Порядок привлечения аудитора к проверке
Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту. Как правило, оформляется официальное предложение аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведения аудиторской проверки. В случае согласия аудитор направляет письмо-обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой представления заключения.
После обмена письмами между аудиторской фирмой (аудитором) и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны:
• предмет договора и обязанности сторон;
• сроки и место проведения аудиторской проверки;
• стоимость работ и порядок расчетов;
• порядок сдачи-присмки работ;
• ответственность сторон;
• конфиденциальность;
• разрешение споров;
• прекращение договора ранее намеченного срока;
• форс-мажорные обстоятельства;
• прочие условия;
• срок действия договора и юридические адреса сторон.
Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Гражданскому кодексу РФ.
К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.
Управление аудитом (контроль за качеством и обеспечение эффективности аудита)
Управленческий аудит как вид деятельности требует эффективного управления на всех его этапах.
Эффективный аудит проводится по плану, предполагающему определение ситуационных условий и требуемых результатов, необходимых действий и методов их осуществления, обеспечивающих чувствительность к происходящим изменениям. На каждом этапе работы важно определить степень и форму участия клиента.
Эффективность управленческого аудита зависит от профессионализма проводящих его специалистов. Аудиторская фирма должна придерживаться политики и процедур контроля качества, призванных обеспечить проведение всех аудиторских проверок в соответствии с международными и национальными аудиторскими стандартами, сложившейся практикой.
Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества зависят от размера и характера деятельности аудиторской фирмы, ее географического расположения, организационной структуры, экономических показателей. Соответственно, политика и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем результирующей документации. Пример процедуры контроля качества представлен в приложении 7.
Цели политики контроля качества, которые должны быть приняты аудиторской фирмой, обычно включают:
• профессиональные требования — персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
• навыки и компетентность — персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих аудиторскими стандартами и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с надлежащей добросовестностью;
• поручение заданий — аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях;
• делегирование полномочий — необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять надзор и проверку работы на всех уровнях, ч тобы обеспечить достаточную уверенность, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества;
• консультирование — в случае необходимости следует проводить консультации со специалистами (как внутри, так и вне фирмы), обладающими соответственными знаниями;
• клиентская баш — необходимо постоянно проводить оценку потенциальных и анализ текущих клиентов. При решении вопроса о работе с новым клиентом или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента;
• мониторинг — необходимо постоянно контролировать адекватность и операционную эффективность политики и процедур контроля качества.
Общую политику и процедуры контроля качества аудиторской фирмы следует довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить достаточную уверенность в понимании их применения на практике. В ближайшей перспективе по мере развития управленческого аудита контроль качества работы может осуществляться аудиторскими объединениями или лицензированием деятельности аудиторских фирм.