Глава № 6 Воображение
Ваши возможности – в Вашем же воображении, этой мастерской ума. Оно способно преобразовать интеллектуальную энергию в свершения и благосостояние.
Воображение – мастерская, в которой выковываются человеческие планы и желания. Импульс, страсть обретают форму и приводятся в движение функцией воображения нашего сознания. Не зря же говорится, что человек способен создать все, что способен вообразить.
За последние пятьдесят лет человеческое воображение открыло и приручило больше природных сил, чем за всю предыдущую историю. Человек так плотно «завоевал» воздух, что иногда полету мешают птицы. С расстояния в миллионы миль он изучил Солнце, определил его состав и вес, – и все это с помощью воображения. Он так увеличил скорость передвижения, что сейчас может путешествовать быстрее звука.
Но возможности воображения используются далеко не полностью. Точнее сказать, человек только обнаружил, что оно у него есть, и сделал первые элементарные шаги.
Синтетическое и творческое
Функция воображения проявляется в виде «синтетического воображения» и «творческого воображения».
Синтетическое воображение. С помощью этой функции человек складывает уже известные концепции, идеи и замыслы в новые комбинации. Эта функция ничего не создает, хотя и широко используется при обобщении наблюдений, опыта, а также в образовании. Этой функции обязано своим появлением большинство изобретений, за исключением гениальных, которые не могли произойти без участия творческого воображения.
Творческое воображение. Посредством творческого воображения ограниченный разум человека имеет выход в Мировой Разум; воспринимает – и преобразует – все основные или новые идеи; входит в контакт с подсознанием других людей.
Творческое воображение работает автоматически. Но для того чтобы оно начало действовать, сознание должно войти в соответствующий ритм, возбудиться – хотя бы сильным желанием, как в нашем случае.
Чем больше воображение используется, тем желанней для него совместная с нами работа.
Великие деятели бизнеса, промышленности и финансов, великие художники, музыканты, поэты и писатели стали таковыми благодаря своему великолепно развитому воображению.
И синтетическая, и творческая функции воображения возбуждаются от активности, совсем как наши мускулы.
Желание – только мысль, импульс. Оно бесплотно, абстрактно и эфемерно, пока не приобретает реальных очертаний. В процессе преобразования желания в денежный эквивалент Вам чаще всего придется вводить в дело синтетическое воображение. Но не забывайте и о творческом.
Развивайте воображение
При бездействии воображение слабеет, чахнет, но не умирает. Дайте ему жизнь Вашей работой! Поскольку Вам чаще придется иметь дело с синтетическим воображением, развивайте его усерднее, особенно в период составления конкретных планов добывания денег.
По прочтении всей книги вернитесь к этой главе. Заставьте работать воображение над составлением планов (или плана) превращения желания в деньги.
Детальные рекомендации по построению планов даются почти в каждой главе. Выберите те, которые наиболее подходят для Вашего случая, и запишите сам план, если Вы еще этого не сделали. В момент, когда это произойдет, Ваше желание приобретает осязаемую форму.
Перечитайте предыдущую фразу. Вслух. Очень медленно. Произнося, помните: Вы сделали первый из множества шагов на пути превращения мысли в реальность.
Природа знает, где скрыт успех
Земля, на которой мы живем, мы сами и весь материальный мир суть результат эволюционных изменений, в ходе которых мельчайшие частицы материи были организованы и оформлены соответствующим образом. Более того – и эту мысль трудно переоценить! – вся Земля, равно как и каждая из миллиардов клеточек Вашего тела, как каждый атом материи, вся жизнь вспыхнули из бесплотной энергии.
Вы можете достичь богатства с помощью законов, которые не подвержены никаким изменениям. Но прежде Вы должны узнать эти законы и научиться ими пользоваться. Через их многократное повторение и описание, через подход к ним с разных сторон автор надеется открыть Вам секрет приобретения всех огромных состояний мира. Но, как ни парадоксально прозвучит следующее утверждение, в «секрете» этом нет ничего секретного. Его выставила напоказ сама природа. Он – в Земле, на которой живем, в звездах и планетах, которые видим; он – в каждой травинке, во всякой видимой и невидимой форме жизни.
Следуя рекомендуемым принципам, Вы поймете, как работает воображение. Это философия, и, возможно, не все удастся воспринять с первого раза. Но при дальнейшем чтении и изучении Вы непременно почувствуете, что внутри Вас что-то произошло, какой-то щелчок – и восприятие стало ясней, а понимание – шире. Изучение – это процесс, а не однократное усилие. Поэтому не останавливайтесь, пока не прочтете книгу по меньшей мере три раза. Впрочем, потом Вы и сами не сможете остановиться.
Идеи – это деньги
Богатство начинается с идеи. Идеи формируются воображением. Давайте-ка рассмотрим несколько широко известных идей, из которых выросли огромные состояния. Надеюсь, Вы поймете из этих рассказов, в чем заслуга воображения. И чего можете добиться Вы сами.
А не хватало мелочи
Пятьдесят лет назад старый сельский доктор приехал в город. Он привязал лошадь и тихо, с черного хода, прошмыгнул в аптеку. Более часа доктор и аптекарский клерк торговались о чем-то шепотом. Потом доктор вышел и вернулся с большим старомодным котелком и деревянной мешалкой.
Клерк изучил содержимое котелка и передал доктору пачку банкнот – ровно пятьсот долларов. Это были все его сбережения! Получив деньги, старик отдал, наконец, самое важное: листок бумаги с секретной формулой.
За то, что было написано на бумаге, короли отдавали полцарства. Эти магические слова должны были заставить котелок кипеть. Но ни доктор, ни молодой клерк не знали, какие сказочные богатства вычерпать из этого котелка было предназначено судьбой.
Старик был доволен, продав свой рецепт за пятьсот долларов. Клерк же никогда не думал, что вложит деньги в ветхий котелок. Но вскоре с этим котелком, – по способности извлекать золото «из воздуха» – не сможет сравниться и волшебная лампа Аладдина.
Клерк приобрел идею! Но чудеса с котелком стали происходить только после того, как новый владелец прибавил к секретным инструкциям кое-что, о чем доктор ничего не знал. Подумайте, что же это было?
А теперь давайте посмотрим, какие огромные богатства принесла идея. Прежде всего она озолотила тех, кто продает содержимое котелка миллионам людей.
Старый котелок сегодня – крупнейший потребитель сахара, дающий работу сборщикам тростника и рабочим сахарных заводов.
Старый котелок ежегодно потребляет миллионы стеклянных бутылок, обеспечивая занятость людей в стекольной промышленности.
Старый котелок – работодатель огромной армии клерков, стенографисток, сценаристов, экспертов по рекламе по всей стране. Он принес славу и богатство множеству артистов, создавших запоминающиеся картины с описанием продукта.
Старый котелок превратил маленький южный городок в деловую столицу юга, где он и посейчас приносит пользу, напрямую или косвенно, в бизнесе каждого жителя.
Влияние этой идеи способствует развитию всего цивилизованного мира, принося золото всякому, кто к ней прикоснется.
Золото из котелка основало и поддерживает один из самых знаменитых колледжей юга, в котором тысяча студентов получает подготовку, необходимую для достижения успеха.
Если бы продукт из медного котелка умел говорить, он рассказал бы множество захватывающих историй на всех языках мира. Истории о любви и бизнесе, о тысячах мужчин и женщин, которых он ежедневно ободряет.
Во всяком случае, в одной такой истории участвовал автор этих строк. Действие ее начиналось недалеко от места, где в свое время аптекарский клерк купил старый котелок. Именно там автор встретил свою будущую жену, кстати, впервые рассказавшую ему эту историю. Они как раз пили этот замечательный напиток, когда он попросил ее соединить с ним свою жизнь «для радостей и трудностей».
Кем бы Вы ни были, где бы Вы ни жили и чем бы ни занимались, вспомните всякий раз, когда увидите слова «кока-кола», что эта гигантская империя выросла из одной идеи и что таинственной составляющей, которую Эза Кэндлер, аптекарский клерк, прибавил к рецепту напитка, было воображение!
А теперь остановитесь. Подумайте. Подумайте о том, что принципы, излагаемые здесь, помогли кока-коле захватить каждый город, городок, поселок и перекресток по всему миру. И если Вам придет в голову идея, которая окажется столь же достойной и разумной, Вы сможете повторить рекорд всемирно известного борца с жаждой.
Миллион за неделю
Следующая история подтверждает справедливость старого присловья: «у кого воля, у того и доля». Ее рассказал мне просветитель и проповедник, покойный отец Фрэнк У. Гансолэс, карьера которого началась с чикагских скотобоен.
Еще во время учебы в колледже доктор Гансолэс обратил внимание на множество дефектов в образовательной системе, которых он смог бы избежать, будь сам во главе колледжа. И он решил организовать для реализации своих идей учебное заведение, в котором не был бы связанным ортодоксальными методами обучения.
Но для этого требовался миллион долларов. Где это взять? Эта мысль долго не оставляла молодого честолюбивого священника. Ложился ли он спать, молился ли по утрам, занимался ли дневными заботами, мысль о деньгах, ставшая манией, была фоном всех его действий и помышлений.
Понимая необходимость и определенной цели, и страстного желания для ее достижения, доктор Гансолэс тем не менее никак не мог найти способ получить миллион. Любой другой на его месте сказал бы себе примерно так: «Ладно, дружище. Идея-то твоя хороша, но ты никогда не наскребешь этот проклятый миллион».
Но доктор Гансолэс думал и поступал иначе. Впрочем, пускай он расскажет об этом сам.
«Однажды в субботу я сидел дома и думал о том же, о чем думал уже беспрерывно два года: как? Как добыть денег для реализации моих планов? В тот день я сказал себе: хватит, хватит только думать! Через неделю я буду иметь миллион. Я не знал в точности, как я его достану, но я сделал главное: принял решение о сроке, в течение которого достигну цели. Должен сказать Вам, что в тот самый момент, когда решение было принято, чувство уверенности в себе наполнило мою душу. Что-то внутри говорило мне: „Почему же ты раньше этого не сделал? Деньги ждали тебя все это время!“
События развивались в головокружительном темпе. Я созвал журналистов и сообщил им, что на следующее утро собираюсь читать проповедь на тему: «Что я буду делать, если у меня будет миллион долларов». Я немедленно приступил к составлению, и, откровенно говоря, это было несложно: ведь проповедь созревала во мне два года. В этот вечер я лег спать с чувством уверенности: я видел, что миллион уже у меня в кармане. На следующее утро я встал пораньше, перечитал текст и преклонил колени для молитвы. Я молил Бога, чтобы тот, кто может дать мне деньги, услышал мою проповедь. И опять меня посетило чувство уверенности в том, что деньги придут, что они уже идут ко мне.
Я был так взволнован, что вышел из дома, не захватив текста проповеди, и заметил это лишь тогда, когда взошел на кафедру.
Конечно, было уже слишком поздно возвращаться за записями. И – слава Богу! Потому что подсознание предоставило мне все необходимое. Когда я поднялся на кафедру, закрыв глаза и начал говорить, – это говорили мое сердце и душа, говорили мои мечты. Я обращался не только к прихожанам, но и к самому Господу. Я рассказывал, что сделаю с миллионом долларов, если эта сумма окажется в моем распоряжении. Я описал план организации прекрасного учебного заведения, в котором молодые люди смогут постигать все нужное на практике и одновременно развивать свой ум.
Когда я закончил и сел, из третьего ряда медленно встал человек и направился к кафедре. Я не представлял, что он собирается делать. Человек поднялся на кафедру, поднял руку и сказал так: «Досточтимый, мне понравилась Ваша проповедь. Я верю, что Вы сможете сделать все, о чем рассказали, если у Вас будет миллион. Я хочу доказать, что верю в Вас и в Вашу проповедь и потому дам Вам миллион. Приходите завтра утром в мой офис. Мое имя – Филипп Д. Армур».
