способы количественного определения параметров механизма, имеющих количественные характеристики. ( налоговые ставки, объем бюджетных ассигнований, объем финансовой помощи)
· Самостоятельно грязнова количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономические отношения.
· Выделяют два уровня финансового механизма:
· государственный финансовый механизм
· Частно- хозяйственный механизм.
Вопрос.
Финансовое планирование - процесс определения будущих действий по формированию , распределению и использованию финансовых ресурсов.
Финансовое планирование - осуществляется субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Объект планирования- процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на микро- макроуровне.
Материально- вещественное воплощение объекта - это денежный поток
предмет планирования - конкретные стоимостные показатели, описывающие эти процессы.
Принципы финансового планирования:
· Принцип Системности- планы объединены в систему. Изменил в одних планах влияют на другие планы.
· Принцип непрерывности - процесс планирования непрерывен планы сменяют друг друга.
· Принцип гибкости- возможность маневрировать ресурсами, что позволяет изменять планы в связи с непредвиденными обстоятельствами. Для этого планы должны содержать резервы.
· Принцип точности - плановый показатель должен имел необходимую степень конкретизации.
· Принцип количественного описания
· Принцип финансового соотношения срока - капиталовложения с длительными срока окупаемости должны финансироваться за счет долгосрочных источников или за счет собственных ресурсов. Краткосрочные вложения могут финансироваться за счет краткосрочных кредитов.
· Принцип бездефицитности - расходы = доходы+ источники финансирования дефицита
Цель финансового планирования :
· Конечная - достижения пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
· Оперативная - обеспечение финансовыми ресурсами ( адекватными по объему , направлениями использования , объектами и срокам) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально- экономического развития , бизнес- планами и с учетом рыночной конъюнктуры и тенденцией развития.
Задачи финансового планирования:
1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источники поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.
2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов , установление приоритетов в расходовании средств
3) обеспечение экономного и эффективного Использования финансовых ресурсов
4) создание условий для укрепления устойчивости, а также бюджетов
5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.
2) Финансовое прогнозирование - это исследование конкретных перспектив развития финансовых субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем , научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
Вопрос.
Цель финансового прогнозирования :
Научное обоснование показателей финансовых планов, оценка предполагаемого объема финансовых Ресурсов и определение предпочтитательных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования и огв и мсу.
Цели и задачи:
1) увязка материально вещественных и финансово- стоимостных пропорцией на макро и микро уровнях на перспективу
2) определение источников формирования И объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемой период
3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период;
4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.
Финансовый прогноз- система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития финансовой системы , ее сфер и звеньев , а также отдельных субъектов финансовых отношений. Прогноз социально-экономического развития РФ, отдельных субъектов и муниципальных образований.
Два подхода к прогнозированию :
1) от настоящего к будущему на основе выявленных закономерностей
2) определение будущей цели, ориентиров движения От будущего к настоящему, построение и исследование цепи событий. И определение Мер, которые нужно принять в будущем, исходя из настоящего положения.
Методы финансового прогнозирования:
1) математическое моделирование
2) эконометрическое прогнозирование
3) экспертные оценки
4) построение трендов и составление сценариев
5) стохастические методы
3) Три этапа финансового планирования:
1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущих плановых периодов.
метод экономического анализа :
· горизонтальный - сравниваем текущие показатели с показателями за прошлые периоды. Сравнивается факт с планом.
· Вертикальный - анализ структуры плана. Выявление доли отдельных показателей в итоговом. Степень вЛияния каждого показателя на результат.
· Трендовый анализ
· Факторный анализ - выявления влияние отдельных факторных на результат
Значение экономического анализа- позволяет обосновать параметры финансового плана, выявить резервы роста финансовых ресурсов, выявить недостатки в процессе управления финансами и сформулировать рекомендации по их устранению.
2) Расчет плановых показателей.
Числовые величины, выражающие конкретные плановые задания. Методы расчета плановых показателей:
Метод экстраполяции- устанавливается устойчивая динамика и тенденция в прошлом, а затем она продлевается на будущее. Плановый показатель = достигнутый уровень * устойчивый темп его изменения. Недостатки метода : не применим в условиях нестабильной ситуации, т к не учитывает непредвиденного изменения каких либо факторов. Не способствует Повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
· Нормативным метод - плановый показатель рассчитывается на основе норм и нормативов. = Объемный показатель* норматив. На микроуровне нормативами являются ставки налогов, тарифных взносов во внебюджетные фонды, нормы амортизации, отчисления в различные фонды.
