Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года
21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года Основные направления преобразований.
В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:
1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4. Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.
Внедрение стратегии требует масштабных преобразований, затрагивающих практически все направления деятельности Банка: развитие бизнеса, операционную систему и систему управления рисками, информационные технологии, систему управления.
Комплексное внедрение стратегии позволит получить максимальный синергетический эффект от предлагаемых инициатив и является сложной амбициозной задачей, требующей всесторонней оценки и контроля за возрастающими операционными рисками и рисками внедрения.
В целях минимизации вероятности возникновения и степени значимости рисков внедрения Банк провел оценку ресурсов, необходимых для реализации стратегии, формирует интегрированные каскадные планы и матричную структуру управления, вовлекает в работу менеджеров разного уровня в масштабах всего Банка. Поэтапное внедрение преобразований, широкое использование пилотных проектов, организация параллельной работы некоторых процессов и систем позволят Банку обеспечить внедрение стратегии при условии непрерывности процессов и бесперебойной работы всех систем и приложений, исключить реализацию отдельных возможных рисков.
Использование стресс-тестирования и сценарного анализа при моделировании целевых параметров развития Банка позволили создать гибкую систему контрольных показателей, которая будет отвечать требованиям мониторинга внедрения стратегии в условиях сильных колебаний макроэкономических показателей и конъюнктуры рынка. Стратегия Сбербанка направлена на развитие его огромного потенциала и реализацию уникальных возможностей, которые предоставляют российский рынок и международная финансовая система.
Реализация стратегии — это исторический шанс создать великую компанию, которой могли бы гордиться не только её сотрудники и клиенты, но и вся страна. Оставаясь лидером российской финансовой системы, её надежным фундаментом, Сбербанк должен сделать следующий шаг в направлении своего развития и стать одной из лучших международных финансовых компаний, чтобы внести свой вклад в формирование глобальной финансовой системы.
Банк будет поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%, что соответствует росту прибыли к 2014 году в 2,5—3 раза. Опережающий рост розничных рынков и реализация новых конкурентных преимуществ в области обслуживания населения создадут предпосылки для дальнейшего роста доли розничного бизнеса в активно-пассивных операциях Банка и сближения этого показателя с долей операций с корпоративными клиентами.
Анализ кредитования малого бизнеса на примере Зеленоградского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России»
Традиционно бизнес разграничивает малые, средние и крупные предприятия. В банковской сфере эти формальности являются одним из основных критериев при определении условий и срока кредитования, размера процентной ставки, набора услуг и т.д.
Любая классификация призвана упростить и систематизировать процесс, в том числе и процесс кредитования. Конечно, при рассмотрении кредитной заявки Сбербанком к заемщикам осуществляется индивидуальный подход: изучается состояние документов, финансовые показатели, оценивается бизнес-план, перспективность направления и т. д. Однако кредитование малого бизнеса в Сбербанке в рамках специализированной программы малого и среднего бизнеса в Сбербанке осуществляется быстрее и проще, нежели кредитование крупных предприятий. Основное отличие в кредитовании предприятий среднего и малого бизнеса в Сбербанке от кредитования крупного бизнеса — более стандартизированный подход, наличие определенного числа программ с довольно четкими параметрами и требованиями к заемщикам. В то время как при работе с крупными заемщиками преобладает индивидуальный подход к запросам каждого конкретного клиента. К малому и среднему бизнесу Сбербанком применяются технологии, которые могут быть применимы только к этой категории клиентов, за счет такого подхода удается существенно сократить время рассмотрения заявки. Это обстоятельство играет на руку и банку, и заемщикам: банк экономят ресурсы (человеческие и финансовые), а предприниматели в предельно короткие сроки могут решить свои финансовые проблемы. Как правило, именно малые предприятия не имеют строгого бизнес-плана и нуждаются в «срочных» деньгах.
Поскольку, на данный момент в российском законодательстве нет четкого разграничения понятий «малый», «средний» и «крупный» бизнес. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет три критерия отнесения предприятий к категориям: средняя численность работников за предшествующий календарный год, суммарная доля участия в уставном капитале и выручка от реализации товаров, работ и услуг.