...И мистер Армур подарил доктору Гансолэсу обещанные деньги. На них был основан Армуровский технологический институт, ныне известный как Иллинойский технологический институт.
Именно идея принесла необходимый миллион отцу Гансолэсу. Идея, выросшая на страсти, которую молодой священник пестовал в течение двух лет.
Обратите внимание на чрезвычайно важную вещь: доктор Гансолэс поучил деньги в течение 36 часов после того, как принял определенное решение и составил план его выполнения!
Нет ничего нового и уникального в том, что священник мечтал о миллионе, слабо надеясь на то, что как-нибудь его мечта осуществится. Кто не мечтает? Но есть нечто неповторимое в решении, принятом в ту памятную субботу, когда рассеянная мечтательность сменилась решительностью: «Я буду иметь эти деньги в течение недели!»
Законы, благодаря которым доктор Гансолэс добился своего, работают сегодня так же, как в тот день, когда молодой проповедник применил их столь удачно. И они доступны Вам!
Ясные намерения – ясный план
Обратите внимание на то, что было общего у Эзы Кэндлера и доктора Фрэнка Гансолэса. Их объединяло понимание той поразительной истины, что идеи могут быть превращены в звонкую монету силой конкретного намерения, соединенного с конкретным планом.
Если Вы из тех, кто верит, что достичь богатства можно лишь честным и упорным трудом, оставьте надежду! Богатство, если говорить о действительном богатстве, никогда не приходит к человеку только как результат тяжелого труда. Богатство – отклик на настойчивое желание. Богатство не приходит случайно...
Вообще-то говоря, идея – это вспышка мысли, побуждающая Вас к действию через обращение к Вашему воображению. Все крупные торговцы знают, что идеи помогают продавать товары. Мелкие торговцы этого не понимают. Впрочем, не потому ли они – мелкие?
Издатель дешевых книг сделал открытие, значимое для всего издательского дела. Он понял, что многие люди покупают название, а не содержание книги. Изменив заголовок книги, которая не шла, он распродал более миллиона экземпляров. А ведь в книге не было изменено ни строчки просто наклеили новую обложку с более «кассовым названием».
У идей нет цены. Цену назначает автор, и если он настойчив, то всегда добьется своего!
История почти каждого огромного состояния начинается в день встречи автора и покупателя идеи. Карнеги окружил себя людьми, делающими то, чего не умел он сам, – людьми, создающими и реализующими идеи. Это принесло и ему, и его команде баснословные деньги.
Миллионы людей проживают жизнь в надежде на удачу. Возможно, благоприятное стечение обстоятельств иногда дает Вам шанс, но строить план в расчете на везение несерьезно. Именно удача открыла передо мной величайшую возможность и в моей собственной жизни, – но двадцать лет целенаправленных усилий предшествовали этому.
Я имею в виду встречу с Эндрю Карнеги и согласие содействовать моей работе, которым мне удалось заручиться. Тогда Карнеги и подал идею создания из принципов достижения богатства некой философии успеха. Следование этой философии помогло тысячам людей, а некоторые сколотили крупные состояния. Начало же было простым: идея, доступная каждому.
Да, перелом в моей жизни наступил благодаря Э. Карнеги. Но он не мог произойти без настойчивости, стремления к определенной цели, последовательных усилий в течение двадцати лет! Необыкновенное желание помогало мне переживать разочарования, чувство обескураженности при неудачах, критику и постоянные мысли о «потерянном времени». Нет, это была страсть!
После того как господин Карнеги подал идею, ее надо было холить, лелеять и пестовать, чтобы дать ей настоящую жизнь. Постепенно она стала самостоятельным организмом и уже вела по жизни меня. С идеями всегда так. Сперва Вы их создаете, а потом они, окрепнув, овладевают
Вами целиком, не признавая неподчинения. Идеи неосязаемы, но их сила больше, чем сила мозга, выпустившего их в свет. Их сила продолжает действовать и после того, как мозг обращается в прах.
Мысли на заметку
Работайте – тогда синтетическое и творческое воображение будут помогать Вам, как правая и левая рука.
Отсутствие воображения – причина многих неудач; его наличие обеспечит успех. Эза Кэндлер не изобрел рецепта кока-колы. Он вспенил ее воображением. Это принесло ему состояние.
Деньги ждут Вас в неограниченном количестве, если Вы точно знаете, сколько и на что Вам их надо. И конечно, если Вам помогает воображение. Оно обеспечило миллион священнику, который его просто попросил.
Богатство ждет Вас. Путь к нему начинается с простой идеи. Даже не план, а новая комбинация может принести тысячи и миллионы.
Любому инструменту нужны умелые руки.
Глава № 7 Планирование
Посвящение в мистическую тайну «мозгового центра». Найдите для себя наилучшее поле деятельности, и Вы будете руководить и делать большие деньги в потрясающе короткие сроки.
Вы уже поняли, наверное, что любые человеческие достижения начинаются с желания. Из абстрактного желание становится конкретным в «мастерских воображения», где и составляются планы по претворению желаний в действительность.
В главе о желании Вы получили информацию о том, как желание денег превращается в собственно деньги. К этой цели ведут шесть ясных, практических шагов. Один из этапов формирование четкого, реально выполнимого плана (или планов), посредством которого можно осуществить задуманное.
Перейдем к подробному изложению такого плана:
1. Возьмите в союзники столько людей, сколько Вам нужно для создания и осуществления Вашего плана (или планов), – используйте принцип «мозгового центра», описываемый далее. Абсолютно существенно Ваше внутреннее согласие с этой рекомендацией. Не пренебрегайте ею.
2. Прежде чем Вы образуете альянс интеллектуалов, определите, какие выгоды получит каждый член Вашей группы от участия в этом союзе и что Вы ему можете предложить. Никто не будет работать с Вами бесконечно без компенсации за свой труд. Ни один разумный человек не пригласит другого для работы и сам не будет ожидать такого приглашения без надежды на адекватное вознаграждение, хотя оно не всегда может быть измерено деньгами.
