Эффективность использования основных фондов
Для оценки уровня использования основных производственных фондов применяется система показателей.
I. Обобщающие показатели использования ОС:
1. Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
где Fо – фондоотдача;ТП – объем товарной продукции, руб.;Fс.г– среднегодовая стоимость основных фондов, руб.
2. Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции:
где Fе – фондоемкость. Фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, а фондоемкость – к снижению.
3. Фондовооруженность труда показывает стоимость ОПФ, приходящихся на одного работника:
где Fв – фондовооруженность, руб./чел.;Чппп - среднесписочная численность ППП за год.
4. Техническая вооруженность труда (Fв.тех):
где Fакт – среднегодовая стоимость активной части ОПФ.
5.Рентабельность основных средств (фондорентабельность) показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль стоимости ОС:
где П – прибыль (балансовая или чистая).
6. Критерий эффективности использования ОПФ на предприятии(Ээф). Показывает, сколько процентов прироста производительности труда приходится на 1% прироста фондовооруженности труда:
где DПТ – темп прироста производительности труда за период, %;
DFв – темп прироста фондовооруженности труда за период, %.
II. Движение основных средств характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициент поступления (ввода) Квв:
2. Коэффициент обновления Коб:
Этот показатель характеризует степень технического прогресса ОФ за определенный период.
3. Коэффициент выбытия Квыб:
4. Коэффициент ликвидации Кл:
5. Коэффициент прироста Кпр:
6. Коэффициент замены Кзам:
7. Коэффициент расширения парка машин и оборудования Красш:
Красш = 1 – Кзам.
III. Техническое состояние ОПФ характеризуется показателями:
1. Коэффициент годности (Кэ):
2. Коэффициент износа (Ки):
Кг + Ки = 1.
IV. Использование оборудования характеризуется показателями:
1. Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану:
где Фф - фактически отработанное оборудованием время, ч.;
Фэф – плановый эффективный фонд времени оборудования за тот же период, ч.
2. Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности оборудования к его технической (паспортной) производительности:
где Вф – фактический объем выпуска продукции за период, руб.;
Впл - установленный выпуск (выработка) за тот же период, руб.
3. Коэффициент интегрального использования оборудования равен произведению коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности:
Кинт = Кэ * Ки .
4. Коэффициент сменности работы оборудования – отношение общего количества отработанных машино-смен к числу установленного оборудования:
или где tс – число отработанных станко-смен;N – общее число оборудования;МС1, 2, 3 – количество машино-смен работы оборудования только в одну смену; в две смены; в три смены.
5. Коэффициент загрузки оборудования – отношение коэффициента сменности работы к плановой сменности оборудования (Кпл):
Основные направления улучшения использования ОФ и производственных мощностей: - сокращение простоев оборудования и повышение коэффициента его сменности;- замена и модернизация изношенного и устаревшего оборудования;- внедрение новейшей технологии и интенсификация производственных процессов;- быстрое освоение вновь вводимых мощностей;- мотивация эффективного использования основных фондов и производственных мощностей.
(43.)Система показателей экономического анализа хозяйственной деятельности включает восемь групп показателей:
Показатели исходных условий деятельности предприятия, отражающие:
• наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы
• организационно-технический уровень предприятия
• уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, конкурентоспособности продукции, рынков сбыта, организации торговли и рекламы.
Показатели использования средств производства:
• фонды рентабельности, фонды отдачи, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, нематериальные активы
Показатели использования предметов труда:
• материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда
Показатели использования трудовых ресурсов:
• показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, эффективность использования фонда рабочего времени, фонда заработанной платы, производительность труда, фондовооруженность
• прибыль на одного работника и на рубль заработанной платы.
Показатели производства и сбыта продукции:
• объемы валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условнонатуральном измерении
• структура и качество продукции
• ритмичность производства и реализации
• объемы отгрузки и реализации продукции
• остатки готовой продукции на складе.
Показатели себестоимости продукции:
• затраты по элементам, статьям затрат, видам продукции
• по центрам ответственности
• на рубль произведенной и реализованной продукции
• себестоимость отдельных видов продукции.
Показатели прибыли и рентабельности:
• прибыль от реализации продукции
• чистая (нераспределенная) прибыль
• рентабельность производственной деятельности
• рентабельность продаж, капитала.
Показатели финансового состояния предприятия:
• показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу его источ-ников и формам размещения (баланс)
• эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств
• объем и эффективность инвестиционной деятельности
• показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия
Классификация показателей экономического анализа:
1. По содержанию: количественные и качественные.
2. По отраслевому признаку: общие и специфические.
3. По степени синтеза: обобщающие, частные и косвенные.
4. По способу выражения: абсолютные, условные, натуральные, условно-натуральные, стоимостные и относительные.
5. По выражению причинно-следственных связей: факторные и результативные.
6. По способу формирования: нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические (оценочные).
35. Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Достоверное сравнение анализируемых показателей достижимо, если обеспечено: единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; единство промежутков или моментов времени, за который исчислены сравниваемые показатели; сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических); единство методики исчисления показателей и их состава 1. Привидение показателей в сопоставимый вид по объемному фактору. Несопоставимость объемного фактора может ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции, если сравнить фактическую сумму затрат ( ) с плановой ( ), то разность этих показателей обусловлена не только изменением в стоимости отдельных видов продукции, но и изменением объема производства продукции. V – объем производства отдельных видов продукции; Следовательно для того, чтобы привести показатели в сопоставимый вид, необходимо элиминировать влияние объемного фактора. Для этого необходимо плановую сумму затрат пересчитать на фактический объем производства получив условный показатель ( ), а затем сравнить с фактической суммой затрат рассчитав коэффициент роста затрат. 2. Привидение показателей в сопоставимый вид при использовании стоимостных измерителей. При изменениях в объеме валовой продукции возможно использование разных стоимостных показателей: сопоставимых цен; плановых цен; действующих цен. Это приводит к тому, что объемы могут оказаться несопоставимыми. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо определить условный показатель , где Определим величину действительного прироста объема производства при нейтрализации влияния стоимостного фактора. 3.Привидение показателей в сопоставимый вид за счет нейтрализации структурного фактора. Для того, чтобы учесть структуру производства продукции используют следующую формулу валовой продукции: Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, после этого объем продукции как по плану, так и фактический нужно определить в одинаковом составе. Он получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре. Далее необходимо сопоставить полученные таким образом показатели валовой продукции. ; Если не обращать внимание на изменения в составе произведенной продукции, то прирост объема производства составит: |
В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используютсяпоправочные коэффициенты.
Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.
Очень важно также при сравнении показателей обеспечить ихсопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и т.д. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленную климатическими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния.
Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели былинеоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.
Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.