· Индексный метод. Индекс- относительный показатель. Основан на системе индексов. Применяется когда отсутствует, установленные нормы и нормативы.
· Программно-целевой метод. Целевая программа- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научных исследовательских конструкторских, производственных , социально-экономических хозяйственных мероприятий для решения каких-либо вопросов в сфере государственного и муниципального управления.
3) составление финансового плана как документа.
Финансовый план - это документ, отражающий систему взаимоувязанных финансовых показателей.
· Балансовый метод- позволяет увязать финансовые ресурсы и потребности в них.
· Метод оптимизации плановых решений - предполагает разработку нескольких вариантов финансового плана и выбор оптимального плана. Критерий отптимальности на микроуровне- минимум затрат , максимум прибыли, максимальная оборачиваемость, рентабельность. На макроуровне - минимум дефицит, максимальная эффективность расходов бюджета , максимальный социально-экономический эффект расходов, минимальный долг.
14вопрос.
Стратегические:
· Текущие
· оперативные
· Долгосрочные
· среднесрочные
· краткосрочные
· Финансовые планы на макроуровне :
· Бюджет- доходы и расходы классифицируются и группируются. Доходы классифицируются: налоговые, не налоговые и безвозмездные перечисления. Расходы классифицируются: содержание аппарата управления, национальная оборона, национальная оборона, национальная экономика, культура образования, социальная политика. Выявляется дефицит и профицит. Определяются источники покрытия дефицита. Как план бюджет носит универсальный характер.
· Бюджеты Внебюджетных фондов. См выше. Расходы носят строго целевой характер.
· Программа государственных муниципальных заимствований
· Программа представления государственных гарантий
· содержат перечень внешних и внутренних заимствований и государственных гарантий в рублях и иностранной валюте. Эти программы составляются на всех уровнях власти, федеральном, региональном и местном. Принимаются и утверждаются вместе с бюджетом и бюджетами внебюджетных фондов.
· Финансовые планы микроуровня:
· 1) баланс доходов и расходов - содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов и направлениях их использования. Разделы:
· доходы и поступления
· расходы и отчисления
· Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
· СоставляЕтся на год с поквартальной разбивкой
· 2) план прибыли и убытков - плановыми показателями является выручка, себестоимость, валовая прибыль, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения , налог на прибыль, чистая прибыль. В плане есть девиденты и объем нераспределенной прибыли.
· 3) план движения денежных средств - отражены поступления и использования денежных средств в планируемом году с поквартальной разбивкой. Поступления и расходования денежных средств будут ордены в разрезе трех направлений - по Основной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности. В этом плане также определяется сальдо в разрезе каждого вида деятельности и в общем.
· 4) плановый бухгалтерский баланс - похож на форму номер 1 бух отчетности, но может содержать более детальную информацию
· 5) платежный календарь - отражает поступления и расходования денежных средств, т е притоки и оттоки, так же как и в плане движения. Составляется на месяц или на квартал, задача синхронизировать притоки и оттоки денежных средств, выявлять и покрывать разрывы ликвидности.
· 6) Кассовый план - план оборота наличных денег через кассу. Позволяет обеспечить своевременные поступления средств в кассу для необходимых наличных расчетов и позволяет соблюдать кассовую дисциплину.
· 7) кредитный план- план поступления и возврата заемных средств.
· 8) сводный бюджет - формируется на основе принципов декомпозиции и включает:
· Бюджет продаж
· Производственный бюджет
· Бюджет коммерческих расходов
· Бюджет затрат на материалы
· Бюджет затрат на оплату труда
· Бюджет управленческих расходов
· Бюджет капитальный расходов
· Бюджет денежных средств
· налогов бюджет.
Вопрос 15. Финансовой контроль Как функция управления финансами
1. Финансовый контроль - функция управления финансами, заключения в выявлении отклонений от принятых стандартов , законности и эффективности управления. Финансовый контроль , а по наличии таких отклонений своевременное принятие таких отклонений.
1) законность
2) целесообразность
3) эффективность
Объект финансового контроля - денежные распределительные процессы на различных уровнях. Предмет - стоимостные показатели, которые эти процессы описывают.