3. Договоритесь встречаться с членами «мозгового центра» не реже двух раз в неделю и даже чаще, если это возможно, до тех пор, пока сообща Вы не составите план, который в наибольшей степени устраивал бы Вас.
4. Сохраняйте гармонию в Ваших отношениях с членами интеллектуальной группы. Если Вы не можете в точности выполнить эту рекомендацию, будьте готовы к неудаче в любой момент. «Мозговой центр» не может существовать без совместимости всех его участников.
Держите в уме следующие вещи:
1. Вы занимаетесь делом огромной для Вас важности. Для того чтобы быть уверенным в успехе, Вы должны иметь безошибочный план действий.
2. Вы должны привлечь на Вашу сторону и в Ваших целях опыт, образование, природные способности и воображение других людей. Любой человек, достигший впечатляющих успехов в бизнесе, следовал методу, описанному Выше.
Достаточного опыта, образования, способностей, знаний, необходимых для того, чтобы преуспеть, нет ни у кого! Какой бы план Вы ни выбрали, все равно он будет плодом коллективного разума. Вы можете быть создателем плана в целом ли, в части ли его, но проследите за тем, чтобы он прошел экспертизу «мозгового центра».
На ошибках учатся
Если первый же план провалится, не беда; замените его другим. Если и этот новый план не оправдает Ваших надежд, опять же не спешите отчаиваться, а садитесь за разработку следующего проекта и ищите нетривиальные решения – пока план не заработает. Именно на этом этапе многие
отступают из-за отсутствия настойчивости. Помните: если план не осуществляется, то вместо того, чтобы понапрасну расстраиваться, надо заменить его другим. Вот и вся хитрость!
Большинство неглупых людей не может обойтись без плана, какой бы предпринимательской деятельностью они не занимались. Главное, чтобы этот план был реальным и жизнеспособным. И не бойтесь начинать все сначала.
Временная неудача означает только одно – в Вашем проекте что-то не так. Миллионы людей всю жизнь не могут выбраться из бедности и даже нищеты только по одной причине: из-за отсутствия хорошо продуманного плана. Ваши достижения целиком и полностью зависят от глубины его разработки.
Человека нельзя принудить к отступлению, если он не сдается сам – и прежде всего в своем собственном сознании.
Джеймс Дж. Хилл терпел неудачу за неудачей, пытаясь умножить капитал, необходимый для строительства железнодорожной магистрали Восток – Запад. Но временные поражения он сумелтаки обратить в победу и сделал это с помощью новых проектов.
Генри Форд тоже столкнулся, казалось бы, с непреодолимыми трудностями, притом не в самом начале своей «автомобильной» карьеры, а на вершине ее. Однако он продумал все заново от начала до конца, составил другой план и пришел к новой финансовой победе.
Когда мы говорим о людях, разбогатевших, как нам кажется, в одночасье, мы абсолютно не замечаем тех временных неудач, которые им пришлось преодолеть задолго до того, как улыбнулось счастье.
Никто из последователей этой философии не должен тешить себя надеждой разбогатеть, не пройдя через полосу «временных неудач». Когда такая полоса наступает, – это сигнал, что Ваш план недостаточно глубок. Надо все взвесить и без предрассудков, спокойно вновь устремиться навстречу желанной цели. Если Вы бросаете дело, не достигнув ее, то скорее всего Вы просто лентяй. Лентяй никогда не победит, а победитель не может быть ленивым. Запомните это на всю жизнь, а лучше напишите крупными буквами на листке бумаги и повесьте так, чтобы Вы могли видеть его перед отходом ко сну и каждое утро, настраиваясь на работу.
Подбирая интеллектуальную группу, попытайтесь остановить выбор на тех, кто не делает трагедии из временных неудач.
Некоторые люди совершенно уверены в том, что только деньги делают деньги. Это далеко не так! Лучше всего поможет преуспеть заряд желания, который нетрудно преобразовать в его денежный эквивалент, основываясь на изложенных здесь принципах. Деньги сами по себе – всего лишь косная материя. Деньги не думают, не двигаются и все время молчат, но у них прекрасный «слух»: стоит их позвать, как они не замедлят явиться пред ясные очи страждущих звона монет!
Продать можно все
Для успеха в любом деле существенным является разумное планирование. Ниже следуют подробные инструкции для начинающих карьеру с предложения своих услуг. Продаются как услуги, так и нетривиальные идеи. Когда нет другой собственности, что может быть лучше идей и способностей? Продайте-ка их получше! Все огромные состояния начинались именно с этого.
С чего начинается руководство
Вообще говоря, человечество делится над два типа людей. Первый тип – лидеры, второй исполнители. С самого начала Вы должны решить, в чем Ваше призвание – управлять или исполнять. Разница в доходах бывает колоссальной. Исполнители не имеют достаточно оснований претендовать на такое же вознаграждение. Но они часто делают ошибку, считая, что с ними поступают несправедливо.
Быть исполнителем совсем не зазорно. С другой стороны, здесь нечем гордиться. Большинство из тех, кто нынче руководит, начинали в должности исполнителей. Они стали хорошими руководителями только потому, что были умными исполнителями. За малыми исключениями те, кто не может с должной сообразительностью исполнять решения, не станут и квалифицированными руководителями. И наоборот, изобретательные исполнители обычно в очень короткие сроки проявляют себя и учатся принимать самостоятельные решения. Умный исполнитель имеет ряд преимуществ. И кроме того, всегда можно набраться ума-разума у лидеров.
Одиннадцать секретов управления
Важнейшие особенности управления:
1. Смелость и решительность: они базируются на знании самого себя и того дела, которому Вы посвятили жизнь. Ни один исполнитель не хотел бы работать под руководством не очень смелого и неуверенного в себе лидера. Ни один умный исполнитель не будет долго терпеть такого руководителя.
2. Самоконтроль. Человек, не контролирующий себя, не сможет контролировать и других. Самоконтроль – прекрасный пример для исполнителей, которые в меру своего разумения стремятся подражать руководителю.
3. Острое чувство справедливости. Не обладая им, руководитель лишается уважения со стороны подчиненных и утрачивает моральное право командовать.
4. Четкость решений. Человек, колеблющийся в своих решениях, демонстрирует неуверенность в себе, значит, он не может руководить достаточно успешно.
5. Ясность планов. Преуспевающий руководитель планирует свою работу и работает над планом. Руководитель, действующий на авось, без ясных практически осуществимых планов, плывет по течению, как парусник без парусов и штурвала. Рано или поздно он напорется на скалы.
6. Привычка работать «сверхурочно». Одна из обязанностей, возлагаемых на себя руководителем добровольно, – готовность работать больше, чем он требует от подчиненных.
7. Привлекательность личности. Небрежность и неряшливость никогда не приведут Вас к успеху. Лидерство требует уважения к себе. Исполнители перестают уважать руководителя, не следящего за собой и своей репутацией.
8. Сочувствие и понимание. Удачливый руководитель сочувствует своим подчиненным и всегда может прийти к согласию с ними. Более того, он должен уметь понимать их проблемы.
9. Совершенное владение предметом и ситуацией. Руководитель знает дело как свои пять пальцев.
10. Готовность взять всю ответственность на себя. Преуспевающий руководитель всегда должен быть готов взять на себя ответственность за ошибки и упущения подчиненных. Тот, кто пытается извернуться, переложить ответственность на других, как правило, не долго остается на высокой должности. Если кто-то из подчиненных совершает ошибку или обнаруживает свою некомпетентность, руководитель должен считать, что это его ошибка и его личная некомпетентность.
11. Сотрудничество. Руководитель должен понимать и применять принцип совместных усилий и воспитывать у подчиненных способности к сотрудничеству. Для управления нужна энергия, а ее дает сотрудничество.
Управление бывает двух видов. Первый, и наиболее эффективный, вид управления предполагает общее согласие и поддержку со стороны подчиненных. Второй – управление с помощью принуждения, без необходимого взаимопонимания и сочувствия исполнителей.
История человечества учит, что насилие и принуждение не могут длиться бесконечно. Падение диктаторов и исчезновение монархий в этом смысле весьма знаменательно. Оно показывает, что люди не могут подчиняться силе до бесконечности.
Примерами такого рода являются Наполеон, Гитлер и Муссолини. Все они кончили плохо.
Управление на основе всеобщего согласия – единственный источник света, на который еще может надеяться человечество. Люди могут подчиниться силе на какое-то время, но никогда добровольно.
Новейшие принципы управления включают в себя одиннадцать описанных Выше особенностей, но этим, конечно, не ограничиваются. Кто возьмет их за основу в своей управленческой деятельности, тот откроет для себя обширные возможности руководить людьми из всех слоев общества.
Ошибки руководителя
Теперь мы переходим к наиболее распространенным ошибкам руководителей, потерпевших фиаско. Ведь не менее важно знать, чего не надо делать.
1. Неспособность учесть все детали. Компетентный руководитель должен предусмотреть все до мелочей. Он не оставит без внимания неожиданно возникший вопрос под предлогом занятости. Если человек, руководитель он или простой исполнитель, заявляет, что он якобы «слишком занят» и не может изменить свои планы из-за каких-то непредвиденных обстоятельств, то он попросту расписывается в своем бессилии. Руководитель, стремящийся к успеху, должен вникать во все детали, связанные с его работой. Разумеется, это предполагает его умение пользоваться услугами заместителей.
2. Неготовность к взаимозаменяемости. Истинно талантливый руководитель всегда готов, если этого требуют обстоятельства, выполнить такую работу, какую он может спросить и с других. «Кому много дано, с того много и спросится» – истина, известная всем одаренным руководителям.
3. Ожидание вознаграждения просто за знание вместо использования своих знаний для дела. Во всем мире людям платят не за знание, а за умение что-то сделать или убедить других сделать это.
4. Боязнь конкуренции со стороны исполнителей. Руководитель, боящийся, что исполнитель займет его место, может быть уверен: рано или поздно это обязательно произойдет. Талантливый руководитель посвящает во все тонкости своей должности человека, которому он может, осознанно и добровольно, передать свои полномочия. Только так он совершенствуется сам и готовит себя к работе на любом месте, удерживая в поле зрения, казалось бы, самые далекие друг от друга вещи. Непреложная истина состоит в том, что люди получают больше выгод, давая другим возможность заработать. Квалифицированный руководитель, зная в совершенстве свою работу и видя притягательность собственной личности, может сильно повлиять на эффективность работы других людей и способствовать тому, чтобы их служба фирме стала с его помощью ценнее и полезнее.
5. Отсутствие воображения. Если у руководителя нет воображения, он будет беззащитен перед непредвиденными обстоятельствами и не способен формировать четкие планы, от чего эффективность его управления резко упадет.
6. Эгоизм. Руководитель, присваивающий себе всю славу от сделанной работы, должен знать, что его подчиненные могут и возмутиться. Толковый руководитель всегда поделится славой. Он обязательно проследит, чтобы чести за проделанную работу удостоились действительно заслужившие ее. Ибо он знает, что большинство людей лучше работают, когда делают это не только ради денег.
7. Невоздержанность. Подчиненные не могут испытывать уважение к руководителю, не умеющему обуздать свои страсти и слабости. Более того, невоздержанность подрывает силы и выносливость людей, не способных противостоять ей.
8. Вероломство. Вероятно, с этого и надо было начать перечисление ошибок в управлении. Руководители, не верные своим обязательствам и сотрудникам, стоят ли они выше или ниже их по положению, не в состоянии долго удерживать лидерство. С вероломным человеком перестают считаться, начинают относиться к нему с презрением, которого он, без всякого сомнения, заслуживает. Неверность слову и делу – одна из самых распространенных причин неудач в любой сфере человеческой деятельности.
