Глава 12. Улыбающаяся фрау Браун вручила мне контракт – несколько машинописных страниц, напечатанных через один интервал
ДОВЕРЬТЕ БОГУ СВОИ ВОПРОСЫ
Улыбающаяся фрау Браун вручила мне контракт – несколько машинописных страниц, напечатанных через один интервал. С трудом разбирая немецкие слова, я подумала: «Невероятно». Когда мы арендовали квартиру, нам сказали, что контракт подписывать не нужно, что герр и фрау Браун любят детей. Теперь же, когда мы забрали свою семью из Вены, проделали двенадцатичасовой путь до этого маленького городка - обнаружилось, что надо подписать контракт. И вот некоторые из перечисленных в нем условий:
- Если у кого-то день рождения, и вы поете «Поздравляем...» - нельзя петь слишком громко или слишком долго.
- Если вы пользуетесь швейной машинкой, включайте ее на самый низкий уровень шума. (Поскольку шитье в списке моих занятий на самом последнем месте, я даже не знала, что швейные машины имеют разные уровни шума.)
- Гостей принимать слишком часто нельзя.
Контракт занимал четыре страницы. Неужели они это всерьез? Неужели, когда вы снимаете квартиру, ее владелец имеет право определять ваш образ жизни?
Ясно, что присутствие подростков смутило Браунов. Они надеялись, что дети всегда будут вести себя тихо (невозможно для моих творческих, веселых и просто обычных шумных детей). Мы приехали в Германию отдыхать. Восемь лет служения в Восточной Европе и России утомили нас с Джоди. А дети были в восторге от того, что едут в христианскую школу, в маленький тихий городок. И квартира Браунов - полностью меблированная, с тремя спальнями - показалась ответом на нашу молитву.
Но контракт послужил первым предупреждением - впереди трудные времена. Мы думали, что этот год будет беззаботной воскресной прогулкой. А вместо этого начинали чувствовать, что пытаемся вести машину с неисправным рулем по извилистой горной дороге.
ПУТЬ ИЗВИЛИСТЫЙ И ПРЯМОЙ
Лично я предпочитаю времена «прямых путей»! Я люблю ясно видеть, что происходит. «Горные дороги» сложны не только потому, что они извилистые, но и потому что нам не видно, куда мы едем, как действует Бог. В такие времена особенно нужна вера. Помните, Бог правит миром, даже когда мы этого не видим. И когда мы не чувствуем себя в безопасности. Книга Екклесиаста побуждает нас радоваться жизни, когда она легка, и доверяться Богу, когда тяжело.
«Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл. 7:13-14).
Мирна Александер в своей прекрасной книге «Вот Бог твой» объясняет, что это означает: «Иногда Господь испытывает нас, приводит нас на извилистые «горные дороги». Мы совершаем ошибки, промахи. Нарушая Божьи установления, мы создаем хаос, горе и страдание. Однако, Он, Правитель вселенной, говорит о таких извилистых горных тропах: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Фрау Браун со своими необоснованными требованиями и привела нас на такую «горную дорогу». Четыре дня я молилась о том, что ей говорить (мой дорогой супруг сказал, что именно мне придется разговаривать с ней, потому что мой немецкий лучше). И наконец, отважилась спуститься вниз для переговоров. Она заверила меня, что контракт - всего лишь формальность. Я понадеялась, что мы понимаем друг друга, и попросила дать мне знать, если мы причиним какие-то неудобства.
Время шло, и нам стало очевидно, что герр Браун - больной человек, мстительный и раздражительный. Однажды фрау Браун заболела, и я принесла ей обед. Когда я уходила, герр Браун стал кричать на меня. Нет, «кричать» - это недостаточно сильное слово; он неистово орал. Я радовалась, что понимаю не все, что он говорит, но поняла, что он злится из-за нашего сына Ники, который оставил открытой входную дверь. Со мной никогда так не обращались. Когда я поднималась по лестнице, меня трясло от возмущения и в голову приходили не слишком «духовные мысли»: «чтоб ты подавился тем прекрасным обедом, на который я потратила все утро».
Скоро стало еще хуже. Герр Браун стал в десять часов вечера стучать в двери, разгневанный тем, что я принимаю ванну. Их раздражал звук воды, текущей по трубам. В этот раз он орал на Джоди (я отсиживалась в ванной!). Он вопил, что мы должны выметаться вон, что контракт разорван. Надо было выбраться как можно быстрее, но куда идти? Где найти квартиру в этой деревне, где живет всего пять тысяч? Однако, увязая в снегу, мы поплелись искать.
Нам нужна была меблированная квартира на пятерых. Единственным подходящим местом был пансионат. Платить пришлось поденно, и почти в три раза больше, чем у Браунов. И хотя там можно было сносно прожить с неделю, вообще, квартира больше походила на погреб.
Пахло там, как на пивоваренном заводе, и когда Джоди подключал стиральную машину, мы обнаружили причину. Наш новый хозяин (милый человек), занимался в подвале производством шнапса. Стирая белье каждую неделю весь год я наблюдала (и обоняла) процесс ферментации. Удивительно, что моя одежда не стояла торчком после каждой стирки. Джоди постоянно предлагали шнапс (начиная с десяти часов утра), и в конце концов, хозяин сказал ему: «Герр Диллоу, как это вы не знаете, что в Библии сказано: пить шнапс дважды в день полезно?» Джоди и я просмотрели Писание, но поняли, что он, очевидно, говорил о какой-то другой книге.
Друзья говорили нам: «Это не квартира, а конура. Если вы платите больше трехсот пятидесяти долларов в месяц, это просто обдираловка». (Само собой, мы платили больше!) Но мы научились жить в тесноте и решили, что все не так уж плохо. Однажды, сидя на кухне, я посмотрела вверх и увидела, что там из трещины на потолке растут грибы! Какой творческий у нас Бог. Да, мы жили в конуре и платили за нее слишком много, но зато Он обеспечивал нас бесплатными овощами!
В этой ситуации была и светлая сторона: замечательные друзья, очень хорошая христианская школа и милый хозяин, любитель шнапса. И темная - постоянное раздражение из-за герра Брауна. Злые, унизительные письма от него я часто находила в почтовом ящике. Он писал, что мы сломали его вещи и оставили квартиру грязной. Последнее обвинение особенно рассердило меня, потому что я потратила целый день, вычищая каждый уголок. В конце концов, чтобы решить финансовые вопросы, нам пришлось обратиться к адвокату.
Мы приехали в этот город отдохнуть, но покоя там не нашли. «Почему, Господи?» - спрашивала я.
АВВАКУМ: ЧЕЛОВЕК НА «ГОРНОЙ ДОРОГЕ»
Когда на вопрос, какая моя любимая книга в Библии, я отвечаю: «пророка Аввакума», это многим кажется странным. Бог использовал свидетельство этого замечательного человека, чтобы воодушевить и ободрить меня, и показать мне, что значит все вопросы вверить Богу. Книга Аввакума короткая - всего три главы - и это просто записи беседы между пророком и Богом.
Аввакум отличается от других ветхозаветных пророков - они обращались либо к своим соплеменникам, либо к иноплеменникам. Аввакум говорил с одним лишь Богом. Аввакум попал в тяжелую ситуацию. После смерти Иосии, последнего благочестивого царя, люди поклонялись ложным богам и не воздавали чести Яхве. Моральное разложение в Иудее достигло ужасных размеров, однако Бог хранил молчание. Насилие и беззаконие ширилось; Бог безмолствовал. Казалось, Он не видит. Аввакум приступил к Господу с извечными вопросами, которые терзают и наши сердца: «Как долго, Господи?» «Почему, Боже? Почему Ты позволяешь, чтобы зло и порок процветали в Иудее?». Он молился: «Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:2-4). Бог отвечает: «Вы сильно изумитесь: ибо сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказали». Аввакум чуть было не закричал: «Ура», но осекся. «О чем это говорит Бог?» «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его» (Авв. 1:6-7).
Аввакум в шоке. Ответ Бога предвещает еще большие несчастья. Иудея заслуживала наказания, но «почему» Бог наказывает иудеев рукой халдеев, еще более безнравственного и безжалостного народа? С точки зрения Аввакума, это только ухудшит дело. Это бессмысленно. Что за план? Любой ребенок придумал бы лучше.
Чтобы понять горе Аввакума, давайте перенесем его ситуацию в современность. Многие сегодня озабочены растущим уровнем насилия в Соединенных Штатах. Каждый день мы читаем о преступлениях, наркотиках, алкоголизме и абортах. Женщины боятся выходить на улицу вечером. Количество изнасилований, сексуальных извращений растет. Как Аввакум, мы спрашиваем, почему парализовано правосудие, почему часто суд выносит несправедливый приговор? Сердце болит, когда видишь происходящее, и поэтому, как Аввакум, мы молимся: «Как долго, Господи? Боже, почему Ты позволяешь злу распространяться по нашей стране? Сделай что-нибудь, Боже!»
Вообразите свою реакцию, если бы Бог ответил: «Смотрите, изумляйтесь! Я делаю нечто, во что вы не поверите, если вам сказать. Смотрите, Я создаю Саддама Хусейна, злого и жестокого человека, который сжигает своих близких в нефти, чтобы он завладел Америкой».
Мы бы закричали: «Прости нас, Боже, конечно мы не верно поняли. Не может быть, чтобы Ты послал это воплощение дьявола судить Америку. Мы плохи, но не настолько плохи». Мы пришли бы в ужас от одной мысли. Вот что чувствовал Аввакум.
Репутация халдеев вызвала бы потрясение у каждого. В Авв. 1:6-11 мы читаем, что халдеи были народом свирепым и буйным. Они захватывали то, что им не принадлежит; сами себе были суд и власть. Прекрасные наездники, они летели, как орлы и стремительно бросались на добычу. Вся жизнь их состояла в насилии. Они смеялись над царями и укреплениями, и поклонялись силе. Неудивительно, что Аввакум не мог понять Божий замысел. Но он не стал сетовать: «Это не честно!» Он обратил взор к Богу, Его святости и чистоте— и спросил Бога: «Почему!»
«Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? Мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его. Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивый поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:12-13). После этого Аввакум сказал: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» (Авв. 2:1). Иными словами, он будет ждать до тех пор, пока не услышит Божий ответ на свои вопросы.
Некоторые люди считают, что Бог не говорит с нами сегодня, как в древние времена. Я не согласна. Вернее было бы сказать, что мы не слушаем и не ждем ответа, как это делал Аввакум. Мы не знаем, сколько он ждал, но знаем, что Бог ответил ему.
«И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:2-4).
Бог снова подтвердил, что Аввакум услышал верно - халдеи идут, но он должен жить верой. В Новом Завете это утверждение повторяется трижды: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38). Иными словами, Бог не объяснил «почему»; и повелел Аввакуму вверить Ему все, чего не понимает, все, чего не видит. И идти с Богом во тьме.
С человеческой точки зрения, такой ответ разочаровывает. Мы стремимся получить определенный ответ на свои «почему». И Бог обязан нам объяснить! Иногда Он удостоивает нас ответа. Чаще - нет. Бог - это Бог, Ему нет нужды пояснять нам Свои деяния. Если бы мы полностью понимали Бога, Он не был бы Богом; Он бы был таким, как мы. И если Бог в ответ молчит, приходится просто ждать - мы все узнаем на небесах.
Аввакум понимал это. И, не получив желаемого ответа, он все утверждал, что Бог - есть Бог, хоть мы и не понимаем Его путей. Пророк духом молился Богу, однако тело его дрожжало от страха! «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокойным в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его» (Авв. 3:16).
Я люблю этот отрывок: пророк - трепещущий от страха, в душевной агонии— молится, хотя боль пронизывает его до костей! Я черпаю силы в его мужестве, потому что и мое тело часто не повинуется мне, когда дух мой стремится доверять Богу. Тело и душа Аввакума содрогались от ужаса, но в это время он изрек самое прекрасное, по моему, исповедание веры во всей Библии.
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:17-19).
Какое удивительное утверждение веры! Даже ввергнутый в полную нищету, пророк все равно может радоваться. Лишившись всего - и урожая, и скота, которые давали ему пищу и питне - он утверждает свою веру в Господа. Слова Аввакума буквально означают: «Я буду скакать от радости в Господе. Я буду веселиться в Боге». Великая радость несмотря на ужасные обстоятельства.
Итак, каким путем прошел Аввакум от рыданий и сомнений, к песне веры?
- Он честно высказал сомнения Богу.
- Он решил ожидать ответа от Господа.
- Он не отступил от Бога, последовал за Ним и во тьме.
Я рассказывала вам, как мы жили на квартире у придирчивого хозяина. Это было трудное время, но совсем не настолько трудное, как предыдущий год, который заставил нас переехать в Германию, чтобы отдать наших детей в христианскую школу. Душу Аввакума отягощала забота о своей стране и духовном благополучии своего народа. У меня на душе камнем лежала тревога за свою семью.
МОЯ «ГОРНАЯ ДОРОГА»
Я не назвала бы Вену подходящим местом для воспитания детей. Когда мы приехали туда, дети учились в начальной школе. Во время одного из первых походов в продуктовый магазин, мой сын Томми показал на обложку музыкального издания, изображавшую нагое тело: «Мама, смотри!» Мама смотреть не хотела и не хотела, чтобы смотрел ее сын!
Проституция в Австрии узаконена. Я помню, мы с детьми ехали по главной улице, чтобы встретить гостей на вокзале. Проститутки в диковинной (мягко говоря) одежде стояли на всех углах. По пути моя дочь Джой их считала: «Девятнадцать, двадцать, двадцать одна... Смотри, мама, эта кого-то нашла». У меня засосало под ложечкой. Демонстрация обнаженных тел и проституция не входили в мои воспитательные планы. Но я все еще считала, что могу до некоторой степени защитить своих детей.
Когда они стали подростками, стало еще труднее. В американской школе было четыре девочки-подростка из семей миссионеров. Мы, матери, очень радовались, что они смогут ободрять друг друга и держаться вместе. Хорошо звучит, но ничего из этого не вышло. Давление оказалось слишком сильным. По австрийским законам употреблять спиртное можно с пятнадцати лет; пиво в «Макдональдсе» подают вместе с гамбургерами и жареным картофелем. Во всех бассейнах и на пляжах на Дунае не принято носить бюстгальтер - женщины ходят с обнаженной грудью, поэтому мы не могли позволить нашим подросткам ходить купаться. Если я не разрешала им смотреть фильмы, в которых показывали обнаженное тело, как я могла позволить им видеть наготу так близко?
Мы с матерью одной девочки молились каждую неделю о своих дочерях, чтобы помочь им сохранить свои ценности. Мы видели как тяжело приходится ее девочке, она заболела буллимией - давление оказалось слишком велико для подростка. Семья возвратилась в Соединенные Штаты вместе с несколькими другими миссионерскими семьями, в которых были подростки. Мы с Джоди не знали, что делать. Как примириться с мыслью, что имея детей подростков нельзя быть миссионером? Однако, и принести своих детей на алтарь служения в Восточной Европе мы не могли. Летом мы вдвоем на неделю поехали в отпуск, искать Божьей мудрости. «Что нам делать - оставить наших детей в этом окружении? Вернуться в Соединенные Штаты? Помоги, Боже!»
Мы молились всю неделю, но по-прежнему не могли с уверенностью сказать, что надо делать. Хорошо бы, если б Бог написал ответ на стене домика, но надписи не появлялись, «чувство покоя» тоже. Я сказала Джоди, что решение принять должен он. Я не могу доверять своим эмоциям. И он решил, что мы должны вверить наших детей Богу и остаться служить в Восточной Европе. Мне было страшно, ему тоже.
Через час после того, как мы вернулись домой, зазвонил телефон. Одна из матерей, которые уехали в Штаты, звонила, чтобы сказать, что они не приедут в Австрию. «Линда, когда старейшины нашей церкви услышали, с чем девочка сталкивалась в Вене, они посоветовали не везти ее туда. Муж возвращается, чтобы упаковать вещи и отправить их сюда».
