Этика профессионального бухгалтера

Пользователи информации, предоставляемой бухгалтерским учетом для принятия управленческих решений, полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в процессе обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя.

Профессиональная деятельность бухгалтеров, как в Украине, так и за рубежом регулируется рядом положений, требований, законодательных актов, инструкций. К их числу относится и Кодекс этики профессионального бухгалтера, принятый в 1987 г., на основании которого Международной федерацией бухгалтеров IFАС (International Federation of Accountants) http://www.ifac.org/ разработаны нормы этики бухгалтера. По мнению IFАС существующие национальные различия в культуре, языке, правовых и социальных системах требуют подготовки профессиональных этических норм, а контроль за их выполнением должны осуществлять организации – члены данной федерации в каждой конкретной стране. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Но в случае противоречия, Национальное требование является приоритетным, чем положение Кодекса.

Впервые понятие о бухгалтерской этике выдвинул Роберт Честер Монтгомери (1872-1953 гг.), а ее содержательные аспекты разработал Кэри Джон Ленсинг (1900-1984 гг.).

Суть кодекса можно определить по следующим требованиям:

· бухгалтер, прежде чем занять должность, должен тщательно изучить работу предшественника;

· если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом;

· если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения работы;

· бухгалтер не в праве требовать от администрации знания и понимания того, что он делает;

· бухгалтер не может сам требовать повышения по службе;

· прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, т. е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел;

· бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы преступления;

· за искажение отчётности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;

· бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию.

Кодекс укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.

Кодекс состоит из нескольких частей. Часть первая включает семь этических норм, которым должны следовать все профессиональные бухгалтера:

1. Порядочность и объективность – профессиональный бухгалтер не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. Профессиональный бухгалтер может оказаться в ситуации, которая может повредить его объективности. Бухгалтеру необходимо избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

2. Профессиональная компетентность – бухгалтер обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных услуг, основанных на новейших достижениях практики. Под этим так же подразумевается формирование обоснованного суждения в отношении применения профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления услуг. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два этапа:

- достижение должного уровня профессиональной компетентности;

- поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

3. Конфиденциальность – бухгалтер должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим соответствующими полномочиями, за исключением случаев, когда на это есть законное, профессиональное право либо обязанность по раскрытию такой информации.

Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность даже вне своей профессиональной среды, он должен помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнёрами либо их близкими родственниками или членами семьи.

Необходимость соблюдения принципа конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, профессиональный бухгалтер имеет право использовать предыдущий опыт.

Профессиональный бухгалтер должен или может раскрыть конфиденциальную информацию в следующих случаях:

- раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом или работодателем;

- раскрытия требует закон, например:

а) при подготовке документов или предоставлении доказательств иной фирме в ходе судебного разбирательства;

б) при сообщении ставших известными фактов нарушения закона надлежащим органам государственной власти.

- раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):

а) при проверке качества работы организации – члена профессиональной организации или самой профессиональной организации;

б) при запросе или расследовании, которое ведется организацией – членом профессиональной организации или надзорным органом;

в) при защите профессиональным бухгалтером своих профессиональных интересов в процессе юридического разбирательства.

При принятии решения о раскрытии конфиденциальной информации профессиональный бухгалтер должен учитывать следующее:

- будет ли нанесён ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или работодателя на раскрытие информации;

- является ли информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место необоснованные факты, выводы либо неполная информация, должно быть использовано профессиональное суждение для определения того, в каком виде следует раскрывать информацию (если это необходимо);

- характер ожидаемого сообщение и его адресат. Профессиональный бухгалтер должен быть уверен в том, что лица, которым адресовано сообщение, являются надлежащими его получателями.

4. Умение разрешать этические конфликты.

5. Владение налоговой практикой.

6. Соблюдение этических норм при осуществлении международной деятельности.

Соблюдение этических норм при предложении своих услуг на рынке труда – при предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг, профессиональный бухгалтер не должен дискредитировать профессию и не должен:

- делать заявления о преувеличенном качестве услуг, которые он может предоставить, своей квалификации и приобретённом опыте;

- давать пренебрежительные отзывы о работе других профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других бухгалтеров.

7. Честность – профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно во всех профессиональных деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

Во второй части Кодекса рассмотрены этические нормы, которые применяются публично практикующими бухгалтерами и затрагивают профессиональные навыки и специфические черты профессии: независимость, профессиональную компетенцию и обязанности бухгалтера при привлечении других специалистов, гонорар и комиссионное вознаграждение, денежные средства клиентов, рекламу и предложение собственных услуг, обязательства по соблюдению лояльности, поддержку коллег по профессии, предоставление информации.

Бухгалтера и аудиторы общественных, благотворительных, некоммерческих организаций в своей работа руководствуются этическими нормами, принятыми в независимом секторе:

- преданность делу, стремление выполнять миссию организации;

- добровольность и бескорыстность;

- приверженность общественному благу;

- уважение к ценности и достоинству личности;

- терпимость и стремление к социальной справедливости;

- ответственность перед обществом;

- открытость и честность;

- бережливость в отношении к средствами;

- соблюдение законов.

При применении стандартов этичного поведения, специалисты, занимающиеся управленческим учётом и финансовым менеджментом, зачастую сталкиваются с проблемами идентификации неэтичного поведения, а также разрешения конфликтов, уже возникших в связи с несоблюдением правил профессиональной этики.

Столкнувшись с подобной проблемой, специалистам следует обратиться к установленной политике организации, направленной на разрешение таких конфликтов. Если же политика организации не даёт ответа на этот вопрос, можно рассмотреть следующие варианты действий:

- обсудить проблему с непосредственным вышестоящим лицом за исключением случаев, когда это лицо также вовлечено в конфликт. В данном случае обращаться необходимо на более высокий уровень управления. К разрешению конфликта могут быть привлечены такие структуры, как аудиторская комиссия, совет директоров, собственники компании;

- провести конфиденциальное обсуждение данного вопроса с объективным консультантом для достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий;

- проконсультироваться со своим личным адвокатом по поводу своих законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом.

В Украине Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины разработан Федерацией профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины (ФПБАУ) http://www.ufpaa.org/ и является обязательным к соблюдению всеми членами Федерации в отношении профессиональных услуг. Так, согласно украинскому этическому кодексу бухгалтер и аудитор должны соблюдать ряд требований и основополагающих этических принципов:

· ответственность перед обществом;

· объективность и честность;

· разрешение конфликтов путем соблюдения установленной политики работодателя или при помощи обращения к независимому консультанту или в Комитет по этике ФПБАУ;

· профессионализм, включающий компетентность, старательность, ответственность перед клиентом;

· осмотрительность в отношении профессиональной информации, что включает: достоверность, конфиденциальность, умеренность в рекламе своих услуг и квалификации;

· независимость (для привлеченных профессиональных бухгалтеров и аудиторов);

· лояльность (применительно к штатным бухгалтерам).

Наши рекомендации