9. Авторитарность в управлении. Квалифицированный руководитель должен сам быть достаточно бесстрашен, но не напускать страх на подчиненных. Руководитель, пытающийся надавить на подчиненных своим авторитетом, от авторитетности может быстро перейти к насилию. У реального лидера нет нужды рекламировать свое превосходство. Он достигает этого другими способами – демонстрируя свое понимание, сочувствие, честность и справедливость, а также абсолютное знание дела.
10. Щеголяние званиями. Компетентный руководитель, для того чтобы его уважали подчиненные, не нуждается в званиях. Кичащийся своими званиями обычно не в силах предъявить что-либо еще. Чопорность и хвастливость не имеют ничего общего с деловыми качествами человека.
Мы перечислили самые общие, самые распространенные ошибки управления. Любая из них может привести Вашу карьеру к печальному концу. Если Вы стремитесь руководить и уверены, что свободны от недостатков, тщательно проштудируйте этот список.
Руководители нужны всюду
Вот лишь несколько сфер деятельности, которые нуждаются сегодня в новом типе руководителей и где перед такими руководителями открываются самые широкие возможности.
1. Острая необходимость в руководителях нового типа ощущается в политической деятельности, что указывает на некоторый кризис в этой сфере.
2. Реформе подвергается нынче и банковский бизнес.
3. Новых лидеров ждет и промышленность. Для того чтобы выжить, руководитель должен вести себя как общественный деятель, оправдывая доверие людей и стремясь смягчить их бедствия и лишения.
4. Будущий священнослужитель должен уделять больше внимания сегодняшним нуждам прихожан, решению их материальных и личных проблем и меньше увлекаться прошлым или обращать свой взор к отдаленному будущему.
5. Новый тип руководителей нужен также в области права, медицины и образования. Особенно это касается сферы образования. Руководители последней в будущем должны учить людей использовать знания, полученные в школе. Чем меньше теорий, тем лучше, здесь нужна голая практика.
6. Руководители нового типа должны прийти и в журналистику.
Не правда ли, в перечисленных Выше сферах деятельности для толкового руководителя – море возможностей?
Мир вступил в эпоху быстрых перемен. Это означает, что средства, с помощью которых должны быть изменены психология и поведение людей, необходимо, в свою очередь, приспособить к быстро меняющимся обстоятельствам. Средства, описанные в моей книге, в гораздо большей степени, чем все остальные, определяют общее направление развития цивилизации.
Пять способов найти хорошую работу
Информация, что Вы черпаете из этой книги, – лишь обобщение опыта, которым воспользовались тысячи людей. Оказывается, существует пять верных способов свести вместе покупателей и продавцов личных услуг.
1. Бюро найма. Вы должны выбирать только заслуживающие доверие бюро. Таких сравнительно немного.
2. Объявления и реклама. Просматривайте газеты, листайте журналы и еженедельники. Объявлениям можно доверять только в том случае, если кто-то уже воспользовался ими и получил место, устраивающее хотя бы на первых порах. Помещать объявления стоит в разделах газеты, которые адресованы предполагаемым работодателям. Образец объявления лучше всего составит эксперт по рекламе и объявлениям, знающий, как грамотно «подать» Ваши качества и заинтересовать работодателя.
3. Заявления и запросы. Их следует направлять в адрес фирм или бизнесменов, нуждающихся в тех услугах, которые Вы можете предложить. Письма должны быть в любом случае грамотно написаны, аккуратно отпечатаны и подписаны. Вместе с письмом можно отправить в качестве приложения обстоятельную «записку» об особенностях Вашей специальности и квалификации. И письмо, и приложение может составить специалист по такого рода заявлениям (см. инструкцию, как составлять запрос).
4. Предложение личных услуг через знакомства. По возможности не пренебрегайте знакомствами – лучше вести переговоры с перспективными работодателями. Этот способ наиболее предпочтителен, если Вы ищете конкретную должность и не хотите размениваться на мелочи.
5. Личное обращение. В некоторых случаях целесообразней напрямую обратиться к предполагаемому работодателю, для чего лучше все-таки составить запрос с Вашими предложениями в письменном виде, поскольку наниматели очень часто любят советоваться со своими заместителями, рассматривая ту или иную кандидатуру.
Как подготовить запрос или заявление
Запрос или заявление нужно готовить так же тщательно, как юрист готовит бумаги для судебного разбирательства. Если у Вас нет достаточного опыта в их составлении, проконсультируйтесь со специалистом и прибегните к его услугам. Уважающие себя бизнесмены берут на работу людей, кое-что понимающих в искусстве «подать» себя, а также более или менее искушенных в психологии работодателей. То же самое надо иметь в виду и тем, кто хочет продать свои услуги. В запрос должна входить следующая информация:
1. Образование. Опишите кратко, но четко, в каких учебных заведениях и какими предметами Вы занимались, не забывая упомянуть о Ваших успехах в том или ином виде знаний.
2. Стаж работы по специальности. Если у Вас есть опыт работы по специальности, по которой Вы ищете работу, опишите все достаточно подробно, не забудьте приписать адреса и фамилии Ваших прежних руководителей. Будьте уверены, если Вы ясно и определенно расскажете о том специальном опыте, который Вы приобрели раньше, о Ваших уникальных способностях, это сильно поможет в устройстве на интересующую Вас работу.
3. Справки. Практически любая фирма хочет знать как можно больше о прошлой деятельности человека, которого намеревается взять на работу. Приложите к своему запросу следующие
справки: а) предыдущие наниматели; б) преподаватели, у которых Вы учились; в) рекомендации известных людей, пользующихся всеобщим доверием.
4. Фотография. Не забудьте приложить к письму собственную фотографию.
5. Просьба об определенной должности. Избегайте упоминания конкретной должности, которую Вы хотели бы получить. Никогда не говорите: «именно такая работа» – это свидетельствует о каких-то пробелах в Вашей квалификации.
6. Обоснование наличия квалификации, необходимой для перспективной должности. Подробно изложите причины Вашей уверенности в том, что квалификация, которой Вы обладаете, достаточна для занятия интересующей Вас должности. Это наиболее важная часть запроса. Она в большей степени, чем все остальное, может определить Ваше будущее.
7. Предложение поработать с испытательным сроком. Может, это чересчур радикальное средство, но опыт показывает, что, если Вы уверены в своей квалификации, испытательный срок Вам не повредит. Такое предложение с Вашей стороны само по себе указывает на то, что Вы уверены в собственных силах и справитесь с должностью, на которую рассчитываете. Но Вы должны ясно представлять себе, что Ваше предложение основано на: а) уверенности, что Вы годитесь на должность; б) уверенности, что Вас действительно возьмут на постоянную работу после испытательного срока; в) решимости занять эту должность.
8. Ваши познания в той области, где работает предполагаемый наниматель. Прежде чем претендовать на место или должность, тщательно ознакомьтесь с деятельностью предприятия работодателя и не скрывайте собственные познания в данной сфере. Это может произвести впечатление, свидетельствуя о Вашей заинтересованности в должности и о наличии творческой жилки.
Помните: юристом, например, называют вовсе не того, кто знает все законы назубок, а того, кто лучше всего может подготовить факты и доказательства, приводящие к цели. Если Ваши «доказательства» подобраны с умом и составлены со смыслом, победа обеспечена более чем на половину. И это только начало!
Не трудитесь делать запрос очень длинным. Работодатели настолько же заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов, насколько Вы – в получении интересной работы. Другими словами, удача наиболее преуспевающих предпринимателей по большей части зависит от их способности подобрать себе квалифицированных заместителей. Поэтому им нужна только полезная, необходимая информация.
Помните также и о других, казалось бы, второстепенных вещах: старательность и аккуратность, с какими Вы подготовите запрос, будут свидетельствовать о Вашем усердии. У меня был опыт подготовки таких запросов для клиентов, и он был настолько удачен, что все мои клиенты получали положительный ответ без личного собеседования с нанимателями.
Когда Ваш запрос будет составлен, напишите на нем печатными буквами что-нибудь вроде: «Сведения о квалификации Роберта К. Смита, претендента на должность личного секретаря президента Блэнк Компани Инк».
Имя адресата можно менять сколько угодно. Эта как бы личная реклама, несомненно, привлечет внимание. Аккуратно напечатайте запрос на самой лучшей бумаге, которую только удастся раздобыть, и заверните его в плотную бумагу, как это делают в книжных магазинах. А если Вы хотите представить его не в одну компанию, то всегда можете изменить название фирмы. На одной из первых страниц запроса должна быть и Ваша фотография. Когда будете писать письмо, следуйте в целом этой инструкции, однако более полагайтесь на собственное воображение.
Удачливый продавец тщательно следит за собой. Он лучше всех понимает, какое значение имеет первое впечатление. Ваш запрос – не забывайте об этом – посредник, и его с легкостью можно уподобить такому продавцу. Подарите ему наиболее «подходящий костюм» и снабдите «улыбкой», и он будет выгодно отличаться от всех других предложений, которые когда-либо встречались Вашему работодателю. Чем более достойна Вас та должность, соискателем которой Вы являетесь, тем тщательнее должны быть приготовления. И если Вы продадите свои услуги предпринимателю в форме, производящей на него сильное впечатление, то, возможно, и жалованье Вам сразу же назначат более высокое.
Если Вы ищете место с помощью рекламного агента или агента, действующего от имени нанимателя, снабдите и его копией Вашего запроса. Таким образом Вы создадите удобства для всех и увеличите свои шансы.
Ищите работу по душе
Всякий человек с большим удовольствием делает ту работу, которая ему по вкусу. Художник работает красками, ювелир – руками, писатель – головой. Другие находят себя в области бизнеса и промышленности. Если в Америке что и хорошо, то это огромный выбор разного рода занятий: хочешь – становись фермером, занимайся промышленным производством, маркетингом, богословием, правом, медициной.
1. Определите для себя, какой именно род занятий Вас привлекает. Если такой профессии не существует, кто Вам мешает создать ее?
2. Выберите компанию или бизнесмена, на которого Вы хотели бы работать.
3. Выясните все о своем предполагаемом нанимателе: о его изворотливости, личных качествах и шансах на успех.
4. Проанализируйте свои способности и возможности, оценивая, что Вы можете предложить, а также разработайте план и продумайте средства, с помощью которых Вы могли бы с успехом предоставить или выгодные предложения, или свои услуги, или идеи по совершенствованию дела. В том, что Вы собираетесь предложить, Вы должны быть уверены сами.
5. Забудьте о том, что Вам нужно место. Забудьте о сомнениях, сможете ли Вы найти работу. Забудьте об общепринятом и затасканном «есть ли у Вас свободное место?». Сосредоточьтесь на том, что Вы лично можете предложить.
6. Однажды, когда Вам в голову придет мысль и появится какой-то план, немедленно запишите его на бумаге, а потом перепишите набело, предварительно разработав его во всех деталях.
7. Представьте его соответствующему авторитетному лицу, и он сделает все остальное. Любая компания заинтересована в людях, способных дать ей что-нибудь стоящее, неважно, что это: идеи, услуги или «связи». У любой компании найдется место для человека, имеющего определенный план действий, если он принесет явную выгоду этой компании.
Разумеется, все это может занять много дней или недель, но разница в доходе, скорости продвижения по службе и признания сэкономит Вам годы тяжелой работы за более чем скромную плату. Предложенный способ таит в себе много скрытых преимуществ, самое очевидное из которых – время. Очень часто удается «выручить» от одного года до пяти лет на пути к желанной цели.
Кто начинал с «середины дороги» на лестнице успеха, делал это с помощью всесторонне продуманного и тщательно разработанного плана.
Общественность Вам поможет
Все, кто в будущем хочет продать свои услуги с успехом, должны обратить внимание на те перемены, которые произошли в отношениях между работающими по найму и работодателем.
Все больше и больше принимают форму партнерства и делового сотрудничества отношения между: 1) работодателем; 2) работающим по найму; 3) обществом, которому они служат.