Субъект - уполномоченные контролирующие органы.
Цель контроля - Обеспечить успешную реализацию финансовой политики.
Принципы финансового контроля
1) принцип законности - регламентирован законом
2) принцип независимости- независимость подконтрольного субъекта От контролера
3) принцип объективности
4) принцип гласности - финансовый контроль проводится открыто и его результаты должны быть обнародованы.
5) принцип ответственности
6) принцип разграничения - каждый контролирующий субъект имеет свою сферу ответственности
7) принцип системности - контрольные мероприятия производятся систематически с установленной периодичностью. Наличие разных уровней, форсирующих систему финансового контроля.
Органы или субъекты финансового контроля.
1) мин фИн
2) ФНС
3) федеральная таможенная служба
4) казначейство
5) рос фин мониторинг
6) счетная палата
7) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы
8) службы внутреннего контроля на предприятии
Модели финансового контроля
1) англосанксонская- в рамках этой модели деятельность органов ограничена только составлением отчета по результатам проверки.
2) французская- помимо составления отчета, наделяются некоторыми судебными функциями.
16 вопрос.
. В систему финансового контроля входят следующие уровни:
1) государственный финансовый контроль. -направлен на обеспечение законности целесообразности и эффективности деятельности государственными финансовыми ресурсами. Включает:
· Контроль составления и исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
· Контроль финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, а также организация с государственным участием
· контроль не государственной сферы в части выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдения законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств , а также части ведения бюджета и отчетности.
· 2) аудиторский финансовый контроль. Независимый -деятельность аудиторских организаций по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Цель аудита - выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бух учета действующему законодательству. Аудит называют независимым контролем, т к отсутствует какая либо связь между аудитором и аудируемым лицом. Пользователем информации аудита являются акционеры, кредитные организации , гос органы. Могут оказывать сопутствующие Аудиту услуги: постановка бух учета, восстановление бух учета , составление отчетности, налоговое консультирование. Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательно проводится в силу закона. Обязательному аудиту подлежат все : ОАО , кредитные организации, страховые организации , инвестиционные фонды, не государственные пенсионные фонды , все организации, размещающие все свои ценные бумаги на Фондовой бирже, организации с размером выручки, превышающие установленные значение. Особенности :
· Осуществляется на договорных началах и возмездно
· самостоятельность проверяемого субъекта в выборе аудиторской организации
· выявленные нарушения влияют на мнения Аудитора о достоверности отчетности но не влекут применения финансовых санкций.
· аудиторское заключение- это собственность аудируемой организации
· 3) внутренний контроль. Внутрихозяйственный. Внутриаудит
· Специальное подразделение хозяйствующего субъекта либо отдельные специалисты. Задачи внутреннего финансового контроля :
· сохранение и эффективное использование финансовых ресурсов
· Обеспечение финансовой устойчивости организации
· Предупреждение нарушений финансового законодательства. Особенности контроля
· работники , его осуществляющие , непосредственно подчиняются руководителю.
· Осуществляются постоянно, а не периодически.
· Отсутствует единая регламентация объема характера процедур и их документирования.
· 4) общественный контроль ?
· Контроль, осуществляемый гражданами, общественными организациями и объединениями.
· Классификация финансового контроля в зависимости от объекта проверки:
· 1) бюджетный контроль - задачи бюджетного контроля - правильность составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов. Контроль за источниками поступления доходов , контроль за целевым и эффективным расходованием средств , пресечения финансового злоупотребления. Контроль за бюджетными средств кредитных организаций.
· 2) налоговый контроль - контроль своевременности , полноты уплаты налогов, правомерность использования налоговых льгот.
· 3) таможенный контроль - в части проверки правильности исчисления своевременности и полноты уплаты таможенных пошлин.
· 4) валютный контроль - контроль соблюдения валютного законодательства( ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле), установление достоверности проводимых валютных операций, осуществлению противодействия легализации преступных доходов, проверка учета валютных операций.
· Формы финансового контроля по времени проведения
· 1) предварительный - предшествует выполнению операций и направлен на предотвращение нарушений
· 2) текущий - проводится параллельно
· 3) последующий - после совершения операции
· - текущий( за короткий период)
· - последовательный( за длительный период времени)
Вопрос.