Вправе ли инспекция отказать в ознакомлении с материалами проверки в связи с тем, что они содержат налоговую тайну (п. 2 ст. 101, ст. 102 НК РФ)?

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов. С 02.09.2010 данный пункт дополнен нормой о том, что налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законом. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Возникает вопрос: вправе ли инспекция отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки, которые содержат информацию о других налогоплательщиках?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым инспекция не вправе отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки по причине наличия в них сведений, составляющих налоговую тайну.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2010 по делу N А33-17361/2009

Суд отклонил довод инспекции о том, что она не может представить налогоплательщику для ознакомления материалы, поскольку они содержат налоговую тайну. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Такое исключение предусмотрено в п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право на исследование документов, в том числе содержащих сведения о его контрагентах и послуживших основанием для составления акта налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержит...

Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4)

Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2011 N Ф09-6378/11 по делу N А50П-341/2011

Суд отклонил довод инспекции о том, что материалы не могут быть предоставлены для ознакомления налогоплательщику, поскольку содержат налоговую тайну. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по делу N А33-17277/2009 (Определением ВАС РФ от 04.10.2010 N ВАС-10356/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3 по делу N А76-23163/2008-38-738

Суд признал незаконным отказ инспекции предоставить для ознакомления материалы налоговой проверки. Как указал суд, в силу пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной.

Вправе ли инспекция отказать в предоставлении налогоплательщику информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств (ст. 102 НК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)?

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Возникает вопрос: вправе ли инспекция отказать налогоплательщику, который запрашивает информацию об исполнении контрагентом налоговых обязательств с целью проявления должной осмотрительности?

Согласно официальной позиции сведения о задолженности по налогам не являются налоговой тайной.

Также есть судебные решения и работы авторов, в которых отмечается, что инспекция не вправе отказать в предоставлении сведений об исполнении контрагентами налоговых обязательств, поскольку эта информация не является налоговой тайной.

Подробнее см. документы

Письмо УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 09-10/093263

По мнению налогового органа, сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней являются отражением налогового правонарушения, связанного с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, и не составляют налоговую тайну.

Постановление ФАС Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3 по делу N А07-6855/2010

Суд признал незаконным отказ инспекции предоставить налогоплательщику информацию об исполнении юридическим лицом налоговых обязательств, поскольку такие сведения в силу пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ не являются налоговой тайной даже при отсутствии признаков правонарушения. Данная информация была необходима налогоплательщику в целях соблюдения требования о проявлении должной осмотрительности.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А27-25441/2009 (Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А27-25724/2009 (Определением ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15222/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 N Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу N А67-1687/2007 (Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) по делу N А67-1463/2007 (Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4251/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Консультация эксперта, 2008

Консультация эксперта, 2008

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 27.06.2012

Автор, комментируя Письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134, делает вывод о том, что неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением, поэтому соответствующая информация налоговой тайной не признается. Отказ инспекции в предоставлении налогоплательщику сведений о нарушениях, допущенных другими лицами, неправомерен.

Является ли неполучение информации об исполнении контрагентами налоговых обязательств свидетельством совершения налогоплательщиком действий без должной осмотрительности (ст. 102 НК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)?

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Возникает вопрос: является ли неполучение информации об исполнении контрагентами налоговых обязательств свидетельством совершения налогоплательщиком действий без должной осмотрительности?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым неполучение налогоплательщиком сведений об исполнении контрагентами налоговых обязательств нельзя признать непроявлением должной осмотрительности, поскольку такая информация является налоговой тайной.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2009 по делу N А65-8173/2008 (Определением ВАС РФ от 20.07.2009 N ВАС-9416/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал следующее: проявление необходимой степени осмотрительности в выборе контрагента не означает, что у налогоплательщика есть право доступа к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну. Проверка соблюдения контрагентами требований налогового законодательства не только не входит в обязанности налогоплательщика, но и прямо запрещена законом. Сведения о представлении деклараций и уплате налогов, в соответствии со ст. 102 НК РФ, являются налоговой тайной и могут быть разглашены лишь с согласия контрагента. Налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, может принять меры только к получению доступных сведений.

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 по делу N А57-19198/2008 (Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7674/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что получение данных о государственной регистрации контрагента и постановке его на налоговый учет свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. Сведения о представленных налоговых декларациях и об уплаченных налогах являются налоговой тайной и могут быть разглашены только с согласия контрагента.

Постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2007 по делу N А36-88/2007

Суд указал, что налогоплательщик мог только убедиться в том, что его контрагенты состоят в ЕГРЮЛ. Общество не имело возможности удостовериться в добросовестности этих лиц как налогоплательщиков, поскольку любая информация о налоговой отчетности, согласно ст. 102 НК РФ, является налоговой тайной.

Наши рекомендации