Матье. Эй, Гийо! Гийо! Иди-ка сюда скорее, Гийо!
Фанфан-Тюльпан
(Сценарий фильма)
Сценарий Р. Веелера, Р. Балле, А. Жансона и Кристиан-Жака
Перевод дается с полного текста режиссерского сценария Кристиан-Жака и поэтому несколько отличается от дубляжного варианта фильма, выпущенного на экраны СССР в 1955 году (примеч. пер.).
Еще прежде, чем мы услышим голос Рассказчика, который будет сопровождать нас на всем протяжении фильма, на экране возникнет нечто неопределенное, размытое, напоминающее то, что видит человек в окуляр неотрегулированной подзорной трубы. Постепенно изображение станет более четким и перед нами предстанет буколический пейзаж в стиле Буше — поля, леса, ручьи,— сменяемый типичными кадрами военных действий—стреляющей пехоты, мчащихся эскадронов кавалерии и т. д.
Рассказчик. Была на свете когда-то прелестная страна, называвшаяся Францией!.. Вы видите ее через окуляр подзорной трубы. Да, это она в самый разгар XVIII века. Вот когда славно жилось людям под звуки спинета и гобоя! Женщины были доступны, а мужчины предавались своему любимому занятию — войне! Война была единственным развлечением королей, в котором, правда, приходилось участвовать и народам… Вас интересует, что за битва разыгрывается на экране? Разве это имеет значение! Ведь все сражения похожи друг на друга. Поле битвы было местом, где короли трудились ради потомства, произнося исторические фразы. Например: «Ко мне, Оверн! Вот где враг!», «Равняться на мой белый плюмаж!», «Ты дрожишь, Каракасе?», «Господа англичане, стреляйте первыми!»
Кому принадлежат эти фразы? Возможно, человеку, в руках которого — подзорная труба, помогающая ему обозревать поле боя. Рука в белой перчатке опускается, и Людовик XV — ибо это он — произносит:
Людовик XV. Гвардия умирает, но не сдается!
Людовик довольно посматривает направо и налево и улыбается.
Рассказчик. Вы, конечно, узнали сказавшего эти великие слова. Да, перед вами сам Людовик XV, по прозвищу Любимый, король, увлекавший за собой сердца…
Между тем на поле развертывается сражение с австрийцами. В упор стреляют пехотинцы, идет жаркая схватка кавалерии, гремят пушки. В грохоте одного такого залпа с головы короля слетает треуголка. Но он, не обращая на это внимания, водружает новую и поправляет трубу.
Рассказчик. Застенчивый и мужественный, этот человек никогда не терял хладнокровия, хотя подчас и терял шляпу… С приколотыми к ружьям цветами, с улыбкой на устах полки Пикардии, Аквитании и Бургундии сражались с таким изяществом, так красиво вспарывали животы врагов, что слаженность их движений напоминала балет.
А на экране на нас двигаются две линии пехоты, выставив вперед штыки. Линии вражеских солдат опрокидываются, как кегли. Сталкиваются кавалеристы. Стреляют одновременно три пушки. Рвутся снаряды… Дым рассеивается, и мы видим троих шатающихся солдат, чьи разодранные одежды странным образом напоминают кружева…
Рассказчик. Это была так называемая «война в кружевах». Солдаты его величества считали ее столь приятной, что вели целых семь лет подряд. Когда же число убитых превысило число оставшихся в живых, все пришли к выводу, что наличный состав армии сильно поредел. И тогда в путь устремились вербовщики, добиравшиеся до самых отдаленных деревень страны.
Перед нами — один из таких сержантов-вербовщиков в сопровождении двух солдат. Его фургон въезжает в деревню. На брезенте изображена королевская лилия и название: «Анжуйский полк». Впрочем, вновь прибывших встречает лишь безразличие мужчин и страстное любопытство женщин. Фургон переезжает в другую деревню. На подмостках, украшенных флагами, и на самом фургоне под лилией надпись: «Аквитанский полк». Плакат призывает молодежь вступать в королевскую армию. Читаем: «Вниманию молодых людей, жаждущих славы и денег».
Сержант Лафраншиз обращается к зевакам. Одни его слушают, другие переговариваются друг с другом. Рядом с сержантом — манекен, одетый в новенькую военную форму. На барабане возле плаката надпись: «Аквитанский королевский корпус», а под ним — другая: «Здоровье — Слава — Богатство». Сержант вытирает красное лицо.
Лафраншиз. Хотите ежедневно пить свежее вино? Хотите танцевать трижды в неделю, а остальное время играть в лапту, кегли, упражняться со штангой, играть в шары и в маленьких солдатиков? Хотите жить бездумно и умереть без сожалений? Хотите жить без забот и чтобы об остальном за вас думал король? Тогда немедленно вступайте в армию, и вы внушите к себе только уважение… Подходите! Подходите! Вступайте в славный Аквитанский полк!
Лафраншиз протягивает крестьянам рекрутский листок. Внезапно его внимание привлекает чей-то громкий голос. Это крестьянин, по имени Матье. Он вбегает на площадь, сильно жестикулируя. За ним следуют другие.
Матье. Эй, Гийо! Гийо! Иди-ка сюда скорее, Гийо!