Определение налоговой базы налоговыми агентами

(ПО СТ. 161 НК РФ)

Также по этому вопросу см.

Практическое пособие по НДС

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ АГЕНТА ЛИЦОМ,

НЕ ПЛАТЯЩИМ НДС

1.1. Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента в случае применения ЕНВД, освобождения по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)? >>>

1.2. Должны ли уплачивать налог в качестве налогового агента предприниматели, зарегистрированные до 2001 г. и арендующие федеральное, муниципальное имущество после 2001 г. (п. 3 ст. 161 НК РФ)? >>>

Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента в случае применения ЕНВД, освобождения по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)?

Статья 161 НК РФ не предусматривает освобождения от исполнения обязанности налогового агента налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, а также освобождения по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ.

В п. 4 ст. 346.26 НК РФ указано, что при уплате ЕНВД организации (предприниматели) не признаются налогоплательщиками НДС. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих освобождение по ст. 145 НК РФ, п. 1 этой статьи предусмотрено, что данные лица освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС. Пунктом 1 ст. 145.1 НК РФ установлено, что организации - участники проекта "Сколково" также освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД при аренде федерального недвижимого имущества являются налоговыми агентами и должны уплачивать НДС.

Есть судебные решения, в которых отмечается, что организации (предприниматели), освобожденные от обязанностей налогоплательщика, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов. Авторы придерживаются той же точки зрения.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 05.10.2011 N 03-07-14/96

Разъяснено, что индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД при аренде муниципального недвижимого имущества должны уплачивать НДС в качестве налогового агента.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 28.06.2010 N 03-07-14/44

Консультация эксперта, 2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 по делу N А26-7880/2009

Суд установил, что по условиям договоров аренды и в силу п. 3 ст. 161 НК РФ общество (плательщик ЕНВД) как налоговый агент обязано было из доходов, уплачиваемых арендодателю, исчислить НДС и перечислить его в бюджет. При этом гл. 26.3 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщика ЕНВД от обязанностей налогового агента.

Постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2011 N Ф09-10371/10-С2 по делу N А76-6299/2010-38-201

Суд пришел к выводу, что предприниматель, применяющий ЕНВД, в периоды действия договоров аренды муниципального имущества обязан уплачивать в бюджет НДС, удержанный с суммы арендных платежей.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по делу N А70-2131/2009 (Определением ВАС РФ от 27.09.2010 N ВАС-6089/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Московского округа от 23.11.2009 N КА-А41/12219-09 по делу N А41-19781/08

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2009 по делу N А55-1641/08

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А41/7486-09 по делу N А41-24753/08 (Определением ВАС РФ от 18.12.2009 N ВАС-16086/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что ст. 346.26 НК РФ не освобождает плательщика ЕНВД от обязанностей налогового агента, поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности было правомерно.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2008 N Ф03-А04/08-2/2188 по делу N А04-6962/2007-3/201

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42) по делу N А27-1797/2007-2

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2006 по делу N А21-716/2006

Статья: Определение налоговой базы по НДС и уплата налога налоговыми агентами ("Налоговый вестник", 2005, N 11)

Автор разъясняет, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения либо освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, при приобретении у иностранных налогоплательщиков товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, являются налоговыми агентами.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: О расчетах с бюджетом по НДС при исполнении договоров аренды ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 50)

Тематический выпуск: Аренда: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет ("Экономико-правовой бюллетень", 2005, N 10)

Должны ли уплачивать налог в качестве налогового агента предприниматели, зарегистрированные до 2001 г. и арендующие федеральное, муниципальное имущество после 2001 г. (п. 3 ст. 161 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому введение в 2001 г. НК РФ нормы, обязывающей арендаторов исчислять и уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, ухудшает их положение. Следовательно, предприниматели, зарегистрированные до 2001 г., до истечения четырех лет с момента государственной регистрации не должны исполнять обязанности налоговых агентов.

В то же время есть судебное решение, в котором указывается, что введение п. 3 ст. 161 НК РФ ухудшает положение предпринимателей, в том числе потому, что согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ льгота установлена только для налогоплательщиков, а не для налоговых агентов. Следовательно, с 2001 г. субъекты малого предпринимательства должны уплачивать налог в качестве налоговых агентов по правилам п. 3 ст. 161 НК РФ.

По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Введение в 2001 г. нормы п. 3 ст. 161 НК РФ, обязывающей арендаторов исчислять и уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, ухудшает их положение

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 по делу N А79-7666/2006 (Определением ВАС РФ от 30.11.2007 N 15772/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ новая норма п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.

Позиция 2. Введение нормы п. 3 ст. 161 НК РФ не ухудшает положение предпринимателя

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2005 N А65-8175/04-СА2-38

Доводы предпринимателя-арендатора о том, что он является субъектом малого предпринимательства, а следовательно, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не является плательщиком НДС, необоснованны, поскольку нормы данного акта законодательства о налогах и сборах предусматривают предоставление льготы по налогообложению субъектам малого предпринимательства - налогоплательщикам, а не налоговым агентам.

Наши рекомендации