Исследование конъюнктуры рынка. Изучение конъюнктуры рынка - это систематический и объективный сбор и анализ данных о вашем сегменте рынка
Изучение конъюнктуры рынка - это систематический и объективный сбор и анализ данных о вашем сегменте рынка, конкурентах и/или в целом о предпринимательском климате, осуществляемый с целью добиться его более глубокого понимания.
Изучение конъюнктуры рынка определяет ваши отношения с покупателями (настоящими и будущими). После того, как вы проведете исследование конъюнктуры рынка, вы сможете разработать более эффективные и точные маркетинговые кампании, нацеленные непосредственно на тех потребителей, которых вы пытаетесь заполучить, и осуществляемые в привлекательной для них форме.
Изучение конъюнктуры рынка помогает узнать возможности товарного рынка. Так, если вы решили открыть магазин розничной торговли в одном из районов, и вдруг обнаружилось, что там до сих пор нет подобного заведения, следовательно, вам представилась хорошая возможность.
Изучение конъюнктуры рынка минимизирует риск в вашей коммерческой деятельности. Порой, проведя изучение конъюнктуры рынка, вместо новых возможностей вы вдруг обнаруживаете, что вам не следует действовать в соответствии с ранее намеченным планом.
Изучение конъюнктуры рынка помогает выявлять будущие проблемы.
Изучение конъюнктуры рынка предоставляет исходные данные для сравнения и анализа.
Чтобы иметь возможность сравнивать свои показатели, важно знать, в каком состоянии пребывало ваше коммерческое предприятие в каждый промежуток времени.
Изучение конъюнктуры рынка помогает оценить достигнутые результаты. Информация, собранная в результате изучения конъюнктуры рынка, помогает определить, добиваетесь ли вы поставленных целей.
Что может узнать после исследования:
Изучение сегментов рынка позволяет выяснить, что объединяет всех ваших покупателей.
Информация о покупательной способности и покупательских привычках раскроет финансовые преимущества и экономические возможности вашего рыночного сегмента.
Психологические аспекты рынка. Это сведения о системе ценностей ваших потребителей и соблюдаемых ими принципах.
Конкуренция на рынке. Это информация о других компаниях того района, где вы открыли свое дело.
Информация о факторах внешнего характера - это сведения об экономических и политических реалиях, которые могут влиять не только на вашу производительность, но и на само существование.
Планирование снижения себестоимости продукции
Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.
В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг.
В теории и практике планирования косвенные расходы распределяются в основном пропорционально тарифной оплате труда производственных рабочих. Однако при широкой и разнообразной по качеству и количеству номенклатуре выпускаемых товаров такой способ не обеспечивает требуемой в условиях рынка точности планирования себестоимости продукции. Основным методом определения различных издержек на производство продукции служит нормативный. Нормативные затраты являются на передовых предприятиях тем мерилом, с которым сравниваются действительные затраты экономических ресурсов. Поэтому все нормативные расходы отражают там оптимальные методы и условия выполнения работы и служат основой планирования издержек производства на единицу продукции. В общем виде издержки производства представляют собой сумму нормативных затрат материалов, труда и накладных расходов. Нормативные издержки можно рассчитать по формуле И = МЗ + ТЗ + HP, где И — нормативные издержки производства на единицу продукции; МЗ — нормативные материальные затраты; ТЗ — нормативные трудовые затраты; HP— нормативные накладные расходы.
Нормативные накладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат. Нормативные трудовые затраты используются для планирования затрат рабочей силы, величина которых рассчитывается по формуле PC = ТЗ * Чс, где PC — планируемые затраты рабочей силы; Чс — часовые ставки оплаты труда (без премий).
Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаютя затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
Необходимо экономить по каждой отдельной статье затрат в себестоимости.
Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции.
Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или работ. Рассмотрим более подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услуг в условиях рыночных отношений.
В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат: 1. Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Итого материальных затрат. 6. Основная заработная плата производственных рабочих. 7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих. 8. Отчисления на социальные нужды. 9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий. 10. Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения. 11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. 12. Цеховые расходы. 13. Потери от брака. 14. Прочие производственные расходы. 15. Цеховая себестоимость. 16. Общехозяйственные расходы. 17. Производственная себестоимость. 18. Внепроизводственные расходы. 19. Коммерческая себестоимость.
Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также нормативы косвенных общецеховых или общепроизводственных, общезаводских или общехозяйственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов, например, на содержание технологического оборудования, оплату административно-управленческого персонала и т.д.
Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных затрат по формуле , где Си — себестоимость изделия, руб./шт.; М — прямые затраты на материалы и комплектующие, руб.; Зо — основная заработная плата, руб.; K1 — косвенные общепроизводственные затраты на содержание оборудования и цеховые расходы, %; К2 - общезаводские (общехозяйственные) расходы, %; a— процент дополнительной оплаты и премий рабочим; Зд — дополнительная заработная плата, руб.; b — процент отчислений на социальные нужды; К3 — внепроизводственные расходы, %.
На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле ,где Nr — годовой объем производства продукции; n — количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.