Общая характеристика предприятия. Полное наименование организации - Могилевское областное унитарное коммунальное автотранспортное предприятие « Облагропромтранс».
Полное наименование организации - Могилевское областное унитарное коммунальное автотранспортное предприятие « Облагропромтранс».
Отраслевая принадлежность предприятия Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию.
Основной вид деятельности:602401 Деятельность автомобильного грузового транспорта.
Форма собственности - областная коммунальная. Дата регистрации 22.02.2001 г.
Размер уставного фонда 2000000 руб. по состоянию на 01.01,2014г.
Учредители организации - Могилевский областной исполнительный комитет.
Основным направлением деятельности предприятия являются оказание транспортных услуг юридическим лицам, перевозка грузов по городским, межгородским маршрутам.
Анализ основных экономических показателей МОУКА «Облагропромтранс» по итогам деятельности в 2013 году свидетельствует:
по состоянию на 01.01.2014 рентабельность от продажи услуг составляем (- 24,3%);
чистый убыток - (-1 179) млн.руб.;
износ основного автопарка составляет 71,75%.
Коэффициент текущей ликвидности 0,46, что говорит о невозможности погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных активов.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (- 1,17) фактически указывает па то, что предприятие существует на данный момент исключительно за счет заемных средств.
В то же время коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами составляет 0,25, что находится в пределах допустимых значении и говорит о том, что предприятие способно отвечать по своим обязательствам. Анализируя статьи затрат следует отметить следующее:
1 Наибольшее влияние на сумму затрат оказывает цена на топливо (26% в структуре затрат).
2 Заработная плата водителей и вспомогательных рабочих составляет 43% в структуре затрат.
Таблица 1 – Выполнение основных экономических показателей за 2013 и 2012 года
Наименование показателей | Ед. изм. | МОУКА | Относительное изменение, % | |
Выручка с учетом налогов | млн р. | 70,0 | ||
Налоги из выручки | млн р. | 70,0 | ||
Выручка без налогов | млн р. | 70,0 | ||
Производительность | тыс. р. | 90,1 | ||
Среднемесячная зарплата | тыс. р. | 2718,7 | 2102,5 | 129,3 |
Среднесписочная численность, всего | чел. | 79,0 | ||
в т.ч. ППП | чел. | 77,8 | ||
КВП | 0,154 | 0,198 | 77,8 | |
КТГ | 0,920 | 0,888 | 103,6 | |
Объем перевозок | тыс. т | 49,5 | 79,4 | 62,3 |
Грузооборот | тыс. ткм | 3863,0 | 6498,7 | 59,4 |
Общий пробег | тыс. км | 699,2 | 1314,2 | 53,2 |
в т.ч. грузовых | тыс. км | 575,9 | 1004,4 | 57,3 |
Доходы на 1 км пробега грузовых а\м | 122,1 | |||
Среднесписочное количество а\м | ед. | 81,9 | ||
в т.ч. грузовых | ед. | 79,7 | ||
Выработка на 1 среднесписочный а\м | тыс. р. | 87,8 | ||
Затраты на реализацию услуг | млн р. | 83,1 | ||
Прибыль(убыток) от реализации | млн р. | (1344) | (574) | 234,1 |
Рентабельность от реализации | % | (22,6) | (8,0) | 14,6 |
Рентабельность продаж | % | (24,3) | (7,3) | 17,0 |
Чистая прибыль | млн р. | (1179) | (2195) | 53,7 |
Затраты на 1 рубль доходов | р. | 1,291 | 1,087 | 118,8 |
Добавленная стоимость | млн р. | 81,4 | ||
Производительность по ВДС | млн р. на человека | 35,9 | 34,8 | 103,2 |
Анализ работы предприятия показывает – грузооборот за 2013 год составил 3863,0 тыс. т со снижением 37,7 п.п. Выручка от реализации продукции (транспортных услуг) составила 5539 млн. рублей и снизилась по отношению к аналогичному периоду 2012 года на 2373 млн. рублей или на 30,0 п.п. Производительность труда на одного работающего составила 90,1 п.п. к аналогичному периоду прошлого года. Производительность труда по валовой добавленной стоимости составляет 35,9 млн. рублей или 103,2 п.п. к уровню 2012 г., при росте номинальной среднемесячной заработной платы 129,3 п.п. Превышение роста заработной платы над ростом производительности труда по ВДС составляет 26,1 п.п.
Не выполнены прогнозные показатели:
Чистая прибыль - минус 1 179 млн.р. (план 22 млн р.)
Основными причинами убыточной работы январь - декабрь 2013 года МОУКА «Облагропромтранс» является низкий спрос на транспортные услуги, оказываемые имеющимся подвижным составом, высокий уровень конкуренции грузовых перевозок автомобильным транспортом, в первую очередь со стороны частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Дополнительным фактором снижения эффективности работы в 2013 года, является несвоевременное погашение дебиторской задолженности за оказанные транспортные услуги. Данная задолженность приводит к простоям подвижного состава из-за отсутствия топлива.
Под производственной структурой автотранспортного предприятия (далее – АТП) понимают совокупность подвижного состава, осуществляющего процесс перевозок, и подразделений, деятельность которых направлена на хранение подвижного состава и выполнение комплекса необходимых ремонтно-профилактических работ по поддержанию и частичному восстановлению его работоспособности.
Автомобильный парк МОУКА «Облагропромтранс» по состоянию на 01.01.2014 года состоит из 70 автомобилей, 29 прицепов и 20 полуприцепа.
На балансе предприятия имеются административные здания, гаражи, склады материалов, котельные, заправочные емкости, ремонтные мастерские, погрузоразгрузочное оборудование и прочие основные средства. Ремонтная мастерская оснащена смотровыми ямами, подъемными устройствами, станками.
Среднесписочная численность работников предприятия за 2013 год составила 79 человек.
В состав предприятия входят 5 структурных подразделений: в Шклове, Круглом, Чаусах, Заднепровский и городской ГАП в Могилеве.
В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю. Организационная структура МОУКА «Облагропромтранс» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура МОУКА «Облагропромтранс»
Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.
Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения – методическое руководство при подготовке и реализации решений.
Директор имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Если же говорить в целом, то директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.
Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.
Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания
транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.
Главными задачами технической службы предприятия являются:
- организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);
- разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);
- оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (контролер технического состояния АМТС);
- руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (кладовщик, зам. по закупкам);
- разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.
Исходя из вышеперечисленных задач, техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.
Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП. В МОУКА «Облагропромтранс» функции экономической службы выполняет отдел экономического анализа и кадровой службы, возглавляемый главным экономистом. Экономист на предприятии выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности услуг, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов реализации услуг и увеличения прибыли; выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для реализации услуг по перевозкам; осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности услуг, их конкурентоспособности, производительности труда, снижению издержек; разрабатывает производственно-хозяйственные планы, участвует в разработке мер по ресурсосбережению, подготавливает периодическую отчетность, выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, которая используется при обработке данных, изучает необходимую литературу, законодательные акты. Юрист на предприятии оформляет материалы для заключения договоров (с арендаторами, подрядчиками, в случае необходимости ремонта АМТС, по передаче имущества, по грузоперевозкам), следит за сроками выполнения договорных обязательств, при необходимости ведет дела в суде. Специалист по кадрам нанимает и увольняет рабочих и служащих, ведет учет личного состава, проводит работу по подготовке и повышению квалификации работников.
Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.
Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции.
Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии – водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.
Финансовое прогнозирование и планирование
Финансовое планирование - это процесс обоснования на определенный период движения соответствующих ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Его необходимость вызвана тем, что следует предусмотреть определенные денежные средства, без наличия которых невозможно непрерывное функционирование предприятий, поскольку их следует постоянно расходовать для приобретения сырья, материалов, уплаты налогов, отчислений в специальные фонды, выполнения финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами коллектива.
Главным значением финансового планирования и прогнозирования становится предвидение поступлений доходов, определение расходов, результативность каждой хозяйственной и финансовой ситуации, обоснование наиболее выгодного направления финансовых ресурсов, установление на некоторое время равновесия в поступлении (наличии) денежных средств и расходов для обеспечения платежеспособности, устойчивого финансового положения.
Государства с развитой рыночной экономикой разрабатывают общую программу социального и экономического развития страны, а также отдельные инвестиционные, природоохранные и другие общегосударственные программы. Место финансового планирования – обеспечение этих программ финансовыми ресурсами. Примером такой общегосударственной программы в Республике Беларусь являются «Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг». Общегосударственные программы оказывают большое влияние в процессе планирования не только в государственных предприятиях, но и в предприятиях иной формы собственности.
Главная цель составления финансовых планов заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию с финансовыми возможностями.
Методология финансового планирования базируется на следующих принципах:
- объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;
- принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;
- принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движение материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;
- принципе причинности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность планируемых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации, а также наличия ресурсов, координация финансовых заданий во времени и пространстве.
В Республике Беларусь вопросами прогнозирования занимается Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, а финансовым планированием – Министерство финансов.
Финансовая деятельность предприятия регулируется целым рядом нормативно-правовых актов законодательных органов Республики Беларусь.
Постановление Минэкономики РБ от 31.08.2005 № 158 утверждены по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (Правила по разработке бизнес-планов). Данным документом установлены основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Инструкция о порядке функционирования информационной аналитической системы мониторинга бизнес-планирования и финансового положения организаций, составе информации, необходимой для её функционирования утверждена Постановлением Министерства экономики РБ 13.08.2007 №146 (в редакции Постановления Министерства экономики РБ 19.02.2013 №16). Инструкция устанавливает порядок функционирования информационной аналитической системы мониторинга бизнес-планирования и финансового положения организаций и определяет состав, формы и порядок представления республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными (Минским городским) исполнительными комитетами в систему мониторинга информации в отношении подчиненных (входящих в их состав) коммерческих организаций, а также хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление органам государственного управления и (или) подчиненным им юридическим лицам государственной формы собственности, и их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. Положение
о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08.08.2005 № 873 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 28.08.2006 № 1091). Положение разработано в целях совершенствования работы республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, государственных коммерческих организаций, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление этим органам государственного управления, по разработке, утверждению, экспертизе, согласованию и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов.
Постановление министерства экономики Республики Беларусь 30 октября 2006 г. N 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (в ред. Постановления Минэкономики от 30.10.2007 № 190). Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития на год устанавливают основные подходы к их составлению, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые подходы к составу, содержанию и их оформлению, для представления в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным правительству Республики Беларусь.
Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. Методы планирования – это приемы расчет показателей.
Существуют следующие методы планирования финансовых показателей:
1 нормативный;
2 расчетно-аналитический;
3 балансовый;
4 оптимизации плановых решений;
5 экономико-математического моделирования.
Основным, то есть наиболее распространенным, методом расчета плановых финансовых показателей является нормативный метод.
Главным продуктом финансового планирования выступают финансовые планы.
Основные виды финансовых планов предприятий:
1 Баланс доходов и расходов (годовой финансовый план);
2 Инвестиционный план (на квартал, год, более длительный срок);
3 План движения денежных потоков (годовой);
4 Платёжный календарь (месячный с разбивкой по декадам, неделям).
Разрабатываемые на предприятии планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который сможет объединить все эти планы и будет применяться универсально. Такими свойствами обладает бизнес-план предприятия.
На МОУКА «Облагропромтранс» распространение имеет только следующие виды планов: бизнес-план развития на 1 год и прогноз развития коммерческих организаций на 5 лет.
Исходными данными для разработки комплексного плана социально-экономического развития АТП являются мероприятия, намеченные стратегическим планом на рассматриваемый год, договоры (заявки) на перевозки грузов и возможный грузооборот, анализ деятельности предприятия за отчетный период, существующие нормы и нормативы.
В состав бизнес-плана развития входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.
Бизнес-план развития состоит из следующих основных разделов:
- Резюме;
- Характеристика организации и стратегия ее развития;
- Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга;
- Производственный план;
- Организационный план;
- Инвестиционный и инновационный план;
- Энергосбережение;
- Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
- Показатели эффективности деятельности организации.
Резюме отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития коммерческой организации на очередной год.
В разделе "Характеристика организации и стратегия ее развития" приводится краткое описание отрасли и определяются место и роль в ней коммерческой организации. Даются характеристики формы собственности и указания на основных собственников.
В сжатой форме представляются основные достижения и проблемы в деятельности коммерческой организации за последние 3 - 5 лет, приводится анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации за три года, предшествующих планируемому.
В разделе "Описание продукции. Анализ рынка. Стратегия маркетинга" приводится характеристика основных заказчиков услуг (название, отраслевая принадлежность, размеры, вид и объем услуг и др.), а также характеристика конкурентов, в качестве которых могут выступать не только АТП, но и индивидуальные предприниматели. Значительное внимание при этом уделяется характеристике их сильных и слабых сторон, что дает возможность принять превентивные меры по адаптации бизнес-плана к действиям конкурентов.
Маркетинговая стратегия должна соответствовать стратегическому (перспективному) плану развития АТП и представлять собой рациональную организационную систему, позволяющую ему решать свои задачи в области маркетинга. По сути, это план действий предприятия, направленный:
- на определение сегментов рынка, на которых перевозчик сосредоточит свои усилия;
- завоевание рынка на основе внедрения новых (улучшенных старых) видов услуг, совершенствования организации процесса перевозок, улучшения рекламной деятельности, стимулирования услуг, гибкой политики цен.
Одновременно определяется уровень затрат на маркетинг, который обеспечит наивысшую рентабельность работы.
Стратегия маркетинга разрабатывается исходя из следующего:
- устанавливается текущая маркетинговая ситуация: описываются сегменты рынка и положение автовладельцев на нем; дается обзор основных транспортных услуг, и характеризуются потребности потенциальных потребителей - заказчиков транспорта; перечисляются и указываются основные потребители транспортных услуг;
- представляется перечень объективных ситуаций, обусловливающих перспективы как расширения, так и ограничения транспортных услуг.
Стратегия маркетинга должна сопровождаться программами конкретных действий (планом мероприятий), которые должны определить:
1 что будет сделано;
2 когда будет сделано;
3 кто будет делать;
4 сколько это будет стоить.
Стратегия маркетинга завершается разработкой надежной системы, определяющей порядок контроля за ходом выполнения намеченных программ.
Раздел "Производственный план" решаются следующие основные вопросы:
- устанавливается программа предприятия по перевозкам;
- определяется потребность в автотранспортных средствах;
- рассчитывается программа поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии (программа по техническому обслужи-ванию и ремонту автотранспортных средств).
На грузовых АТП производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, формирующих спрос на транспортные услуги.
Методика расчета производственной программы по перевозкам предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре.
Разделе "Организационный план" обычно включает следующие элементы:
- организационная структура управления (схема, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений);
- характеристика предпринимателей;
- характеристика руководящего состава;
- работа с персоналом;
- материально-техническая обеспеченность управления.
Значительное внимание в данном разделе уделяется расчету показателей по труду и заработной плате по следующим группам персонала:
1 водители;
2 рабочие по ремонту и ТО подвижного состава, а также вспомогательные рабочие;
3 инженерно-технические работники;
4 служащие;
5 прочие работники.
В разделе "Инвестиционный и инновационный план" приводятся: краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению.
Важным моментом в этом разделе является определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь.
В разделе "Энергосбережение" анализируются данные об объемах и структуре потребления организацией топливно-энергетических ресурсов в планируемом периоде, удельный вес указанных затрат в себестоимости продукции, обосновывается возможность обеспечения выполнения доведенного организации целевого показателя по энергосбережению. По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по энергосбережению, реализация которого позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции, максимально использовать местные виды топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы
Целью раздела "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, сбалансирование, а также активное воздействие на выработку реальной стратегии бизнеса на основе глубокого анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие и сокращение длительности оборота капитала.
Финансовый план включает расчеты и обоснования: баланс доходов и расходов, расчет прибыли от реализации продукции, чистой прибыли и направлений ее использования, расчет потока денежных средств.
При подготовке раздела "Показатели эффективности деятельности организации" необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные финансовые показатели работы коммерческой организации (объем производства продукции, выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, чистая прибыль, сумма просроченной кредиторской и дебиторской задолженности на конец соответствующего планируемого периода, ее удельный вес в общей сумме соответственно кредиторской или дебиторской задолженности, запасы готовой продукции на конец планируемого периода к среднемесячному объему производства промышленной продукции, уровень рентабельности реализованной продукции, уровень рентабельности продаж), а также показатели, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность коммерческой организации (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами).
В данном разделе устанавливаются целевые показатели, по которым определяется выполнение либо невыполнение бизнес-плана развития. К таким показателям относятся выручка от реализации продукции и уровень рентабельности реализованной продукции или уровень рентабельности продаж. С учетом отраслевых особенностей состав целевых показателей, по которым определяется выполнение бизнес-плана развития, может быть дополнен другими показателями по решению соответствующего органа управления.
В зависимости от периода действия финансовые планы бывают:
- перспективные – 3-5 лет и более (бизнес-план);
- текущие – годовые (баланс доходов и расходов);
- оперативные – месяц, декада (платёжный календарь).