Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система функционирует на основе принци-
пов, изложенных в БК РФ (гл. 5).
Бюджетная система РФ основана на принципах:
1) единства бюджетной системы РФ;
2) разграничения доходов, расходов и источников финан-
сирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджет-
ной системы РФ;
3) самостоятельности бюджетов;
4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-
ных образований;
5) полноты отражения доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов;
6) сбалансированности бюджета;
7) результативности и эффективности использования бюд-
жетных средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) прозрачности (открытости);
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств;
12) подведомственности расходов бюджетов;
13) единства кассы.
Принцип единства бюджетной системы означает един-
ство бюджетного законодательства РФ, принципов организа-
ции и функционирования бюджетной системы, форм бюджет-
ной документации и бюджетной отчетности, бюджетной клас-
сификации бюджетной системы, санкций за нарушение
бюджетного законодательства, единый порядок установления
и исполнения расходных обязательств, формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ве-
дения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности
бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений,
единство порядка исполнения судебных актов по обращению
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с
законодательством доходов, расходов и источников финансиро-
вания дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы
РФ, а также определение полномочий органов государственной
власти (органов местного самоуправления) и органов управле-
ния государственными внебюджетными фондами по формиро-
ванию доходов бюджетов, источников финансирования дефи-
цитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обя-
зательств публично-правовых образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно обеспечи-
вать сбалансированность соответствующих бюджетов и эф-
фективность использования бюджетных средств, осуществ-
лять бюджетный процесс; предоставлять средства из бюджета
на исполнение расходных обязательств в форме межбюджет-
ных трансфертов;
право органов государственной власти и органов мест-
ного самоуправления устанавливать в соответствии с законо-
дательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от
которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты
определять формы и направления
расходования средств бюджетов;
недопустимость установления расходных обязательств,
подлежащих исполнению за счет доходов и источников фи-
нансирования дефицитов других бюджетов бюджетной сис-
темы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих ис-
полнению одновременно за счет средств двух и более бюдже-
тов бюджетной системы РФ;
недопустимость введения в действие в течение текущего
финансового года органами государственной власти и органами
местного самоуправления изменений бюджетного законода-
тельства РФ, приводящих к увеличению расходов и (или) сни-
жению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без
внесения изменений в законы (решения) о соответствующих
бюджетах; изъятия дополнительных доходов, экономии по рас-
ходам бюджетов, полученных в результате эффективного ис-
полнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ,
муниципальных образований означает определение бюджет-
ных полномочий органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления, установление и ис-
полнение расходных обязательств, формирование налоговых
и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов, определение объема, форм и порядка предостав-
ления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными
принципами и требованиями.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и ис-
точников финансирования дефицитов бюджетов означает,
что все доходы, расходы и источники финансирования дефи-
цитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме
отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответ-
ствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита, уменьшенных
на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками фи-
нансирования дефицита бюджета и изменением остатков на
счетах по учету средств бюджетов. Бюджетная система РФ
Принцип результативности и эффективности исполь-
зования бюджетных средств означает, что при составлении и
исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в
рамках установленных им бюджетных полномочий должны
исходить из необходимости достижения заданных результатов
с использованием наименьшего объема средств или достиже-
ния наилучшего результата с использованием определенного
бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюд-
жетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны
с определенными доходами бюджета и источниками финан-
сирования дефицита бюджета, кроме:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов
бюджетной системы РФ;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самооб-
ложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с меж-
дународными договорами (соглашениями) с участием РФ;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами терри-
тории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к
введению (отражению в бюджете) начиная с очередного фи-
нансового года.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой ин-
формации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне-
нии, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах;
обязательную открытость для общества и средств массовой
информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные
(представительные) органы государственной власти (представи-
тельные органы муниципальных образований), процедур рас-
смотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
стабильность и (или) преемственность бюджетной клас-
сификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показа-
телей бюджета отчетного, текущего и очередного финансово-
го года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе
федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность
показателей прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность расчета дохо-
дов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств доводятся до конкретных получате-
лей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов оз-
начает, что получатели бюджетных средств вправе получать
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
только от главного распорядителя (распорядителя) бюджет-
ных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кас-
совых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с
единого счета бюджета, за исключением операций по испол-
нению бюджетов, осуществляемых за пределами территории
соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образова-
ния, а также операций, осуществляемых в соответствии с ва-
лютным законодательством РФ.
Следует обратить внимание, что из всех перечисленных
принципов только принципы единства, самостоятельности и
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести к принципам построения системы.
Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.
Бюджеты РФ
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.
Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.
В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный бюджет играет основную роль.
Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.
Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;
2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;
3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.
К налоговым доходам также относятся:
1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства;
2) доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения;
3) доходы от реализации имущества, которое находится в собственности у государства;
4) доходы от внешнеэкономической деятельности;
5) доходы от реализации государственных запасов и резервов;
6) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
7) часть прибыли унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.
Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).
В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
3) функционирование федеральной судебной системы;
4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11) финансовая поддержка субъектов РФ;
12) статистический учет;
13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;
14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
16) проведение выборов и референдумов в РФ;
17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.
Роль региональных бюджетов усиливается.
С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
1) налог на имущество предприятий;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3) проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;
4) обеспечение реализации региональных целевых программ;
5) формирование государственной собственности субъектов РФ;
6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).
Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.
Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;
3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.
Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.
В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
1) местные налоги и сборы:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство или дарение;
д) местные лицензионные сборы;
2) доходы от приватизации, в том числе:
а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи земли;
в) доходы от продажи квартир гражданам;
3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:
1) от налога на добавленную стоимость;
2) от акцизов;
3) от налога на прибыль предприятий;
4) от подоходного налога с физических лиц.
Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:
1) содержание органов местного самоуправления;
2) формирование муниципальной собственности и управление ею;
3) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;
4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
5) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
6) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
7) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
8) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
9) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
10) обслуживание и погашение муниципального долга;
11) целевое дотирование населения;
12) проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.
В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.
Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.
Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.
Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.
Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.
Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.