В системе кредитования корпоративных клиентов Сбербанка принято различать 3 группы корпоративных клиентов:
· Сегмент крупного и крупнейшего бизнеса (годовой оборот свыше 2,5 млрд рублей)
· Сегмент среднего бизнеса (годовой оборот от 150 млн до 2,5 млрд рублей)
· Третий сегмент разделен на малый бизнес и микро бизнес (годовой оборот менее 150 млн рублей) .
Понятно, что для Сбербанка в первую очередь важны финансовые показатели. Однако эти предельные значения на данный момент еще не установлены Правительством РФ. А количество работников на предприятии, четко определенное в законе, не может служить достаточным аргументом. Поэтому принятие окончательного решения, к какой категории принадлежит предприятие, остается на усмотрение кредитной службы Сбербанка. И определяются Сбербанком исходя из собственного опыта, внутренних нормативных документов и стратегии определяют пороговые значения.
При отнесении заемщиков к категории малого и среднего бизнеса Сбербанк руководствуется показателями, общепринятыми в мировой практике, а именно: годовым оборотом предприятия и его потребностью в финансировании. В рамках программы развития малого и среднего бизнеса банк работает с предприятиями и индивидуальными предпринимателями с годовым оборотом до 500 млн. рублей и потребностью в финансировании до 75 млн. рублей.
Чем устойчивее и прозрачнее бизнес компании, тем лучше будут условия финансирования и ниже ставки для малого бизнеса, согласно кредитным программам Сбербанка. Крупные компании считаются менее рискованными и предлагаются более либеральные условия.
Отнесение предприятия к какой-либо категории является частью процесса кредитования малого бизнеса и не может служить поводом для отказа в обслуживании. Хотя с гигантами банку выгоднее и удобнее работать. Сбербанк может предложить крупному предприятию комплекс услуг и продуктов: зарплатные проекты, кредиты, бизнес-счета, овердрафтное кредитование, размещение свободных средств на депозитах и т.д. Однако, как показывает практика, даже самые крупные предприятия не застрахованы от банкротства, дефолта и прекращения существования. Поэтому диверсификация портфеля становится одним из определяющих факторов при работе с клиентами. К тому же все издержки и риски работы с малым бизнесом компенсируются повышенной процентной ставкой.
Отнесение заемщика в ту или иную категорию, конечно, влияет на процентную ставку. Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Плюс данную тенденцию подкрепляют риски. По наблюдению, малые предприятия менее стабильны, чем крупные, в их деятельности больше рисков.
Так, найдя «слабые» места в финансовых отчетах заемщика, Сбербанк может обезопасить себя, предложив соответствующую продуктовую линейку.
Кредитование малого бизнеса сегодня стало одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка. Долгое время это был нетронутый кусок и предприниматели, а также правительство сетовали на то, что кредитные организации не помогают российскому бизнесу встать на ноги.
Рынок 2012 года это уже далеко не рынок 2005 или 2008 года. И все происходящие сегодня процессы вполне объяснимы и закономерны: как и полагается, сначала были поделены между основными участниками самые аппетитные куски (ипотека, потребкредитование, корпоративный и средний бизнес), теперь осваиваются остальные.
Сложилось мнение, что кредитование малого бизнеса является достаточно рискованным и затратным. С одной стороны, для работы с данным сегментом банку необходимо иметь разветвленную филиальную сеть, отлаженную структуру обработки кредитных заявок, а также предлагать клиентам отвечающие рыночным требованиям кредитные продукты с гибкой залоговой политикой. С другой стороны, маржинальный доход при кредитовании предприятий малого бизнеса превышает доход от финансирования крупных корпоративных клиентов. К тому же крупные корпоративные заемщики практически все распределены между банками.
Широкое распространение кредитования малого и среднего бизнеса связано с тем, что развитие данного направления находится все еще на начальном этапе своего развития и сулит хорошие перспективы. Сбербанку крайне интересен сегмент МСБ (малый и микро бизнес) в связи с тем, что крупные клиенты, как правило, уже «разобраны» банками и переманить их можно в основном только более низкими ставками. А МСБ — мобильный, активно развивающийся и быстрорастущий сегмент, поэтому компании с легкостью могут менять банк в случае нахождения более выгодных условий. Конкурентными же преимуществами банка при работе с МСБ становятся не ценовые условия, а специальные, ориентированные на него банковские продукты и сроки принятия решений. Рассмотрим более подробно, кредитование малого бизнеса в Сбербанке.
Сведения о динамике движения средств на рублевых расчетных кредитных, текущих счетах по отраслям в 2010 – 2011 гг. в Зеленоградском отделении Сбербанка приведены в таблице 1. (см. Приложение №1)
В таблице 1 приведены данные о количестве клиентов представителей малого бизнеса Сберегательного банка в 2010-2011 годах.
Так в 2011 году число клиентов возросло по сравнению с 2010 годом с 3200 до 3376 клиентов, то есть на 5,5%, в том числе:
· в промышленности на 8 или 4,17%;
· в строительстве на 50 или 33,78%;
· на транспорте на 2 или 7,14%;
· в сельском хозяйстве на 22 или 6,7%;
· в общественных организациях на 19 или 6,11%;
· в здравоохранении на 5 или 15,62%;
· сфере услуг на 5 или 45,45%;
· прочих на 5 или 9,26%.
Существенно произошло увеличение клиентов – предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей – на 60. Это составляет 6,48%.
Анализ данных позволяет сделать вывод о развитии почти всех секторов экономики.
Но заметнее этот рост наблюдался в строительстве (33,78%), активно развивалась сфера услуг (45,45%). На 15,62% увеличилось число клиентов в здравоохранении. Неизменным количество клиентов осталось в торговле и общественном питании, а также в связи.
На рисунках 2 и 3 приводится количество клиентов по отраслям в 2010 - 2011 году.
Рис. 2. Количество клиентов по отраслям в 2010 г.
Рис. 3. Количество клиентов по отраслям в 2011 г.
Важнейшей характеристикой финансовой стабильности предприятий является среднедневной остаток.
В таблице 1 приведены абсолютные значения среднедневных остатков по отраслям в 2010-2011 годах, а в таблице 2 – динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах.
Таблица 2. Динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах
N п/п | Наименование отрасли | Отклонения | |
Тыс. руб. | % | ||
1. | Промышленность | 12 619 | 16,33 |
2. | Строительство | 11,25 | |
3. | Торговля и общепит | 7,78 | |
4. | Транспорт | 9,86 | |
5. | Сельское хозяйство | 12,18 | |
6. | Связь | 2,89 | |
7. | Общественные организации | 2,91 | |
8. | Образование | 18,78 | |
9. | Здравоохранение | 10,33 | |
10. | Сфера услуг | 211,45 | |
11. | Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей | 15,39 | |
12. | Прочие | 2,89 |
Так в промышленности динамика роста среднедневных остатков составила 12 169 тыс. рублей. Это на 16,33% больше чем в 2010 г., в строительстве - 1 616 тыс. рублей, что соответствует 11,25%. Стабильно развивались такие отрасли как сельское хозяйство, предпринимательство (12,18%, 15,39% соответственно). Среднедневные остатки на транспорте возросли на 9,86%, в торговле – 7,78%, в образовании на 18,78%.
В целом среднедневной остаток в 2010 году составил 170 894 тыс. рублей, а в 2011 году – 193 110 тыс. рублей, то есть возрос в 1,13 раза или на 13%.
Таблица 3. Структура среднедневных остатков в 2010-2011гг.
