Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком

Американская концепция управления материальным потоком в логистической сети

Американская система менеджмента нацелена на удовлетворение типового спроса за счет выпуска ограниченного ассортимента продукции, следовательно, в производстве преобладает массовое производство стандартных товаров и услуг. При таком подходе к удовлетворению спроса главным доминирующим участником рынка, образованного производителем, продавцом и потребителем, является производитель.

Исследованием рынка и выявлением потребностей покупателей занимается непосредственно производитель продукции. Основной запас товарной продукции, так же находится на его складах и распределяется между продавцами в соответствии с планом реализации производителя (см. ).

Плюсы данной концепции заключаются в следующем:

- Достижение эффективного баланса спроса и предложения за счет массового производства товаров и услуг, приемлемо удовлетворяющих спрос;

- Отсутствие больших затрат на сырье и полуфабрикаты - типовая продукция не требует дорогостоящих затрат на сырье, материалы и полуфабрикаты, так же массовое производство обеспечивает минимальную себестоимость производства.

- Минимизация складских расходов продавца.

Минусы концепции следуют из недостоверности прогнозирования спроса и особенностей товарооборота в системе:

- Изменчивость спроса, как следствие невозможность его предсказания на 100%;

- Значительные затраты на складирование и хранение у производителя;

- Неиспользование потенциала продавца в маркетинге и продвижении продукции.

Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком - student2.ru

Рис. 4 Схема движения товарного потока
при Американской концепции управления запасам

Европейская концепция

Европейская система менеджмента нацелена на удовлетворение дифференцированного спроса за счет выпуска серийной продукции и услуг расширенного ассортимента по номенклатуре. При таком подходе к удовлетворению спроса главным доминирующим участником рынка, образованного производителем, продавцом и потребителем, является продавец.

Исследованием рынка и выявлением потребностей покупателей занимается непосредственно продавец продукции или услуг, поскольку он более приближен к потребителю, нежели производитель. План производства производитель составляет в соответствии с заказами продавца. Основной запас товарной продукции в такой системе хранится у продавца на складе при точке реализации, отгружаемый со склада производителя, тем самым минимизируется запас товарной продукции у производителя. (см. ).

Плюсы данной концепции заключаются в следующем:

- Покупатель имеет возможность приобретать необходимый товар в нужный момент времени.

- Расширение ассортимента товаров.

- Сокращение запасов у производителя.

Минус:

- Увеличение запасов у продавца.

- Избыточность запасов у продавца.

- Невозможность 100% прогнозирования спроса.

Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком - student2.ru

Рис. 4. Европейская концепция

Японская концепция

Производитель работает непосредственно с покупателем, получая от него оригинальный заказ. Выполнение заказа требует большего времени и может понадобится привлечение дополнительных ресурсов, однако, потребитель готов ждать и платить больше за 100% удовлетворение своей потребности.

Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком - student2.ru

Рис. 5. Японская концепция

Плюсы данной концепции:

- 100% удовлетворение спроса

- Минимизация производственных запасов

Минусы:

- Увеличение затрат на производство.

- Увеличение длительности производства.

- Увеличение стоимости.

- Сложность организации коммуникации при оформлении заказа.

Закупочная логистика

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в мате­риалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим об­разом.

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и ком­плектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производствен­ную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поста­вок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно вли­яет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восста­новлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики со­ставляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворитель­ного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — глав­ный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.

Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капита­лоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отрасля­ми экономики, особенно материалоемкими, расчет затрат на приоб­ретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.

Наши рекомендации