Эти новые отношения определяются следующими причинами. Во-первых, и предприниматель, и работающий по найму в будущем станут служить обществу и наиболее эффективно работать на него. В прошлом наниматель и тот, кто к нему нанимался, торговались между собой, заключая друг с другом выгодную сделку и не принимая во внимание, что в реальности в сделку эту включается – с третьей стороны – общество, которому они оба служат.
«Учтивость» и «услужливость» сегодня являются лозунгами всякого бизнеса. Они применимы и к тому, кто дает работу, и к тому, кто продает свою рабочую силу, поскольку оба они работают на общество. Если они это делают плохо, то моментально лишаются всех преимуществ, которыми, казалось бы, только что обладали.
Все мы помним время, когда служитель, снимавший показания с газового счетчика, неистово колотил в дверь, так что она чуть ли не разбивалась в щепки, и с недовольной миной на лице ворчал, когда ему открывали: «Какого черта Вы заставляете меня ждать?» Теперь мы видим разительные перемены. Человек, присланный для того, чтобы снять показания счетчика, выглядит не хуже джентльмена, готового «сию же минуту к Вашим услугам». Пока газовые компании чухались с их вечно недовольными агентами, изворотливые продавцы масляных горелок обошли их в конкуренции и организовали бизнес по всей стране.
Во времена депрессии я провел несколько месяцев в угольных регионах Пенсильвании, исследуя причины, которые чуть не подорвали в корне всю угольную промышленность Америки. Угольные воротилы и их наемная сила заключали между собой хитроумные сделки, взвинчивая цену на уголь, пока не сообразили, что тем самым лучше всего способствовали новому бизнесу в
производстве масляных горелок и всех агрегатов к ним, а также бизнесу по производству и продаже сырой нефти.
Наверное, эта история поможет понять, что никто не способен прыгнуть Выше головы и что вся наша жизнь зависит от нашего же поведения! Если есть некие принципы, которые контролируют бизнес, финансы и транспорт, то те же самые принципы контролируют поведение людей и определяют их экономическое положение.
Три способа самооценки
Выше мы описали, какими способами можно добиться наиболее выгодной продажи личных услуг на постоянной и эффективной основе. Ни один человек не добьется сколько-нибудь значительного успеха, если не проштудирует, не проанализирует и не поймет всего того, что уже было сказано. Каждый человек должен уметь продавать свои услуги. Количество и качество оказанных услуг, а также вдохновение, с которым они оказываются, и определяют в конечном счете продолжительность найма и зарплату.
Для того, чтобы с наибольшим эффектом продать свои услуги (что означает устраивающую Вас цену и наилучшие условия), Вы должны следовать формуле «ККС», означающей качество, количество и силу духа в сотрудничестве. Это гарантирует Вам непреходящий успех. Запомните формулу «ККС». Сделайте ее Вашим лозунгом, Вашей страстью, Вашей привычкой!
Давайте проанализируем ее, дабы убедиться, что мы поняли все прекрасно.
1. Качество услуг – это совершенство в деталях и мелочах, достигаемое лишь тогда, когда все Ваши мысли направлены только на улучшение обслуживания.
2. Количество услуг – это привычка оказывать услуги в наиболее полном объеме в любое время с целью увеличить их ассортимент. Не забывайте при этом совершенствовать мастерство. И пусть это станет Вашей привычкой.
З. Сила духа, воодушевление, даже вдохновение от сотрудничества – это полное и доброе взаимодействие с заместителями и коллегами, побуждение их собственным примером к достойному поведению и работе.
Итак, только количества и качества совершенно недостаточно, чтобы постоянно обеспечивать устраивающий Вас уровень услуг. Поведение или настроение, с которым Вы предоставляете услуги, в конечном счете и есть определяющий фактор, от которого зависит все – и получаемое вознаграждение, и продолжительность найма.
Больше других настаивал на этом Эндрю Карнеги, когда рассуждал о принципах продажи личных услуг, подчеркивая настоятельную необходимость соответствующего поведения. Он говорил, что никогда не возьмет в компанию человека, не выполняющего работу с вдохновением. Мистеру Карнеги необходимо было убедиться вначале, что человек ему нравится. Он помог многим людям, отвечающим его стандарту человека умного и достойного, стать богатыми. Всех, кто такому стандарту не отвечал, он охотно уступал другим фирмам.
Человек с прекрасной душой, приятный в общении, всегда в отличном настроении – одним словом, человек, умеющий расположить к себе, обладает средствами, способными возместить недостаток как качества, так и количества услуг, которые он оказывает. Что бы там ни было, хорошие манеры ничто не способно заменить.
Эгоист или человеколюбец?
Услуги – такой же товар, как и предметы потребления. На эту сферу распространяются правила поведения, общепринятые в торговом бизнесе. Однако об этом все время приходится напоминать, ибо большинство из тех, кто продает свои личные услуги, совершают одну и ту же ошибку: чувствуют себя свободными от ответственности, лежащей на предпринимателях в области торгового бизнеса.
Время «эгоистов» ушло безвозвратно. Их вытеснили «человеколюбцы».
Истинная ценность Ваших умственных способностей определяется доходами, которые Вы можете получить от продажи Ваших личных услуг. Если определить стоимость Ваших умственных способностей, умножив годовой доход на 16,666, – это будет недалеко от истины. Сравните это с доходом, который Вам приносят деньги, вложенные в банк, – в среднем, это что-то около 6 процентов годовых. Убедитесь сами, что деньги не могут стоить больше умственных способностей. Очень часто, в сравнении с талантом и умом, они кажутся только бумажками.
Компетентный ум, если его продавать по всем правилам, – более желательный вид капитала, чем тот, который требуется для предпринимательства в области производства товаров. Почему? Да потому, что он никогда не обесценится – ни в годы депрессии, ни в результате инфляции. Его нельзя украсть или промотать, проиграть в карты или спустить в рулетку. Более того, деньги, играющие существенную роль в ведении бизнеса, если они не «оплодотворены» мыслью, стоят не больше, чем морской песок, и, словно песок, проходят сквозь пальцы.