N п/п | Наименование отрасли | Среднедневной остаток, % | Отклонение, % | |
1. | Промышленность | 43,6 | 44,87 | +1, 27 |
2. | Строительство | 8,43 | 8,27 | -0,16 |
3. | Торговля и общепит | 12,6 | 12,02 | -0,58 |
4. | Транспорт | 4,2 | 4,08 | -0,12 |
5. | Сельское хозяйство | 6,3 | 6,26 | -0,04 |
6. | Связь | 3,15 | 2,87 | -0,28 |
7. | Общественные организации | 1,97 | 1,79 | -0,18 |
8. | Образование | 0,73 | 0,77 | +0,04 |
9. | Здравоохранение | 1,57 | 1,54 | -0,03 |
10. | Сфера услуг | 0,11 | 0,31 | +0,2 |
11. | Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей | 12,65 | 12,92 | +0,27 |
12. | Прочие | 4,73 | 4,30 | -0,43 |
ИТОГО: |
Анализируя таблицу 3 можно констатировать, что удельный вес среднедневных остатков в промышленности, сфере услуг, среди предпринимателей и прочих имеет положительную тенденцию.
Так удельный вес промышленности увеличился с 43,6 до 44,87%, то есть на 1,27%; сферы услуг - на 0,2%; предпринимательства – на 0,27%; образования – на 0,04%.
В то же время удельный вес других отраслей в структуре среднедневных остатков снизился: от -0,53% до -0,03%. При анализе расчетных операций важнейшим показателем является кредитовый оборот.
В таблице 1 приведены данные кредитовых оборотов в 2010-2011гг. по отраслям народного хозяйства. В таблице 4 рассчитаны отклонения, т.е. показана динамика изменения кредитовых оборотов за этот же период.
Таблица 4. Динамика изменения кредитовых оборотов
N п/п | Наименование отрасли | Отклонение | |
Тыс. руб. | % | ||
1. | Промышленность | 18,31 | |
2. | Строительство | 5,77 | |
3. | Торговля и общественное питание | 16,00 | |
4. | Транспорт | 10,27 | |
5. | Сельское хозяйство | 1,83 | |
6. | Связь | 21,38 | |
7. | Общественные организации | 14,34 | |
8. | Образование | 27,80 | |
9. | Здравоохранение | 9,81 | |
10. | Сфера услуг | 10,00 | |
11. | Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей | 23,01 | |
12. | Прочие | 2,61 |
По сравнению с 2010г., в 2011г. кредитовый оборот в целом увеличился на 13%.
Так в промышленности кредитовый оборот увеличился на 969 903 тыс. рублей или на 18,31%; в строительстве на 60 827 тыс. рублей или на 5,77%; в торговле и общественном питании - на 252 940 тыс. рублей или на 16%; в транспорте - на 60 877 тыс. рублей или на 10,27%; в сельском хозяйстве на - 15 696 тыс. рублей или на 1,83%; в связи - на 84 490 тыс. рублей или на 21,38%; в общественных организациях - на 11 572 тыс. рублей (14,34%); в образовании - на 42 589 тыс. рублей (27,80%); в здравоохранении - на 29 640 тыс. рублей (9,81%); в сфере услуг - на 3 952 тыс. рублей (10%); у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей - на 124 052 тыс. рублей (23,01%); у прочих - на 60 408 тыс. рублей (2,61%).
Расчеты показывают, что стабильный рост кредитовых оборотов наблюдался в таких отраслях как: промышленность, связь, торговля, а также у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей, в образовании. Наименьший кредитовый оборот был в сельском хозяйстве, строительстве, а также в прочих отраслях.
Анализ кредитовых оборотов позволяет считать, что рынок предпринимательской деятельности не насыщен и развивается как количественно, так и качественно. Вселяет оптимизм динамичное развитие предприятий промышленности, торговли и общественного питания. Рисунок 4 и 5 отражает кредитовый оборот по отраслям в 2010-2011гг.
Рис.5. Кредитовый оборот по отраслям в 2010 г.
Рис. 6. Кредитовый оборот по отраслям в 2011 г.
Сравнение удельного веса кредитового оборота по отраслям народного хозяйства показывает, что в структуре произошли изменения.
