Бюджетные полномочия Федерального казначейства

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти

(федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета*(167).

Федеральное казначейство осуществляет контроль над тем, чтобы:

а) лимиты бюджетных обязательств, распределенные главными распорядителями

(распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, не превышали утвержденных им лимитов бюджетных обязательств;

б) бюджетные ассигнования, распределенные главными администраторами

источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами

источников финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали утвержденных им бюджетных ассигнований;

в) кассовые расходы, осуществляемые получателями средств федерального бюджета,

не превышали доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных

ассигнований;

г) кассовые выплаты, осуществляемые администраторами источников

финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали доведенных до них

бюджетных ассигнований;

д) содержание проводимой операции соответствовало коду бюджетной

классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

е) у получателя средств федерального бюджета были в наличии документы,

подтверждающие в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным

Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него (получателя)

денежных обязательств.

74.Бюджетный процесс: понятие, принципы и общая характеристика.Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. а) принцип единства системы бюджетного процесса, заключающийся в том, что бюджетный процесс регламентируется едиными нормативными правовыми актами, прежде всего Бюджетным кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий на всех уровнях бюджетной системы, означает единство системы органов власти, участвующих в нем; б) принцип самостоятельности публичных образований в осуществлении бюджетного процесса. Несмотря на единство бюджетного процесса, на каждом уровне бюджетной системы РФ он осуществляется самостоятельно. в) принцип среднесрочного бюджетного планирования. Суть состоит в регулярной разработке среднесрочного (трехлетнего) финансового плана, который может иметь статус законодательного акта или прогнозно-аналитического документа. г) принцип периодичности бюджет означает, что бюджетный процесс строго определен по времени. После завершения бюджетного цикла бюджетный процесс начинается заново; д) принцип преемственности бюджетов. Данный принцип, основанный на среднесрочном бюджетном планировании, означает, что показатели бюджета очередного года находятся в зависимости от показателей бюджета предыдущего года. Бюджетный процесс основан, кроме специфических принципов, на общих принципах построения бюджетной системы: единства бюджетной системы РФ;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов

75.Стадия составления проекта бюджета.На этой стадии производится сбор информации о социально-экономическом состоянии той или иной территории, ее потенциале, о потребностях субъектов публичного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований. На основе собранных сведений прогнозируются возможностей аккумулирования денежных средств, а также потребностей в их распределении и использовании. Исключительными полномочиями на составление проекта федерального бюджета наделено Правительство РФ. Ответственность за составление проектов бюджетов субъектов РФ возложена на высшие органы исполнительной власти данных субъектов, а за составление муниципальных бюджетов - на местные администрации муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство

финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных

образований. Важнейшей особенностью бюджетного планирования является составление

среднесрочных проектов бюджетов, рассчитанных на три года (на очередной финансовый

год и два плановых). Обязательный трехлетний бюджет составляется только на федеральном уровне. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право самостоятельно определять срок, на который составляется их бюджет - один или три года. Процесс составления проектов бюджетов довольно сложный и продолжительный. Он основан на: Бюджетном послании Президента РФ;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Если на стадии составления или рассмотрения проекта бюджета вносятся изменения в прогноз социально-экономического развития, то они приводят к необходимости

скорректировать основные показатели проекта бюджета. Правительство РФдо 15 июня текущего финансового года: а) утверждает основные характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период; б) одобряет распределение общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на исполнение принимаемых расходных обязательств РФ;

в) утверждает долгосрочные целевые программы, предлагаемые для реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения, вносимые в утвержденные долгосрочные целевые программы. Правительство РФ не позднее 20 августа текущего финансового года рассматривает проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также документы, материалы и проекты федеральных законов, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ одновременно с проектами указанных федеральных законов, и не позднее 26 августа текущего финансового года вносит их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

76.Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета.В наиболее общем виде процесс рассмотрения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете состоит из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: а) внесение проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган; б) рассмотрение проекта закона (решения) о бюджете, включая проведение в случае необходимости доработки проекта закона (решения) или осуществление взаимосогласительных процедур;

в) утверждение закона (решения) о бюджете; г) вступление закона (решения) о бюджете в силу. На первой стадии орган государственной власти (местная администрация

муниципального образования) вносит проект закона (решения) о бюджете в

законодательный (представительный) орган. Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть представлен в Государственную Думу не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году. После получения проекта бюджета со всеми необходимыми документами законодательный (представительный) орган рассматривает его. На подготовительном этапе комиссии, комитеты, фракции законодательного (представительного) органа детально изучают проект закона (решения) о бюджете, проводят его экспертизу, после чего рекомендуется утвердить или отклонить законопроект. После проведения экспертизы законодательный (представительный) орган

рассматривает проект закона (решения) о бюджете. В случае отклонения проекта бюджета

он отправляется на доработку или в специально создаваемую согласительную комиссию.

После доработки или согласования показателей проекта закона (решения) о бюджете

он повторно рассматривается, после чего утверждается либо вновь направляется на

доработку (в согласительную комиссию). Бюджетный кодекс РФ определяет единые сроки, в которые должны вступать в силу законы (решения) о бюджете, - 1 января очередного финансового года. Законопроект о федеральном бюджете рассматривается в трех чтениях. Государственная Дума принимает одно из двух возможных вариантов решений: а) о принятии законопроекта; б) об отклонении законопроекта.

