Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком
Американская концепция управления материальным потоком в логистической сети
Американская система менеджмента нацелена на удовлетворение типового спроса за счет выпуска ограниченного ассортимента продукции, следовательно, в производстве преобладает массовое производство стандартных товаров и услуг. При таком подходе к удовлетворению спроса главным доминирующим участником рынка, образованного производителем, продавцом и потребителем, является производитель.
Исследованием рынка и выявлением потребностей покупателей занимается непосредственно производитель продукции. Основной запас товарной продукции, так же находится на его складах и распределяется между продавцами в соответствии с планом реализации производителя (см. ).
Плюсы данной концепции заключаются в следующем:
- Достижение эффективного баланса спроса и предложения за счет массового производства товаров и услуг, приемлемо удовлетворяющих спрос;
- Отсутствие больших затрат на сырье и полуфабрикаты - типовая продукция не требует дорогостоящих затрат на сырье, материалы и полуфабрикаты, так же массовое производство обеспечивает минимальную себестоимость производства.
- Минимизация складских расходов продавца.
Минусы концепции следуют из недостоверности прогнозирования спроса и особенностей товарооборота в системе:
- Изменчивость спроса, как следствие невозможность его предсказания на 100%;
- Значительные затраты на складирование и хранение у производителя;
- Неиспользование потенциала продавца в маркетинге и продвижении продукции.
Рис. 4 Схема движения товарного потока
при Американской концепции управления запасам
Европейская концепция
Европейская система менеджмента нацелена на удовлетворение дифференцированного спроса за счет выпуска серийной продукции и услуг расширенного ассортимента по номенклатуре. При таком подходе к удовлетворению спроса главным доминирующим участником рынка, образованного производителем, продавцом и потребителем, является продавец.
Исследованием рынка и выявлением потребностей покупателей занимается непосредственно продавец продукции или услуг, поскольку он более приближен к потребителю, нежели производитель. План производства производитель составляет в соответствии с заказами продавца. Основной запас товарной продукции в такой системе хранится у продавца на складе при точке реализации, отгружаемый со склада производителя, тем самым минимизируется запас товарной продукции у производителя. (см. ).
Плюсы данной концепции заключаются в следующем:
- Покупатель имеет возможность приобретать необходимый товар в нужный момент времени.
- Расширение ассортимента товаров.
- Сокращение запасов у производителя.
Минус:
- Увеличение запасов у продавца.
- Избыточность запасов у продавца.
- Невозможность 100% прогнозирования спроса.
Рис. 4. Европейская концепция
Японская концепция
Производитель работает непосредственно с покупателем, получая от него оригинальный заказ. Выполнение заказа требует большего времени и может понадобится привлечение дополнительных ресурсов, однако, потребитель готов ждать и платить больше за 100% удовлетворение своей потребности.
Рис. 5. Японская концепция
Плюсы данной концепции:
- 100% удовлетворение спроса
- Минимизация производственных запасов
Минусы:
- Увеличение затрат на производство.
- Увеличение длительности производства.
- Увеличение стоимости.
- Сложность организации коммуникации при оформлении заказа.
Закупочная логистика
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики, особенно материалоемкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.