Таблица 5. Удельный вес кредитового оборота в 2007-2008 гг.
N п/п | Наименование отрасли | Кредитовый оборот, % | Отклонения, % | |
1. | Промышленность | 40,12 | 42,01 | +1,89 |
2. | Строительство | 7,98 | 7,47 | -0,51 |
3. | Торговля и общепит | 11,97 | 12,29 | +0,32 |
4. | Транспорт | 4,49 | 4,38 | -0,11 |
5. | Сельское хозяйство | 6,48 | 5,84 | -0,64 |
6. | Связь | 2,99 | 3,21 | +0,22 |
7. | Общественные организации | 0,61 | 0,62 | +0,01 |
8. | Образование | 1,16 | 1,31 | +0,15 |
9. | Здравоохранение | 2,29 | 2,22 | -0,07 |
10. | Сфера услуг | 0,30 | 0,29 | -0,01 |
11. | Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей | 4,08 | 4,44 | +0,36 |
12. | Прочие | 17,53 | 15,92 | -1,61 |
ИТОГО: |
Положительная динамика в кредитовых оборотах наблюдалась в промышленности (прирост составил 1,89%), в торговле и общественном питании (+0,32%), в связи (+0,22%), в образовании (+0,15%), а также у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей (+0,36%). Уменьшился удельный вес кредитовых оборотов предприятий строительного профиля (-0,51%), на транспорте (-0,11%), в сельском хозяйстве (-0,64%). Прослеживается незначительное уменьшение кредитового оборота в здравоохранении, сфере услуг и прочих.
Нестабильность вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что меняются макро- и микроэкономические условия в рыночных преобразованиях и как следствие это отражается на доходности и стабильности ряда предприятий.
В Зеленоградском отделении Сбербанка ведутся не только рублевые счета, но и счета в иностранной валюте.
В таблице 6 (Приложение №2) приведены сведения по счетам в иностранной валюте.
В таблице 6 содержатся сведения за 2010, 2011 год, что дает возможность судить о динамике движения средств на текущих расчетных счетах в иностранной валюте по отраслям и провести сравнительную характеристику развития отраслей за два года.
В 2010 году 86 клиентов совершали операции в иностранной валюте, а в 2011г. - 90. Рост числа клиентов составил 4,65%. В промышленности число клиентов увеличилось на 2 (6,06%), на транспорте и в торговле на 1 (соответственно рост составил 12,5% и 5,56%). В остальных отраслях количество клиентов не изменилось. Валютные счета не открывались в здравоохранении и в общественных организациях.
Среднедневной остаток на текущих счетах в иностранной валюте в 2010 году составлял 3069 тыс. долл., а в 2011 году 3559 тыс. долл. Он возрос в 1,16 раза или на 16%. Постоянный рост среднедневных остатков говорит об увеличении числа совершаемых операций по расчетному и кассовому обслуживанию среди индивидуальных предпринимателей, и следовательно о повышении доходов банка.
Изменения количества клиентов, среднедневных остатков и кредитовых оборотов на депозитных счетах в рублях приведены в таблице 7
Таблица 7. Динамика движения средств на депозитных счетах в рублях по отраслям в 2010-2011гг.
N п/п | Наименование отрасли | Кол-во клиентов | Среднедневной остаток, тыс. рублей | Кредитовый оборот, тыс. рублей | |||
1. | Промышленность | ||||||
2. | Торговля и общественное питание | ||||||
ИТОГО: |
Анализируя приведенные в таблице данные по депозитным счетам в рублях видно, что число клиентов в 2010 и 2011 годах не изменилось. В промышленности и торговле было и осталось по одному клиенту. Среднедневной остаток на депозитных счетах в среднем увеличился на 4 тыс. руб., т.е. на 13,79%, в том числе в промышленности на 2 тыс. руб., что соответствует 25%; в торговле и общественном питании на 2 тыс. руб., или на 9,52%.
