Сущность и виды себестоимости продукции (услуг)
Себестоимость продукции/услуг — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции/услуг.
В зависимости от полноты охвата классификационных статей расходов на предприятиях различают следующие виды себестоимости:
себестоимость продукции/услуг подразделения;
производственная себестоимость продукции/услуг предприятия;
полную себестоимость продукции/услуг предприятия.
Себестоимость продукции/услуг подразделения складывается из затрат этого подразделения.
Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием.
Для определения производственной себестоимости продукции/услуг необходимо:
а) из общей суммы затрат исключить затраты, относимые на непроизводственные счета, — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, и т.п.;
б) учесть изменение остатков расходов будущих периодов: при их увеличении сумма прироста вычитается из сумм затрат на производство, а при уменьшении — прибавляется;
в) учесть изменение остатков незавершенного производства: прирост уменьшает себестоимость продукции/услуг, уменьшение — увеличивает.
Полная себестоимость помимо затрат на производство включает затраты, связанные с реализацией продукции, и состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (сбыт, продвижение).
Полная себестоимость продукции/услуг отличается от себестоимости реализуемой продукции/услуг, на базе которой определяется сумма прибыли, наличием остатков нереализованной продукции. Для определения себестоимости реализуемой продукций необходимо к полной себестоимости продукции/услуг прибавить себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и вычесть себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планового периода.
2. Бюджет предприятия: сущность, этапы разработки, виды.
Бюджет — это количественные и стоимостные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджеты имеют множество видов и форм. Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные процессы финансово-хозяйственной деятельности могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж), или расходах (фонд заработной платы, закупки продовольственного сырья, расходных материалов, рекламный бюджет и т.п.), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.
Работа по составлению бюджета включает несколько этапов:
подготовка прогноза и бюджета продаж;
определение ожидаемого объема производства и предоставления услуг;
расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
расчет и анализ денежных потоков;
составление планируемых финансовых отчетов.
Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Операционный бюджет — это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции/услуг, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в разработке которого является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджет по прибылям и убыткам. В ходе разработки операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.п.).
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Сложность расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации услуг определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры.
Бюджет производства показывает количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов сырья и материалов.
На основе данных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования, он включает:
бюджет движения денежных средств — план поступлений и платежей денежных средств. При расчете бюджета движения денежных средств определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;
бюджет капитальных вложений, который определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций.
В основе подготовки объективного бюджета лежит корпоративный метод управления. Разработка отдельных компонентов и показателей бюджета в форме «Расчёт экономических показателей» осуществляется, как правило, на третьем уровне управления - руководителями отделов или служб гостиничного предприятия, которые несут ответственность за правильность расчёта показателей и реальность их достижения. Полученные данные группируются экономической службой в объединённой форме «Расчётная таблица бюджета предприятия». Руководством предприятия принимается окончательное решение о соответствии предлагаемого бюджета торговой политики гостиничного предприятия. Далее бюджет рассматривается советом директоров и в, случае его согласия, выноситься на утверждение ежегодным собранием акционеров.
После утверждения собранием акционеров бюджет на предприятии принимает силу закона и обязателен для исполнения всеми работниками отеля.
Основными составляющими подготовки бюджета являются:
расчёт экономических показателей хозяйственной деятельности гостиницы;
расчётная таблица бюджета предприятия;
пояснительная записка к бюджету.
Пояснительная записка к бюджету является заключительным документом подготовки бюджета предприятия. Она является сопроводительным документом для направления проекта бюджета для рассмотрения следующей инстанцией – советом директоров.
Являясь аналитическим документом, пояснительная записка содержит краткую характеристику финансового положения предприятия, обзор рынка гостиничных услуг и деятельности ближайших конкурентов, прогноз деятельности самого предприятия в сложившихся условиях.
В пояснительной записке обосновывается необходимость предлагаемых расходов предприятия на предстоящий период, в том числе и налогов. Излагаются основные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие гостиницы, финансирование которых включено в проект бюджета.
В заключительной части записки декларируется конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности, который предусматривает достигнуть исполнительная дирекция предприятия.
При направлении проекта бюджета в совет директоров делаются укрупнённые выжимки данных из расчётной таблицы бюджета, в форме установленной советом директоров