Лицензирование торговой деятельности
Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 года N 242-ст торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений, причем право организаций и граждан на свободное занятие торговой деятельностью закреплено пунктом 1 Указа Президента РФ от 29.01.1992 года N 65 "О свободе торговле". Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, во-первых, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации. Правоспособности юридических лиц посвящена статья 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как следует из указанной статьи ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Вместе с тем, в статье 49 ГК РФ указано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Так как в силу пункта 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то все вышеизложенное справедливо и для индивидуальных предпринимателей.
Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Закон N 128-ФЗ). Статьей 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Кроме того, в статье 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом N 128-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:
вооружением и военной техникой;
оружием и основными частями огнестрельного оружия;
патронами к оружию.
Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность. Как следует из статьи 4 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Следовательно, на торговлю лекарственными средствами также следует получить необходимое разрешение.
Кроме того, в статье 2 Закона N 128-ФЗ указано, что его положения не распространяются на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вопросы лицензирования деятельности в области алкоголя регулируются нормами Федерального закона от 21.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Виды деятельности, подлежащие лицензированию в этой области, перечислены в статье 18 Закона N 171-ФЗ, из которых применительно к торговле специальное разрешение требуется получать при осуществлении закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также при розничной продаже алкогольной продукции.
Обращаем ваше внимание на то, что лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 128-ФЗ основными принципами лицензирования выступают:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Заметим, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также положения о лицензировании конкретных видов деятельности определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 5 Закона N 128-ФЗ).
Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе.
Статьей 15 Закона N 128-ФЗ определено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за их предоставление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно пункту 71 статьи 333.33 НК РФ в общем случае за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии государственная пошлина составляет 300 рублей, за ее предоставление - 1000 рублей, а за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии - 100 рублей.
Обращаем ваше внимание, что размеры лицензионных сборов, уплачиваемых при получении лицензии в области алкогольной продукции, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 года N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статьей 8 Закона N 128-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Так как лицензирование осуществляется на платной основе, то расходы на получение лицензии отражаются организацией-лицензиатом в бухгалтерском и налоговом учете.
Напомним, что при отражении расходов в бухгалтерском учете организации пользуются нормами Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 года N 33н (далее - ПБУ 10/99).
Расходы, связанные с получением лицензии у торговой компании, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности. Такой вывод вытекает из пункта 5 ПБУ 10/99. В силу принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, применяемого в бухгалтерском учете, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (пункт 18 ПБУ 10/99). Как уже было отмечено, срок получаемой лицензии не может быть менее 5 лет, то есть получать доходы от торговой деятельности на основе данной лицензии торговая организация будет в течение всего срока действия лицензии. Пунктом 19 ПБУ 10/99 установлено, что когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Порядок списания таких расходов фактически урегулирован нормами пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 года N 34н.
Как следует из указанного пункта, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Используемый метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года N 94н (далее - План счетов), для отражения в бухгалтерском учете расходов будущих периодов предназначен балансовый счет 97 "Расходы будущих периодов".
Признание в учете расходов по обычным видам деятельности торговая организация отражает либо по дебету счета 44 "Расходы на продажу" либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции со счетом 97 "Расходы будущих периодов".
Пример
Аптека, торгующая в розницу лекарственными средствами, в марте 2008 года получила лицензию на розничную продажу лекарственных средств. При получении лицензии аптека уплатила государственную пошлину:
за рассмотрение заявления - 300 рублей (без НДС);
за получение лицензии - 1000 рублей.
Учетной политикой организации предусмотрено, что списание лицензионных расходов производится равными долями в течение всего срока действия лицензии.
В бухгалтерском учете аптеки операции, связанные с получением лицензии, отражены следующим образом:
Дебет 68 Кредит 51 - 1300 рублей - оплачена госпошлина за рассмотрение заявления и за получение лицензии;
Дебет 97 Кредит 68 - 1300 рублей - лицензионные расходы учтены в составе расходов будущих периодов.
Ежемесячно с марта 2008 года до полного списания:
Дебет 26 Кредит 97 - 21, 67 рублей - часть стоимости лицензии учтена в составе общехозяйственных расходов (1300 рублей / 60 месяцев).
Если торговая организация выступает плательщиком налога на прибыль, то она помимо бухгалтерского учета обязана вести и налоговый учет.
Обращаем ваше внимание, что по общему правилу организации-плательщики налога на прибыль применяют в целях налогообложения метод начисления, порядок признания доходов и расходов при котором определяется нормами статей 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) соответственно. Допускается как исключение применение кассового метода, порядок признания доходов и расходов при котором установлен статьей 273 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под расходами налогоплательщика понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так как осуществление торговой деятельности невозможно без специального разрешения, следовательно, расходы, связанные с лицензированием с точки зрения налогового учета, признаются, безусловно, экономически обоснованными.
Как уже было отмечено, расходы на получение лицензии в общем случае представляют собой оплату государственной пошлины, а суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией.
Как следует из подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных датой признания доходов выступает дата их начисления. Следовательно, у торговой организации есть возможность единовременного признания таких расходов в налоговом учете.
Однако при этом следует обратить внимание на пункт 1 статьи 272 НК РФ, в котором указано, что если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Несмотря на то что этот пункт вряд ли может быть применен к расходам на лицензирование, налоговые органы на местах требуют от налогоплательщиков списывать расходы на лицензирование равномерно в течение всего срока действия лицензии.
По мнению автора, данное требование не основано на законе, однако в связи с тем, что иной порядок списания расходов на лицензирование обернется для торговой организации необходимостью применения Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02", утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 года N 114н, то организация должна согласиться с мнением проверяющих органов и закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок списания расходов на лицензирование аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
При кассовом методе затраты на лицензирование учитываются в составе прочих расходов единовременно, после их фактической оплаты и получения лицензии, на это указано в статье 273 НК РФ.
Обращаем ваше внимание, что осуществление торговой деятельности без наличия специального разрешения чревато привлечением к административной ответственности.
Как следует из статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Обратите внимание!
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект об основах государственного регулирования торговли. Принятие данного Федерального закона планируется не ранее четвертого квартала 2009 года. Новый закон предусматривает государственное регулирование цен на социально значимые товары посредством ограничения торговой наценки, устанавливает правовые рамки ведения торговой деятельности крупными сетями, отдельными правовыми нормами регулируются условия торговли сельскохозяйственной продукцией. В общем и целом можно сказать, что государственное регулирование торговли планируется осуществлять посредством:
- законодательного определения порядка осуществления торговой деятельности;
- законодательного определения требований к осуществлению торговой деятельности;
- антимонопольного регулирования торговой деятельности;
- технического регулирования в сфере торговой деятельности и так далее.
Таким образом, стоит надеяться, что уже с 1 января 2010 года в Российской Федерации вступит в силу единое правовое регулирование ведения торговой деятельности.