Договор аренды участка лесного фонда
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз, являющийся арендодателем, обязан предоставить лесопользователю участок лесного фонда для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования:
а) заготовки древесины;
б) заготовки живицы;
в) заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
г) побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
д) пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
е) пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.
Договор аренды заключается на срок от одного года до девяносто девяти лет.
Для договора аренды участка лесного фонда обязательным является соблюдение письменной формы договора и его государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации договор аренды считается заключенным.
В договоре аренды участка лесного фонда должны быть указаны следующие реквизиты:
границы участка лесного фонда;
виды лесопользования;
объемы (размеры) лесопользования;
срок договора аренды;
размер арендной платы и порядок ее внесения;
обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству участка лесного фонда;
порядок оплаты арендатору произведенных им лесохозяйственных работ;
иные условия, определенные сторонами.
Несоблюдение письменной формы договора аренды и требования о его государственной регистрации влечет недействительность договора.
Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании представлений, подготавливаемых территориальными органами федерального управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей или по результатам лесных конкурсов. Предоставление участков лесного фонда должно производиться с учетом интересов населения, проживающего на территории соответствующего участка.
Запрещена передача арендованных участков в субаренду, а также выкуп арендованных участков. Не допускается переход участка в собственность по окончании срока договора аренды.
Арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды участка лесного фонда, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.
Устанавливается арендная плата на основе ставок лесных податей за виды лесопользования, определенные договором. Ее размер определяется соглашением сторон с учетом видов лесопользования, размера арендованного участка лесного фонда, годового размера лесопользования то есть арендная плата определяется за весь арендуемый участок как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренных договором аренды.
Конкретный размер арендной платы определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или по результатам лесных торгов.
Для расчета суммы годовой арендной платы применяется следующая формула:
АП = Т х М, где:
АП - сумма годовой арендной платы с участка лесного фонда, взятого в аренду;
Т - средняя ставка лесных податей за 1 куб. м древесины на корню, отведенной в рубку на предстоящий год в соответствии с планом рубок;
М - устанавливаемый лицензией (договором) годовой объем изъятия лесосырьевого ресурса.
Сумма арендных платежей не зависит от изменения качества арендуемых участков лесного фонда, вызванных хозяйственной деятельностью арендатора.
В соответствии с пунктом 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года №551, при отпуске древесины на корню на арендованных участках лесного фонда в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам, размер арендной платы в лесорубочном билете не указывается. То есть сумма лесных податей, указанная в лесорубочном билете, является частью арендной платы.
Таким образом, ежегодный размер арендной платы включает в себя сумму лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, налог на земли лесного фонда и суммы превышения лесных податей над суммами, исчисленными по минимальным ставкам.
- Продукция лесного хозяйства, ее состав и единицы измерения.
- Лесной доход и существующие источники финансирования лесного хозяйства
Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающую в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Таким образом, пользование лесным фондом в Российской Федерации является платным.
Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати, являющиеся платой, взимаемой за:
• древесину, отпускаемую на корню;
• заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, за сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные виды лесопользования;
• использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других ана логичных целях.
В составе лесных податей взимается и плата за землю лесного фонда. Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд (юридические лица, в том числе иностранные и физические лица). Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования — по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Цель данного раздела - показать источники финансирования лесного хозяйства и их соотношение. Помещаемая в этот раздел информация нужна для создания полной картины состояния лесного хозяйства. Эти материалы могут иметь существенное значение при решении вопросов о дополнительном финансировании лесного хозяйства из бюджета субъекта Федерации, как это предусмотрено Лесным кодексом РФ. В этом разделе на примере нескольких лесохозяйственных предприятий необходимо показать все источники финансирования лесного хозяйства (включая натуральную форму финансирования) и, при необходимости, основные расходы. При анализе доходов желательно показать степень участия следующих источников:
- федеральный бюджет;
- региональный бюджет;
- местный бюджет;
- разница между ставками лесных податей и фактической ценой реализации древесины на корню (фактической арендной платой);
- реализация древесины (в том числе фактически реализовано на корню) с выделением размеров оплаты по бартеру;
- "лесохозяйственные" услуги (отвод лесосек, составление технологических карт и т.п.);
- прочие услуги (услуги транспорта и т.п.);
- прочие поступления. При анализе расходов желательно выделить следующие разделы:
- заготовка ликвидной древесины (т.е. древесины на продажу);
- переработка древесины на продажу;
- тушение лесных пожаров, борьба с вредителями и болезнями леса;
- лесопосадки;
- содействие естественному восстановлению лесов;
- рубки ухода не приносящие ликвидной древесины;
- затраты на содержание лесной охраны без учета затрат, связанных с вышеперечисленными пунктами;
- затраты на содержание аппарата лесхоза;
- налоги (начисленные, фактически выплаченные, пени и штрафы по налогам за отчетный период а также ---фактическая задолженность по налогам на момент проверки и причины ее образования);
- прочие затраты (при необходимости детализировать).
- Определение экономической эффективности лесохозяйственных мероприятий.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение, определяемое на отраслевом уровне и на уровне предприятия, один из важнейших показателей функционирования социалистич. лесного х-ва.
Э. э. л. м. рассчитывают, пользуясь Типовой методикой определения эффективности капитальных вложений (1980) с учётом специфики лесохоз. произ-ва.
Затраты в лесном х-ве по своей экономич. природе делятся на два вида: обеспечивающие простое воспроиз-во и обеспечивающие расширенное воспроиз-во. Первые представляют собой текущие затраты и выражаются в таком обобщённом показателе, как себестоимость воспроизводимых ресурсов леса. Вторые представляют собой капитальные вложения и имеют долговрем. характер. Функциональное назначение обоих видов затрат различно.
Затраты на простое воспроиз-во поддерживают воспроиз-во целевого ресурса на достигнутом уровне. Затраты и конечные эффекты в рамках простого воспроиз-ва укладываются в годичные циклы и не требуют учёта фактора времени. Ресурс (спелая древесина, пищевые, технические, защитные или социальные полезности леса), являющийся целью лесного х-ва, воспроизводится с помощью системы лесокультурных лесохоз. мероприятий, затраты на к-рую составляют его себестоимость.
Затраты на расширенное воспроиз-во направлены на воспроиз-во дополнит. ресурса и (или) ресурса лучшего качества. Конечный эффект от этих затрат отдалён во времени и наступает по завершении формирования нового непрерывно продуцирующего леса, когда представляется возможность пользования дополнит. ресурсом леса. Ввиду разновременности этих затрат и обусловливаемого ими конечного эффекта возникает необходимость учёта фактора времени. Применительно к мероприятиям по расширенному воспроиз-ву экономич. эффективность в лесном х-ве определяется путём сопоставления капитальных вложений с обусловливаемыми ими эффектами, что само по себе предопределяет критерий в виде показателя общей (абсолютной) экономич. эффективности. Этот критерий приемлем для всех задач подобного типа в лесном х-ве, будь то оценка эффективности отдельного мероприятия или комплекса мероприятий, осн. направления или варианта долгосрочной программы расширенного воспроиз-ва лесных ресурсов. В общем виде на региональном уровне этот критерий можно представить в виде коэфф. эффективности затрат на расширенное воспроиз-во лесных ресурсов: