Исследование конкурентоспособности организации и основного конкурента

Оценка рынков сбыта организации

1.

Показатели Местонахождение фирмы и близлежащие насе­ленные пункты Населенные пункты в радиусе 100 км Рынки, удаленные за 100 км
Уровень спроса      
Степень удовлетворения спроса      
Уровень конкуренции      
Доля потребителей, готовых купить продукцию      

Приложение 10

Анализ и оценка конкурентов

Характеристика конкурентов Основные конкуренты
«...» «…»
Объем продаж, натуральные показатели    
Занимаемая доля рынка, %    
Уровень цены    
Финансовое положение (рентабельность)    
Уровень технологии    
Качество продукции    
Расходы на рекламу    
Привлекательность внешнего вида    
Время деятельности организации, лет    

Приложение 11

Исследование конкурентоспособности организации и основного конкурента

При составлении «профиля полярности» примите состояние организации за «0» и оцените основных конкурентов по шкале от -3 до +3.

Примите положение конкурента за «0» и оцените позицию своей организации. Прорисуйте графический профиль (соединить баллы последовательно по строкам) и суммируйте баллы по своей организации и организации конкурентов, сравните и сделайте выводы.

Вопросы Оценки
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Какова позиция продукта в своем секторе рынка?              
Глубина и ширина программы сбыта продукта.              
Как оценивается представительство в каналах сбыта?              
Насколько хорошо ноу-хау реализации?              
Как можно оценить организацию по сбыту, систему сбыта и сеть торговых предста­вительств?              
Насколько современно оборудование?              
Каков уровень развития техники?              
Какие возможности имеются для расширения производственных мощностей?              
Как используются производственные мощности?              
Каково оснащение мощностей?              
Проводит ли предприятие политику захвата рынка и утверждения на нем?              
Готовность к риску.              
Как классифицируется исследовательский персонал?              
Какими лицензиями и патентами располагает предприятие?              
Каковы возможности обеспечения сырьем?              
Как определяется доля собственного капитала?              
Насколько сильны финансовые возможности?              
Как оценивается структура затрат?              
Как оценивается менеджмент?              
Как оценивается климат в организации?              
Какой уровень мышления преобладает в организации?              
Каков имидж организации?              
Насколько динамична организация?              
Какова оценка стиля руководства?              
Каковы социальные условия в организации?              
Как оценить совершенствование знаний сотрудников?              

Анализ потенциала:

Положение на рынке              
Наличие рекламы              
Распределение в торговле              
Оформление продукции              
Упаковка продукции              
Разнообразие продукции              
Инвестиционные возможности              
Потенциал инноваций              
Гибкость              
Уровень управления              
Качество внешних служб сбыта              
Уровень НИОКР              
Возможности диверсификации (разноплановое развитие)              
Возможности расширения производства              

Анализ имиджа:

Качество продукции              
Соблюдение производственных сроков              
Услуги              
Постоянство цен              
Образ предприятия              
Социальные обязательства              
Кадровая политика              
Дружелюбие сотрудников              
Надежность сотрудников              
Требования со стороны общественности              
Технический уровень              
Разработка продукции              
Уровень дизайна              
Полезность продукции              
Полезность предприятия              
Соблюдение законов              
Нововведения              
Сознательное отношение к охране окружающей среды              
Фирма-новатор              

Приложение 12

Характеристика сильных и слабых сторон основного продукта организации

Вопросы Сильные стороны Слабые стороны
1. Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?    
2. Изучены ли вами запросы ваших клиентов?    
3. Какие преимущества предоставляет ваша продукция (услуги) клиентам?    
4. Можете ли вы эффективно довести свою продукцию (услуги) до тех потребителей, на которых она ориентирована?    
5. Может ли ваша продукция (услуги) успешно конкурировать с продукцией (услугами) других производителей в отношении: качества, надежности, экс- плуатационных и других товарных характеристик; цены; стимулирования спроса; места распространения    
6. Понимаете ли вы, на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция (услуги)?    
7. Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции?    
8. Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции (услуг) с точки зрения ее существенного разнообразия и степеней морального старе­ния?    
9. Проводите ли вы политику создания новой продукции?    
10. Проводите ли вы регулярную модификацию вашей продукции в соответ­ствии с запросами клиентов?    
11. Возможно ли копирование вашей продукции (услуг) конкурентами?    
12. Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами?    
13. Отслеживаете ли вы жалобы покупателей?    
14. Уменьшается ли количество жалоб и нареканий со стороны покупателей?    

Приложение 13

Анализ системы управления персоналом организации

Возможные вопросы Балльная оценка системы управления персоналом
   
1. Осведомлен ли персонал организации о ее планах? нет вероятно, нет мало хорошо прекрасно
2. Участвует ли персонал организации в получении части прибыли? нет очень мало мало частично более чем в 15% прибыли
3. Как организация распределяет полномочия и устанавливает ответственность с помощью составления рабочих инструкций? не распределя­ет, не устанавли­вает плохо фрагментар­но сравнительно хорошо хорошо
4. Как организация определяет по­требность в кадрах на перспективу? не определяет плохо фрагментар­но частично хорошо
5. Сколько работников выполняют точно такую же работу, как и 5 лет назад? (%)
6. Какова процедура приема на работу? простая несуществен­ная приблизи-тельная детализиро-ванная сверхдетализи-рованная
7. Какая часть персонала не прошла обучение за последние 2 года? (%)
8. Как изменился уровень травма­тизма и пропусков по болезни? значительно увеличился увеличился почти без измене­ний уменьшился значительно уменьшился
9. Как оценивается работа по регу­лированию оплаты труда в органи­зации? оценка отсут­ствует плохо удовлетвори­тельно вполне удов-летворительно хорошо
10. Каков уровень понимания юри­дических обязательств организа­ции? нулевой очень низкий средний высокий очень высокий
Сумма баллов:  

50 – 35 баллов – система управления персоналом эффективна и отвечает стратегии деятельности организации;

34 - 20 баллов – система управления персоналом удовлетворяет тактическим целям деятельности организации, возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления персоналом;

менее 20 баллов – система управления персоналом неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации.

Приложение 14

Анализ финансовой деятельности организации

Возможные вопросы Балльная оценка
   
1. Каким образом ваша организация осуществляет управ­ление себестоимостью продукции? проводится только учет проводится нормиро­вание и анализ откло­нений осуществляется планирование
2. Известна ли структура себестоимости вашей продук­ции? в целом отдельной партии каждой операции
3. Какова динамика накладных расходов (доля в структуре затрат)? рост без изменений снижение
4. Какова динамика дебиторской задолженности (доля в оборотных средствах)? рост без изменений снижение
5. Какова динамика кредиторской задолженности (доля в оборотных средствах)? рост без изменений снижение
6. Какова величина просроченной кредиторской и деби­торской задолженности? нулевая менее 5 % более 10%
7. Налагались ли на вашу организацию штрафные санкции налоговой инспекцией? нет однажды многократно
8. Есть ли у вашей организации безнадежные долги? нет меньше 5% от креди­торской задолженно­сти больше 10 % от кредиторской задолженности
9. Сколько показателей вы используете для финансового анализа?
10. Как меняется уровень запасов в организации? растет снижается без изменений
11. Сколько методов вы используете для оценки эффек­тивности инвестиций?
12. Какова динамика денежных средств вашей организа­ции? снижение колебания без изменений
Сумма баллов:  

36 - 25 баллов – финансовая деятельность эффективна и отвечает целям организации;

24 - 15 баллов – в сфере финансовой деятельности возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления финансами в организации;

менее 14 баллов – организация финансовой деятельности неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации

Приложение 15

Анализ производственной деятельности организации

Возможные вопросы Балльная оценка
   
1. Какова доля прямых затрат в себе­стоимости товара (материалы, труд, обо­рудование)? (%)
2. Когда фирма в последний раз анали- зировала затраты сырья и материалов на производство товаров? вообще не анализирует 5 лет назад 3 года назад 2 года на­зад постоянно анализирует
3. Когда последний раз оценивались дос­тоинства и недостатки развития произ­водственной кооперации? совсем не оцениваются 5 лет назад 3 года назад 2 года на­зад постоянно оценивают­ся
4. Число фирм, поставляющих большую часть комплектующих изделий?
5. Какова степень использования произ-водственных мощностей организации? (%)
6. Какова доля оборудования фирмы, подлежащего замене на более эффектив­ное? (%)
7. Какая система контроля качества то­варов (услуг) используется в организа­ции? вообще отсутствует неформаль­ная существуют элементы контроля выбороч­ный кон­троль контроль по образцам
8. Во сколько увеличилась производи­тельность труда в прошлом году?
9. Когда фирма в последний раз пригла­шала специалистов со стороны для улучшения производственного процесса? вообще не приглашала 5 лет назад 3 года назад в прошлом году постоянно приглашает
10. Какой объем готовой продукции хра­нится в организации 6 месяцев? (%)
Сумма баллов:  

50 – 35 баллов – система организации производственной деятельности эффективна и отвечает стратегии организации;

34 - 20 баллов – система организации производственной деятельности удовлетворяет тактическим целям деятельности организации, возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления производством;

менее 20 баллов – производственная деятельность неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации

Таблица 6 - Основные технико-экономические показатели в 2011 - 2013гг.

Показатели 2011г. 2012г. 2013г. 2012г. в % к 2011г. 2013г. в % к 2012г.
Численность работников, чел.          
Основные фонды, тыс.руб.    
Оборотные средства, тыс.руб.    
Энергетические мощности, л.с.          
Производственная площадь, кв.м          
Проектная мощность, шт., тыс.руб.          
Рентабельность, %          
Количество производимых продуктов, шт.          
Количество заключенных договоров на производство/ реализацию продуктов, шт.          

Наши рекомендации