Бюджетная система Российской Федерации и ее принципы
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации
Эволюция модели модернизации бюджетного процесса
Бюджетная система Российской Федерации и ее принципы
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями выделяют унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
В БК РФ даётся следующее определение бюджетной системы Российской Федерации: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Данное определение подчёркивает два важных аспекта:
1) Состояние и развитие бюджетной системы, её состав определяется экономическими отношениями, государственным устройством, законодательством страны;
2) Бюджетная система Российской Федерации как государства с федеративным устройством состоит из бюджетов следующих уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений. (Ст. 10 БК РФ)
На 01.03.2008 г. в Российскую Федерацию входило 83 субъекта РФ.
В Тульской области порядка 250 муниципальных образований, 150 из них образовано в 2006 г.
Принципы:
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
5. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между бюджетами разных уровней по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Основами этих взаимоотношений являются:
- Высокая ответственность органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность.
- Распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания доходного потенциала бюджетов территориальных образований.
- Согласованность интересов всех участников межбюджетных отношений.
- Чёткое законодательное разграничение на постоянной основе расходных полномочий и соответствующих видов доходов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный федерализм - форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которое предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, ориентированном на учет общегосударственных интересов и интересов субъектов Федерации
К числу центральных проблем бюджетного федерализма относят проблему бюджетного выравнивания.
Вертикальное выравнивание определяют как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств по расходам каждого уровня власти с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). В РФ, по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 14 субъектах Федерации.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях различных территорий страны.
• В последние годы в РФ методом бюджетного выравнивания стал переход к финансовым трансфертам, основанным на единой методике их исчисления. Устанавливается прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Объём и динамику финансовых ресурсов, централизованных в бюджетной системе РФ, состояние и тенденции развития бюджетного федерализма позволяет раскрыть такой статистический показатель, как консолидированный бюджет РФ.