Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений
Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений. Принципы функционирования кредитных отношений. Субъекты международных кредитных отношений. Характеристика мировой кредитной системы. Этапы развития международных кредитных отношений.
Международный кредит как одна из форм кредита представляет собой совокупность международных экономических отношений между резидентами разных стран - кредитором и заемщиком - по поводу движения ссудного капитала. Кредитные отношения основаны на четких и однозначных принципах: возвратности, платности, срочности, обеспеченности, целевого использования кредита и дифференцированного подхода.
Сущность кредита раскрывают его функции: перераспределительная и замещения наличных денег. Кредит, возникающий в сфере обмена, перераспределяет временно свободные ресурсы одних участников кредитных отношений для удовлетворения временных потребностей других. Специфика перераспределительной функции международного кредита заключается в ее ограниченном действии при условии малой мобильности капитала. В полной мере она проявляется лишь при свободном движении ссудного капитала между странами. Свободные рыночные отношения как необходимое условие международного кредита предоставляют держателям капитала возможность получить наивысший уровень дохода, что способствует выравниванию доходов во всех странах и повышению их абсолютного значения.
Функция замещения наличных денег кредитными проявляется в безналичной форме организации кредитных отношений. При размещении наличных денег в кредитных учреждениях создаются условия для замены наличных денег в обороте кредитными в виде записей на счетах. Это замещение в международном кредите приводит к экономии издержек обращения. В практике кредитных отношений используются такие формы международных расчетов, как векселя, чеки, депозитные сертификаты.
Иногда выделяют специфическую функцию международного кредита - ускорение централизации и концентрации капитала. Международный кредит содействует трансформации частных предприятий в акционерные общества, созданию новых фирм. Присоединение кредитных капиталов к собственным ускоряет процесс капитализации прибавочной стоимости и расширяет границы накопления, сбережения, потребления и инвестирования.
Субъектами международных кредитных отношений выступают кредитор - продавец ссудного капитала - и заемщик - его покупатель. Кредитор и заемщик международного кредита являются нерезидентами и осуществляют операции на международных рынках ссудного капитала.
Основными субъектами международных кредитных отношенийявляются следующие институты:
• международные финансовые организации - Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка и др. Специфика кредитных отношений определяется уставными целями организации, преимущественно это льготное кредитование при выполнении ею определенных условий и соответствии необходимым критериям;
• национальные органы финансово-кредитного регулирования - центральные банки, министерства финансов и экономики, казначейства и пр. Международные займы им нужны для проведения национальной экономической политики: сокращения бюджетного дефицита, поддержания валютного курса и т.д. Кредиты используются для инвестирования, диверсификации инвестиционного портфеля государства и получения прибыли;
• транснациональные финансово-промышленные группы с целью минимизации издержек инвестируют в кредитные проекты стран с наиболее выгодными процентными ставками, а также увеличивают прибыль, размещая или привлекая средства на мировом рынке ссудных капиталов;
• коммерческие банки, по своей природе занимающиеся кредитованием, выходят на международные рынки для реализации финансовых возможностей или временного решения проблем с ликвидностью и платежеспособностью;
• небанковские кредитно-финансовые учреждения - сберегательные ассоциации, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и банки, финансовые брокеры и дилеры, финансовые компании;
• производственный сектор. Кредитные ресурсы, в том числе международные, требуются предприятиям для расширенного воспроизводства. Использование кредитных ресурсов для погашения задолженности свидетельствует о неэффективной работе предприятия. Реальный сектор яшшется самодостаточным и должен пользоваться услугами финансово-кредитной системы для увеличения мощностей, а не для поддержания функционирования;
• малый бизнес, население и пр. - их участие в международных кредитных отношениях обусловлено не столько спецификой деятельности, сколько привлекательностью и природой самих кредитных инструментов.
Кредитные отношения функционируют в рамках системы, которая включает элементы, зависящие от уровня кредитного сотрудничества.
Мировая кредитная система- это форма организации международных кредитных отношений, т.е. экономических отношений, основанных на принципах, принятых участниками: платности, возвратности, срочности, обеспеченности кредита. Мировая кредитная система включает национальные и региональные кредитные системы, транснациональные банки (ТНБ) и международные кредитно-финансовые институты. Элементами мировой кредитной системы, функционирующими объективно, являются: международный ссудный капитал, органы, регулирующие международные кредитные отношения, участники международных кредитных отношений, формы международного кредита, условия международного кредита.
К субъективным элементам мировой кредитной системы можно отнести экономическую политику и регулирование в отдельных странах, региональных образованиях и международные кредитно-финансовые организации. Регулирование отношений в мировой кредитной системе обычно является реакцией на возникающие в кредитной сфере проблемы. Например, банковские кризисы, вызванные низкой кредитоспособностью заемщиков, послужили поводом для разработки на мировом уровне новой методики оценки кредитоспособности и платежеспособности заемщиков.
Международный ссудный капитал - это средства (в денежной или иной форме), передаваемые от кредитора одной страны к заемщику другой. Международный ссудный капитал можно рассматривать и как обязательства сторон в международных кредитных отношениях, которые выступают в форме различных международных кредитных инструментов (депозитного сертификата, векселя и т.д.).
Главным национальным органом, осуществляющим надзор, регулирование и контроль за кредитными отношениями в международной сфере, является Центральный банк. Сфера деятельности центрального банка, связанная с регулированием кредитных отношений, в том числе международных, называется пруденциальным управлением. Пруденциальное управление - это субъективный элемент мировой кредитной системы, он зависит от политики Центрального банка. Для регулирования кредитных отношений Центральный банк использует лицензирование международной банковской деятельности, обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизии и проверки деятельности кредитных институтов, действующих в международной сфере. Центральный банк призван поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
К международным институтам, осуществляющим регулирование международных кредитных отношений, относятся Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Банк международных расчетов и пр.
Участниками международных кредитных отношений являются международные банковские, небанковские кредитно-финансовые учреждения в роли кредиторов и любые иные экономические субъекты, будь то государственные или корпоративные институты, а также население в роли заемщиков международного ссудного капитала. Основными участниками международных кредитных отношений являются международные, или транснациональные, банки (ТНБ). А также коммерческие банки, которые сотрудничают с банками других стран и финансируют внешнюю торговлю, международные проекты и лизинг.
Среди наиболее значимых международных специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить инвестиционные банки, которые занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на мировом рынке корпоративных ценных бумаг. Инвестиционные банки привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Они не имеют права привлекать депозиты и осуществляют долгосрочное кредитование и финансирование различных инвестиционных проектов.
Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг. Различают инвестиционные компании открытого типа, которые обязуются выкупать свои акции у держателей по требованию, и закрытого типа - не дающие этого права.
Финансовые компании - это институты, кредитующие продажу товаров в оптовой и розничной внешней торговле. Они выдают кредит различным торговцам под проданные ими в рассрочку товары, покупая обязательства клиентов. Другие финансовые компании предоставляют ссуды фирмам, экспортировавшим товар с оплатой в рассрочку.
Международный кредит может принимать различные формы, которые также относятся к элементам мировой кредитной системы. Формами международного кредита являются:
• кредит международных кредитно-финансовых организаций - предоставляется при выполнении странами или компаниями выдвинутых финансовыми организациями условий;
• международный банковский кредит;
• межгосударственный кредит - в роли заемщика выступает государство, выпуская различные кредитно-финансовые инструменты для нерезидентов;
• международный коммерческий (фирменный) кредит - отсрочка платежа, предоставляемая экспортером товара импортеру.
Условия международного кредита - это элементы договора кредитора и заемщика из разных стран: сумма кредита, его срок, стоимость, цена, обеспечение, порядок выплаты, страхование и пр.
Мировая кредитная система включает в себя также национальную и региональную кредитные системы.
Национальная кредитная система- организационно-институциональная форма кредитных отношений государства. Национальный ссудный капитал может стать региональным или мировым, если тому нет препятствий. В национальной кредитной системе представлены все формы кредита, при этом международный кредит играет не такую важную роль, как в других кредитных системах.
Региональная кредитная системавключает национальные кредитные системы региона, т.е. она носит интернациональный характер. Ссудный капитал свободно перемещается из страны в страну в границах региона. Региональные органы пруденциального управления имеют статус, сопоставимый с институтами национального кредитного регулирования. При этом региональные органы пруденциального управления не имеют наднационального права и в большей степени выполняют надзор за международными кредитными отношениями, нежели их регулирование.
Элементы мировой кредитной системы трансформируются и развиваются одновременно с развитием международных кредитных отношений, их инструментов и механизмов. Выделяют несколько этапов развития.
Первый этап в истории международного кредитаохватывает период от начала XIX в. до Первой мировой войны. Его можно разделить на пять периодов. С 1822 по 1825 г. из Великобритании кредиты направлялись в Испанию, Пруссию, Мексику, Австро-Венгрию, Чили, Россию, Бразилию, Грецию, Перу и Аргентину для финансирования добычи золота и серебра. С 1834 по 1839 г. заемщиками британских и французских банков стали Соединенные Штаты, Португалия, Испания и Мексика, которые нуждались в финансировании хлопководства и строительства водных каналов. Затем с 1864 по 1875 г. в основном на британские, французские и немецкие кредиты строились железные дороги в США, России, Египте, Испании, Австро-Венгрии, Перу, Румынии, Колумбии и Тунисе. С 1884 по 1890 г. международные кредиты Великобритании использовались для финансирования экономик Аргентины и Уругвая, а также земельного бума в Австралии. Последним эпизодом рассматриваемого всплеска международного кредитования можно назвать промежуток с 1905 по 1913 г., когда британские, французские, немецкие и частично американские кредиты использовались в России, Канаде, Южной Африке, Бразилии, Мексике, на Балканах и на Кубе.
Второй этап развития международного кредитаохватывает период между Первой и Второй мировыми войнами. Для него характерны меньшие объемы кредитования, многочисленные кредитные кризисы и как следствие последних формирование стабилизационных механизмов. В течение Первой мировой войны американские банки активно финансировали военные закупки Великобритании и Франции в США. Позднее Казначейство Соединенных Штатов взяло на себя долги первых двух государств, выплатив необходимые суммы своим банкам. После войны США отказались от репараций с Германии и Австрии и даже предоставили займы немецкой стороне для снижения их долга. В 1923 г. договор между США и Великобританией регламентировал условия рефинансирования военного долга в течение 62 лет со ставкой 3-3,5 %. Аналогичный договор был заключен с Францией, долг которой был снижен до 2,2 млрд. долл. Кроме того, с 1924 по 1928 г. США и Великобритания, а также в небольших объемах Голландия, кредитовали такие страны, как Германия, Франция, Аргентина, Куба, Чили, Австралия, Канада, Бразилия, Румыния, Новая Зеландия, Южная Африка, Югославия, Греция, Австрия, Колумбия, Польша и Турция. В целом же объем мировых инвестиций, финансируемый международным кредитом в межвоенном периоде вырос с 44 до 53 млрд долл., в том числе в Англии - до 22,9, США - до 11,5, во Франции - до 3,9 млрд долл.
Период между войнами - время глубоких экономических кризисов, самый масштабный из них - Великая депрессия. Вместе с тем именно с помощью международных банковских кредитов удалось преодолеть назревавшие кризисы банковской системы Австрии в мае, Венгрии - в июне, Германии - в июле, Великобритании - в сентябре 1931 г. Из-за кризисных процессов в кредитной сфере многие страны были вынуждены ввести программы по страхованию депозитов. Кроме того, государственные финансовые органы стали важным источником финансовых ресурсов для коммерческих банков, тем самым освободив центральные банки от этих обязанностей. В Соединенных Штатах таким органом выступила Финансовая Корпорация по Реструктуризации (Reconstruction Finance Corporation, RFC), которая с возобновлением деятельности коммерческих банков после банковских каникул 1933 г. инвестировала значительные средства в привилегированные акции банков.
Третий этап международного кредитаохватил период с 1970 по 1991 г. Основными кредиторами были США, Великобритания, Япония, Германия и Франция, заемщиками - Бразилия, Мексика, Испания, Венесуэла, Южная Корея, Аргентина, Турция, Югославия, Польша, Румыния, Египет, Индонезия, Филиппины, Чили и СССР. Международные финансово-кредитные операции США стремительно увеличивались: в 1975 г. они составляли 4,2 % ВВП, в 1985 г. - 36,4 %,в 1990 г.- 92,1, в 1993 г. - 134,9 %. Рост международного кредитования в Японии также был впечатляющим: с 1,5 % ВВП в 1975 г. до 121 % в 1990 г. В Германии объемы международных кредитов в 1975 г. составляли 5,1 % ВВП, в 1990 г. - 54,9 %, в 1993 г. -169,6 %.
Оживление международных кредитных отношений объясняется общим сдвигом в экономической политике США и Западной Европы. Со времен Второй мировой войны большинство индустриальных стран следовало принципам, разработанным британским экономистом Дж. М. Кейнсом в ответ на экономические кризисы межвоенного периода. В своей теории Кейнс отвел государству роль главного финансового инвестора национальной экономики, из чего следовало, что бюджет можно использовать как средство интервенций для обеспечения экономического роста. Однако нефтяной шок в 1970-х гг. изрядно пошатнул эту теорию. Пришедшие к власти в США и Великобритании консерваторы стали руководствоваться иной экономической догмой - неолиберализмом. Среди сторонников этого направления были советник Рейгана М. Фридман и наставник Э. Тэтчер Ф. фон Хайек. В результате власти устранили механизмы контроля во многих областях и снизили возможность государственного вмешательства.
Эта политика коснулась и сферы международного кредитования. До 1970-х гг. банковское дело четко регулировалось и было ограничено рамками национальных систем, а соответственно не имело высоких рисков. Существовали различные ограничения, как, например, лицензирование отдельных сфер деятельности, пределы процентных ставок. Не развиты были и финансовые рынки. Все это не позволяло кредитным учреждениям конкурировать друг с другом на международной арене. Снятие барьеров по движению капиталов резко повысило амплитуду международных кредитных отношений и создало возможности для внешнего финансирования национальных экономик многих стран. Сопровождавшая мобильность капиталов идеология дерегулирования, либерализации и приватизации создала благоприятный климат для развития международных кредитных отношений. Эти идеи поддерживали и созданные после Второй мировой войны международные финансовые организации (МВФ и Всемирный банк), которые выдавали международные кредиты именно с условием реализации неолиберальной парадигмы.
Четвертый этап международного кредитаначался в 1991 г. и продолжается в настоящее время. Он совпал с новым этапом либерализации капитала и возникновением новых рынков. Если США, ФРГ, Канада и Швейцария отменили контроль над перемещением капитала в 1970 г., что во многом увеличило международные кредитные операции, то остальные страны решились на этот шаг позже - Великобритания в 1979 г., Япония в 1980 г., Франция и Италия в 1990 г., а Испания и Португалия в 1992 г. К началу 1990 г. благодаря политике стран «большой семерки», а также МВФ, в котором эти страны имеют решающее слово, капитал получил полную свободу для распространения по всей планете. Главными кредиторами остались Соединенные Штаты, Германия, Япония и Великобритания. К этому списку примкнула Испания.
Новый этап международного кредита был вызван в первую очередь потребностями заемщиков, которые нуждались в финансировании развития своих экономик. К быстро развивающимся рынкам, требующим внешнего кредитования, относятся страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, Таиланд, Южная Корея), Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла), а также СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Грузия и т.д.). Другими активными пользователями международного кредита в этот период являлись Пакистан, Панама и Колумбия.
Развитие азиатского региона в 1980-х гг. создало базу для высоколиквидных и емких рынков Юго-Восточной Азии. Так, в период с 1991 по 1995 г. Корея получила иностранных капиталов в размере 9,3 % своего ВВП, Малайзия в 1989-1995 гг. - 45,8 %, Таиланд в 1988-1995 гг. - 51,5 %. Многолетний профицит торгового баланса Японии позволил этому государству и иным азиатским странам инвестировать формирующиеся излишки в высокодоходные проекты, тем самым создавая потенциал для противодействия серьезным финансовым потрясениям. Азиатский регион, включая таких гигантов, как Китай и Индия, еще на протяжении многих десятилетий будет поддерживать высокую волну международного кредитования.
В отличие от азиатских стран латиноамериканские государства оказались более уязвимыми перед финансовыми кризисами, получая большие объемы капиталов по каналам международного кредитования. Так, с 1989 по 1994 г. Мексика получила иностранных капиталов вразмере27,1 % своего ВВП, Бразилия в 1992-1995 гг. -9,4 %,Чили в 1989-1995 гг. - 25,8 %. Длительное время влияние Соединенных Штатов не позволяло этим странам развиваться самостоятельно, и они использовали международные кредиты для поддержания своих экономик, а не для их развития. Валютный кризис в Мексике 1994 г. потребовал экстренного финансового вмешательства МВФ. Кредитная программа фонда по поддержке политики валютного комитета в Аргентине в итоге закончилась долговым и банковским кризисами 2001-2002 гг.
После распада Советского Союза, образования новых государств в Центральной и Восточной Европе возникла проблема международного кредитования для становления ориентированных на рынок экономик. Необходимый капитал, который не могли предоставить внутренние источники этих стран, давали другие страны или международные организации. Благодаря восстановлению торговых связей и формированию стабильных источников внутреннего финансирования в странах СНГ постепенно снизились объемы внешнего кредитования. В то же время страны Центральной и Восточной Европы активно использовали международные кредиты развитых европейских стран для достижения европейских стандартов экономического развития и вступления в Евросоюз.