В случае отклонения законопроекта Государственная Дума вправе: передать его в согласительную комиссию; возвратить в Правительство Российской Федерации на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

77.Стадия исполнения бюджета.Исполнение бюджетов заключается в воплощении, реализации на практике закона (решения) о бюджете. Организация процесса исполнения бюджетов возлагается на финансовые органы соответствующего уровня (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), на органы управления государственными внебюджетными фондами. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет Федеральное казначейство, которое открывает для этого в учреждениях Центрального банка Российской Федерации счета, через которые проводятся все кассовые операции со средствами бюджетной системы. Основу исполнения бюджетов составляют: а) сводная бюджетная роспись; б) кассовый план. Сводная бюджетная роспись представляет собой документ, расписывающий бюджетные расходы и источники финансирования дефицита бюджета на финансовый год и плановый период в разрезе главных распорядителей расходов по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов. Кассовый план - второй важнейший документ, на основании которого исполняются бюджеты всех уровней, в котором отражаются прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат из соответствующего бюджета. Кассовый план позволяет прогнозировать непрерывность кассовых выплат из бюджета. Из его показателей можно определить, насколько прогнозируемые расходы в конкретном периоде (месяце, квартале) обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита бюджета. Исполнение бюджета включает в себя исполнение бюджета по доходам, расходам и по

источникам финансирования дефицита бюджета.

78.Понятие и состав бюджетной отчетности.Под бюджетной отчетностью понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении бюджетного учреждения, органа власти и (или) иного субъекта отчетности, которая составляется по установленным формам на основе данных бюджетного учета и иной информации. "Отчетная" стадия бюджетного процесса состоит из четырех этапов: а) составление бюджетной отчетности; б) внешняя проверка бюджетной отчетности; в) рассмотрение бюджетной отчетности; г) утверждение бюджетной отчетности. В состав бюджетной отчетности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации включаются пять документов: а) отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с

бюджетной классификацией Российской Федерации. Длительное время отчет об исполнении бюджета был единственной установленной бюджетным законодательством формой бюджетной отчетности. В действующем Бюджетном кодексе РФ отчету об исполнении бюджета уделено серьезное внимание. В отличие от других форм отчетности, годовых, отчет об исполнении бюджетов составляется ежеквартально. Кроме того, только отчет об исполнении бюджета подлежит обязательному утверждению законодательными

(представительными) органами власти; б) баланс исполнения бюджета состоит из сведений о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета; позволяет оценить динамику активов и обязательств бюджетной системы Российской Федерации; в) отчет о финансовых результатах деятельности. В нем в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления представлены данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде; г) отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления; д) пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

79.Составление и представление бюджетной отчетности.Бюджетная отчетность составляется на основе данных, содержащихся в Главной книге и регистрах бюджетного учета. Бюджетная отчетность составляется всеми получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов и главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета. Бюджетная отчетность представляется главным распорядителям, главным администраторам доходов и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета, которые называются главными администраторами бюджетных средств.

На них возложены обязанности по составлению сводной бюджетной отчетности и ее

представлению в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований. На основе данных сводной бюджетной

отчетности, полученных от главных администраторов бюджетных средств, Федеральное

казначейство, финансовые органы соответствующего уровня составляют бюджетную

отчетность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Указанная отчетность представляется в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию. Следующим этапом "отчетной" стадии бюджетного процесса является обязательная внешняя проверка бюджетной отчетности. На федеральном уровне внешнюю проверку проводит Счетная палата Российской Федерации. В этих целях главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации. По результатам проверки бюджетной отчетности Счетная палата РФ оформляет заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета

законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо

отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

80.Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - вид финансово- правовой ответственности. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями может быть: а) бюджетное правонарушение;

б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения; в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления. Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения. ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций. Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер

принуждения. За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель.

81.Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства и основания их применения.В статье 282 БК РФ перечислены меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Предупреждение могут выносить руководители органов Федерального казначейства и

их заместители, руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные

бюджеты, и их заместители. Блокировка расходов представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении

принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Иными словами, данная мера ответственности представляет собой невозможность использовать выделенные средства бюджета, причем применяется на любом этапе исполнения бюджета. Изъятие бюджетных средств носит правовосстановительный и предупредительный характер и применяется для того, чтобы средства бюджета, имеющиеся у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Изъятие бюджетных средств применяется за следующие нарушения: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; 3) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов. Право приостанавливать операции по счетам кредитных организаций. Данная мера заключается в том, что уполномоченные

органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений,

использующих денежные средства федерального бюджета. Взыскание штрафов проводится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Во всех статьях Бюджетного кодекса РФ, где наказание определено в виде штрафа,

содержится отсылка к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Мерами уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений, являются штраф, арест, лишение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

82.Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения.Уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства применяется в уголовно-процессуальной форме. Назначению наказания предшествует предварительное расследование, которое может проводиться в форме предварительного следствия или дознания. Как правило, в делах о "бюджетных преступлениях" проведение предварительного следствия обязательно. Оно осуществляется следователями Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции. Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Федеральной службы финансово- бюджетного надзора. Привлечение к финансовой ответственности органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляется в соответствии со ст. 284 БК РФ. Предупреждение могут выносить руководители органов Федерального казначейства и их заместители, руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители.

Наши рекомендации