Комплекс экономических мер по привлечению иностранных инвестиций и активизации инвестиционного климата.

Политика стимулирования и регулирования иностранных инвестиций является одним из направлений государственной инвестиционной политики, под которой понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестицион­ной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Политика стимулирования иностранных инвестиций направлена на установление стабильного, предска­зуемого и привлекательного инвестиционного кли­мата и определение приоритетных отраслей экономики, в которые целесообразно привлекать ино­странных инвесторов.

Следует отметить, что в настоящее время не существует какого-то универсального перечня стимулов, который обес­печил бы увеличение притока иностранных инвестиций независимо от экономических условий в государстве. Определение набора инвестиционных стимулов в каждой конкретной стране должно быть результатом направленного и продуманного отбора, учитывающего специфику экономических условий и особенности потенциальных инвесторов.

Сегодня в нашей стране при реализации политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят, как правило, из налоговых стимулов.

Налоговый кредит – это изменение сроков уплаты налогов, при котором предприятию предоставляется возможность в течение определенного времени и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогам, с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Проценты взимаются от суммы кредита в размере 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ[2].

Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок - от одного до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен предприятию при наличии хотя бы одного из следующих условий:

♦ проведение организацией НИОКР, либо технического перевоо­ружения собственного производства, в том числе направленного на создание новых рабочих мест или защиту окружающей среды от заг­рязнения промышленными отходами;

♦ осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование при­меняемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

♦ выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важ­ных услуг населению.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сни­женных налоговых ставок. Единственное существен­ное отличие от налогового кредита заключается в следующем: предоставляемую сумму ин­вестиционной скидки определяют не в абсолютном вы­ражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставля­ется скидка. В противном случае сумма предоставляемого на­логового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на исто­щение недр, предоставление которой ведет к уменьшению нало­гообложения прибыли добывающей индустрии. В России подобные инвестиционные скидки и налоговые льготы имеют место при реализации инвестиционных проек­тов в минерально-сырьевом комплексе на основе СРП.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьше­ние налога на прибыль на половину разницы между расхода­ми на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлече­ния капитала в той или иной форме. Налоговые каникулы представляют собой полное или частичное освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

При ускоренной амортизации – за половину срока службы оборудования списывается более 2/3 его первоначальной стоимости. Начисляется амортизация по повышенным нормам, при этом начисленные затраты списываются на себестоимость, что соответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль. В результате появляется еще одна форма стимулирования – налоговая отсрочка. Налоговая отсрочка – возникает при ускоренной амортизации. В первые годы жизни актива величина амортизационных отчислений велика => размер фактически уплачиваемых налогов - мал. Позже, когда сумма амортизации станет мала, реальный размер налогов будет высок (по сравнению с теми налогами, которые предприятие платило бы при прямолинейной амортизации). Таким образом, если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Наиболее льгот­ные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики: судов, самолетов, жилищного фонда, основных фондов малого и среднего бизнеса.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью инве­стиционных скидок или налоговых кредитов. Они представляют собой возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации одобренных проектов; либо на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Размер возмещаемой части указанных затрат составляет 2/3 процентной ставки кредита, но не более 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ[3]. но их предостав­ление является проблематичным, так как имеет риск для бюд­жета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемле­мой с правовой точки зрения практикой. Другая форма — лик­видация или уменьшение ставок таможенных пошлин.

Однако о формировании в стране целостной и эффективной системы поощрения и регулирования иностранного предпринимательства гово­рить рано. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование, как общих условий развития рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

К числу таких мер можно отнести:

1) Меры, направленные на сокращение репатриации прибыли из России и приведение российского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. Репатриация прибыли – это вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения. Т.е. необходимо создать условия для привлечения в экономику страны «русских» денег, находящихся на счетах в заграничных банках[4].

2) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую сеть государственных институтов, коммерческих банков, страховых компаний и информационно-посреднических центров.

Например, некоторые страны (Таиланд, Филиппины, Малайзия) создали инвестиционные агентства с отделениями во многих промышленно развитых странах с квалифицированными кадрами. Они предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стране-реципиенте, о процедурах и требованиях, способствуют установлению связей с администрацией, выдают необходимые лицензии или способствуют их получению, и т.д. Отделения оказывают большую помощь потенциальным инвесторам на месте, а головное учреждение в стране-реципиенте занимается ими вплотную по прибытии. Т.о., для инвестора облегчается вся процедура – от принятия решения до создания предприятия. Без этого запутанность и сложность процедуры, незнание, какой орган, и в какой степени уполномочен принимать соответствующие решения и предоставлять необходимые разрешения и лицензии, значительно затрудняли бы этот процесс.

3) Стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сглаживание излишне жесткой денежно-кредитной политики ЦБ и правительства РФ. В рамках этой задачи необходимо рассмотреть вопросы о повышении банковского процента по вкладам, о снижении темпов инфляции и либерализации финансового рынка. Кроме того, стратегия в области иностранных инвестиций должна быть тесно связана с общей структурной и инвестиционной политикой России. Важную роль может сыграть гибкая финансовая политика, учиты­вающая реальные потребности отраслей и регионов России в источниках финансирования, технологической модернизации и непосредственные интересы иностранных инвесторов.

4) Создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России. В рамках этого мероприятия необходимо разработать единый комплексный подход к оценке инвестиционной привлекательности регионов, что обуславливается существенной региональной дифференциацией условий инвестиционной деятельности.

5) Переход от количественного к качественному развитию. В рамках этой задачи необходимо ускорение структурной перестройки, развитие новых технически пе­редовых отраслей и производств. Это позволит перейти к стратегии увеличения экспорта и сдерживания импорта путем создания экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

Наши рекомендации