Я повесила трубку и сказала: «Боже, мы молились, и мы считаем, что Тебе угодно, чтобы мы оставили нашу дочь здесь, в Вене. Они молились, и все старейшины советуют им уезжать! Я в ужасе, Господи. Но я остаюсь здесь и буду служить Тебе. Прошу лишь об одном. Пожалуйста, защити моего ребенка».
Последующие месяцы я смотрела, как моя девочка постепенно впадает в депрессию. Прекрасная ученица, она скатилась с «пятерок» по математике на «двойки». Что-то явно было не так. Счастливый веселый ребенок перестал улыбаться. Моя дочь катилась вниз, и вместе с ней падала и я.
К весне я дошла до полного отчаяния, обессилела физически, эмоционально и духовно. Я доверила Богу самое дорогое, а Он покинул меня. В то самое время гостивший у нас бизнесмен из Техаса сказал: «Это служение - самое замечательное из тех, что я когда-либо видел». Я чуть было не закричала: «Но какой ценой!» Если бы у меня во дворе приземлился самолет, я схватила бы детей и улетела. Никогда прежде я не сомневалась в Боге. Теперь меня мучили вопросы. Я сомневалась в Божьей доброте и в Его власти. Я не могла открывать Библию. В ней было столько обещаний; однако, казалось, ни меня, ни моего ребенка они не касаются.
Однажды Джоди сказал мне: «Куда нам идти? У Господа глаголы вечной жизни». В глубине души я знала, что он прав. Я стала спрашивать себя: «Буду ли я судить о Боге по обстоятельствам, которых не понимаю, или смотреть на обстоятельства в свете Личности Бога?» Наконец, однажды я открыла Библию и начала изучать книгу Аввакума: о, как близки мне были его сомнения! Я читала и перечитывала его историю. Я поняла, что должна задать Богу все свои вопросы, укрепиться и ждать ответа.
Бог не объяснил мне «почему». Здесь на земле я, возможно, никогда не узнаю, почему все случилось именно так. Бог ответил мне, как Аввакуму: «Праведный верою жив будет». Я знала, мне придется верить, даже если я не понимаю; иначе это не вера. Мне придется довериться Богу в том, что выше моего понимания. Мне придется идти с Богом во тьме, держась за Его руку. Я схватила Библию и вышла на балкон с листом бумаги и ручкой. Цвели яблони, воздух полнился их ароматом. Это было в 1984 году, но я помню все, как будто это было вчера. Я знаю дату, потому что она записана в моей Библии рядом со стихами из Авв. 3:17-19. Его прекрасное исповедание веры я взяла за образец для себя. Как Аввакум, я дрожала от страха, когда писала:
- пусть я никогда не пойму, «почему»;
- пусть я не вижу на лице дочери улыбки,
- пусть даже дочь примет неправильные решения, - пусть эта боль никогда не уйдет из моего сердца, Но я буду ликовать в Господе. Я буду радоваться в Боге спасення моего. Господь Бог - сила моя: и Он сделает мои ноги, как у лани, и на высоты мои возведет меня.
Это решение доверять Богу стало началом моего исцеления. Мои глаза обратились Господу, благословенному Повелителю.
БУДЕТЕ ЛИ ВЫ ДОВЕРЯТЬ ЕМУ?
В жизни есть время радоваться и время горевать, времена прямых и времена извилистых дорог. Когда тяжесть лежит на сердце, уповаете ли вы на Бога? Понимаете ли все величие Его и можете ли сказать вместе с Аввакумом, что праведный верою жив будет? Все мы нуждаемся в вере, которая выстоит, даже когда нам не понятно, что делает Бог, но мы видим Его, и поэтому говорим: «Но и тогда я буду верить Тебе».
Я не знаю ваших горестей: «пусть» родители не понимают и не поддерживают меня... «Пусть» у меня нет мужа... «Пусть» муж огорчает меня... «Пусть» я устала... «пусть» я испытываю боль, мой ребенок отворачивается от Иисуса Христа... пусть, пусть, пусть Я ВСЕ ЖЕ БУДУ ВЕРИТЬ ГОСПОДУ БОГУ. ОН - МОЯ СИЛА.