Таблица 8. Удельный вес среднедневных остатков на рублевых депозитных счетах
N п/п | Наименование отрасли | Среднедневного остатка, % | Отклонения, % | |
1. | Промышленность | 27,59 | 30,30 | +2,71 |
2. | Торговля и общественное питание | 72,41 | 69,70 | -2,71 |
ИТОГО: |
Из вышеуказанных данных в таблице 8 видно, что в 2011 году увеличился удельный вес среднедневного остатка в промышленности с 27,59 до 30,30%, т.е. на 2,71%, а в торговле и общественном питании снизился с 72,41 до 69,70% или на 2,71%.
В 2010 году увеличился удельный вес среднедневного остатка в промышленности с 27,59 до 30,30%, т.е. на 2,71%, а в торговле и общественном питании снизился с 72,41 до 69,70% или на 2,71%.
Удельный вес кредитовых оборотов депозитных счетов рассчитан и приведен в таблице 9.
Таблица 9. Структура кредитовых оборотов депозитных счетов по отраслям за 2010-2011гг.
N п/п | Наименование отрасли | Кредитовый оборот, % | Отклонения, % | |
1. | Промышленность | 30,53 | 31,33 | +0,8 |
2. | Торговля и общественное питание | 69,47 | 68,67 | -0,8 |
ИТОГО: |
Из таблицы также видна динамика изменений кредитовых оборотов в промышленности и в торговле. За истекший период в промышленности доля кредитового оборота выросла на 0,8%, а в торговле, наоборот, снизилась на 0,8%.
Таким образом, проанализированы основные показатели, касающиеся организации кредитования малого бизнеса в специализированном по обслуживанию дополнительном офисе №1770 Зеленоградском отделения ОАО Сбербанка России.
Содержание и результаты практики.
В процессе прохождения преддипломной практики, проходившей 28.05.2012г. по 09.06.2012г., были получены сведения о деятельности места прохождения практики – ОАО “Сбербанк России”, а в частности работа Отдела по обслуживанию корпоративных клиентов дополнительного офиса №01770
Во время практики были изучены принципы работы банка ОАО «Сбербанк России», опыт специалистов, работающих в ней. В ходе прохождения практики мной были изучены как организационные, так и хозяйственные, финансовые и экономические аспекты деятельности Банка.
В ходе практики были изучены:
· Первоначально была изучена общая характеристика предприятия, затем проведен анализ основных экономических показателей деятельности Банка, в разрезе итогов за 9 месяцев 2011г., как непосредственно и прямым образом влияющий на результативность работы предприятия в целом.
· Проанализированы отчетные документы Банка
· Также был изучен такой важный и интересный вопрос, как организация кредитования в малом бизнесе.
Особое внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы.
В процессе прохождения практики в Отделе обслуживания корпоративных клиентов в мои обязанности входили следующие функции:
· Составление описей документов в части присоединения к Правилам банковского обслуживания
· Ведение электронных журналов по учету подписанных дополнительных соглашений и документации, относящейся к ней.
· Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.
· Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.
· Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.
· Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.
· Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.
· Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.
· Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.
В результате прохождения преддипломной практики я научился работать с документацией банка, взаимодействовать с клиентами и кредитными инспекторами, мной были изучены как организационные, так и хозяйственные, финансовые и экономические аспекты деятельности банка, а также получены знания в области кредитования корпоративных заемщиков.
Изучил структуру Сбербанка, стратегические направления развития Банка и работу внутреннего структурного подразделения №01770
Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомился с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомился с компьютерными рабочими программами Сбербанка России и приобрел навыки работы с его внутренней документацией.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
3. Положение Банка России от 31.08.1998 N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)"
4. Положение Банка России от 26.06.1998 N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками"
5. Порядок открытия, закрытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами №814-3-р от 13.04.2004 с изменениями
6. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами от 30.06.2006 г. № 285-5-р;
7. Регламент создания и использования в Сбербанке России и его филиалах резерва на возможные потери по ссудам и списание нереальной для взыскания задолженности (редакция 5 с учетом изменений №1 от 22.07.2005 г.) от 21.04.2005 г. № 455-5-р;