Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000
Исследования, проведенные специалистами ряда экономических лабораторий, показали, что до 1997 г. финансовыми аспектами решения проблем качества занималось менее 30% предприятий, сертифицировавших свои системы качества по стандартам серии ИСО 9000, а в 2000 г. эта цифра выросла почти до 70%.
Следует отметить, что введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 значительно расширяет применение и использование экономических аспектов качества как в виде рекомендаций по улучшению деятельности, так и требований к системе менеджмента качества, выполнение которых обязательно для получения сертификата.
Хотя в новой версии стандартов серии ИСО 9000:2000 не существует явного указания по реализации тех или иных экономических аспектов менеджмента качества, но без их реализации выполнение некоторых требований стандартов не представляется возможным.
Одним из принципов, заложенных в основу стандарта ИСО 9000:2000, является применение процессного подхода, необходимого для постоянного улучшения деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, при которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. Можно ожидать, что использование процессной модели системы менеджмента качества (СМК) принесет наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если процессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения результата, но и экономической эффективности процессов менеджмента.
В соответствии с другим, не менее важным принципом СМК целью организации является постоянное улучшение деятельности. В старой версии стандартов серии ИСО основной упор делался на качество продукции, и в это понятие не включались экономические характеристики. В версии 2000 г., где основной упор сделан на качестве менеджмента, экономические характеристики становятся основой для постоянного улучшения в самом широком смысле.
Рассмотрим основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов (в том числе и определение эффективности) является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК.
В пункте 5.1 «Обязательства руководства» указано, что высшее руководство должно обеспечивать выполнение своих обязательств по постоянному повышению качества и эффективности посредством выделения необходимых ресурсов, к которым относятся инфраструктура, производственная среда, людские, информационные, природные и финансовые ресурсы, а также поставщики и партнеры. Для того чтобы реализовать эти требования, необходимо учитывать и анализировать затраты на качество любой деятельности (процессов) в рамках СМК. При этом учет затрат на качество по видам деятельности позволит обеспечить оперативный контроль над используемыми ресурсами, выявить неэффективные виды деятельности, а также оценить инвестиции.
В пункте 5.4.1 «Цели в области качества» выдвинуты требования по достижению поставленных целей. Цели должны быть не только измеряемыми и согласуемыми с «политикой в области качества», но и оцениваемыми в стоимостном (денежном) выражении, что необходимо для сопоставления достигнутых результатов с основными финансовыми показателями деятельности организации.
В пункте 5.6 «Анализ со стороны руководства» и пункте 8.2.2 «Внутренний аудит» указано, что методы экономического анализа необходимо использовать при проведении оценивания СМК.
В пункте 8.5.1 «Постоянное улучшение» подчеркивается, что улучшение должно рассматриваться в широком смысле: это не только улучшение качества продукции или услуг, но и улучшение процессов менеджмента за счет повышения их эффективности, снижения издержек производства, снижения себестоимости и повышения удовлетворенности потребителей путем снижения цены продукции.
Таким образом, введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 привело к изменению статуса финансовых аспектов менеджмента качества: из рекомендованных (а значит, необязательных) они становятся обязательными к применению в тех случаях, когда это возможно, необходимыми для полноценного функционирования СМК, а также приносящими ощутимую выгоду от их использования. Практически в стандартах дана установка на удовлетворение всех заинтересованных сторон — и потребителей, и производителей, и акционеров, и общества.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.На какие категории делятся затраты на качество?;
2. Что необходимо выполнить для идентификации затрат на качество?;
3. Из чего складываются внутренние и внешние затраты на дефекты?;
4. Из чего складываются затраты на предупредительные мероприятия?;
5. По каким признакам и как можно классифицировать затраты?;
6.Из каких источников можно получить информацию необходимую для определения затрат на качество?;
7. Что можно использовать в качестве базы измерений при определении затрат на качество?;
8. С какой целью проводится анализ затрат на качество?;
9. Что представляет собой отчет по затратам?;
10. Для чего проводится функционально-стоимостной анализ, основное содержание метода?;
11. Назовите главное отличие стандартов ИСО серии 9000:1994 от ИСО серии 9000:2000.
12.Перечислите основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК.