Правоспособность юридического лица
Правосубъектность юридического лица возникает с момента его создания (которое считается созданным с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент его ликвидации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ).
До недавнего времени в России любое юридическое лицо независимо от своей организационно-правовой формы могло обладать только специальной правосубъектностью. По ныне действующему законодательству правосубъектность юридического лица может быть как общей (универсальной), так и специальной (целевой) (ст. 49 ГК РФ).
Если юридическое лицо наделено общей правоспособностью, оно вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности. Такой общей правоспособностью наделены все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий. Унитарные предприятия и все некоммерческие юридические лица законодатель наделил специальной правоспособностью, в связи с чем они вправе осуществлять лишь те вилы деятельности, которые оговорены в учредительных документах организации.
Помимо того, что всякое юридическое лицо обладает общей или специальной правосубъектностью, законодатель определяет перечень отдельных видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. Перечень лицензируемых видов деятельности на сегодня предусмотрен, в частности, специальным Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отдельные положения о лицензировании включены в положения и ряда других специальных нормативных актов. Ограничить в правах юридическое лицо можно лишь в специально предусмотренных законом случаях и исключительно в установленном законом порядке.
Необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица является использование им собственного наименования, а также других средств индивидуализации (место нахождения, деловая репутация) и средств идентификации продукции, работ, услуг юридического лица (производственная марка, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара).
Любое юридическое лицо имеет свое наименование, в котором указывается его организационно-правовая форма, а для некоммерческих организаций и унитарных предприятий – и характер деятельности. В предусмотренных законом случаях характер деятельности должен быть указан и в наименовании других коммерческих организаций.
Закон может предъявлять и дополнительные требования к содержанию наименования юридического лица. Например, в наименовании полного товарищества должны быть указаны имена (наименования) всех участников либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» (п. 3 ст. 69 ГК РФ); в наименовании товарищества на вере - имена (наименования) всех полных товарищей либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» (п. 4 ст. 82 ГК РФ); в наименовании унитарного предприятия – собственник имущества (п. 3 ст. 113 ГК РФ). Термины же «банк» и «биржа» могут использоваться лишь в наименованиях тех организаций, которые имеют лицензию на право осуществлять соответствующий вид деятельности.
Любая коммерческая организация должна иметь фирменное наименование (фирму), регистрируемое в установленном порядке вместе с регистрацией самого юридического лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Требования к фирменному наименованию установлены ГК РФ (§ 1 гл. 76).
Так, в соответствии со статьей 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
В соответствии со статьей 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Что касается сокращенных фирменных наименований, а также фирменных наименований на языках народов Российской Федерации и иностранных языках, то они защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии, что включены в единый государственный реестр юридических лиц.
Действующее законодательство не допускает каких-либо распорядительных действий в части распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования. Кроме того, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Место нахождения юридического лица (юридический адрес) определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
С местом нахождения юридического лица закон связывает решение многих важных вопросов (предъявление исков, определение места исполнения обязательства и др.).
В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредительных документах должно быть определено, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), а также должны быть указаны основания для размещения этого органа управления (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, иное вещное право, договор аренды и др.). Данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).
Деловая репутация персонифицирует юридическое лицо среди других профессионалов в данной сфере деятельности, что немаловажно для его эффективного функционирования. Под деловой репутацией принято понимать определенный набор качеств и оценок, с которыми ассоциируется их носитель и которые персонифицируют его среди других участников имущественного оборота.
В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только само юридическое лицо, но и производимые им товары (продукцию), выполняемые работы, оказываемые услуги, чему служат такие средства индивидуализации, как товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.
В качестве товарного знака (знака обслуживания) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарные знаки являются обозначениями, которые индивидуализируют выпускаемые в имущественный оборот товары индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а знаки обслуживания – обозначениями, служащими для индивидуализации выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами работ или оказываемых ими услуг. В соответствии со статьей 1477 ГК РФ на товарный знак или знак обслуживания признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (знак обслуживания).
Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, в соответствии со статьей 1516 ГК РФ является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара.