Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности
Международная банковская деятельность (МБД) разворачивается в двух основных направлениях: через банковские офисы, открываемые в зарубежных странах, и без непосредственного присутствия банка в зарубежной стране (рис. 2.1.).
|
Рис. 2.1. Организационно-правовые формы осуществления международных банковских операций
Каждая форма, используемая банком, служит достижению конкретных целей, решению стратегических задач, стоящих перед банком, имеет свои преимущества и недостатки. Первая группа форм предполагает прямые инвестиции в зарубежную банковскую систему. Они выражаются в создании нового банковского офиса или поглощении (слиянии) местного банка и его филиальной сети в зарубежной стране.
Создание нового для местного рынка банковского офиса обычно начинается с наиболее простой формы — банковского представительства, которое не требует сколько-нибудь больших капиталовложений и процедура открытия которого относительно проста. Не требуется банковской лицензии, поскольку представительство банка не имеет право оказывать банковские услуги. Отдельные виды хозяйственных договоров (например, договор аренды помещения) руководитель имеет право заключать с резидентами принимающей страны. Главная функция представительства иностранного банка — информационная деятельность, налаживание деловых связей с местной потенциальной клиентурой в принимающей стране. Чаще всего в дальнейшем на базе представительства создается полноценный банковский офис.
Филиал иностранного банка и дочерний банк — два вида полноценных банковских учреждений, оказывающих весь спектр банковских услуг в соответствии с лицензией, выданной центральным банком. Проблема заключается в том, что очень часто в национальном законодательстве принимающей страны имеются ограничения на открытие какого-то одного из этих двух банковских структур. Причина запрета на открытие филиала иностранного банка объясняется достаточно просто — он не является юридическим лицом по законодательству принимающей страны, а значит, возникающие требования и обязательства переносятся на материнский банк, отсутствует свой баланс, возникающие хозяйственные споры с резидентами принимающей страны разрешаются на основе международного права.
Совсем другое дело — дочерний банк, являющийся юридическим лицом, а значит, резидентом в принимающей стране. В этом случае он формально оперирует в пределах того капитала, которым изначально наделяет его иностранный материнский банк, а также средств, привлекаемых на местном рынке. За ним не стоит, как за филиалом, капитал всей международной сети ТНБ и его воздействие на конкурентную среду гораздо слабее. При этом материнский банк может при необходимости перевести из-за рубежа дополнительный капитал в дочерние структуры, оформив соответствующее кредитное соглашение. В России центральный банк разрешает учреждать иностранным банкам только дочерние банки.
По юридическому статусу иностранное банковское агентство близко к филиалу иностранного банка. Далеко не все национальные законодательства предусматривают возможность открытия такого банковского института. Среди тех стран, в которых можно найти эту форму банковского офиса, США, точнее отдельные штаты. Иностранные банковские агентства всегда в той или иной степени ограничены в видах своей деятельности. Например, они могут заниматься кредитованием местных юридических и физических лиц, но не имеют право принимать депозиты и вклады.
Формы МБД без учреждения за рубежом банковских подразделений, как уже отмечалось, следует рассматривать через призму интернационализации банковских услуг, а не капитала. Так, необычайно распространенной формой международных банковских операций является деятельность банков по системе корреспондентских соглашений. Корреспондентские отношения банков из разных стран могут предусматривать взаимное открытие корсчетов, открытие корреспондентского счета только в одном банке, отношения без открытия корсчетов. Основная цель создания за рубежом дружественных банков-корреспондентов — быстрое и надежное осуществление международных платежей своих клиентов. Корреспондентский банк за рубежом по просьбе его банка-партнера может выдать кредит для указанного лица на местном рынке, осуществить инвестиции и другие операции, предусмотренные корреспондентскими отношениями.
Такую же цель — эффективное осуществление расчетов преследуют банки, вступая в международные платежно-расчетные системы типа SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication). Эта организация начала свою деятельность в 1977 г. и к настоящему времени объединяет более 7500 банков, брокеров, инвестиционных менеджеров в 200 странах мира. В день банки — участники этой системы обмениваются 10 млн. сообщений (2 млрд в год), уведомляющих друг друга о переводах денежных средств их клиентов или своих собственных.
Банки-невидимки (shell-banks) получили свое название по причине виртуальности своего существования. Они не имеют физических офисов, соответственно служащих, здания, банковского оборудования и т.д. Они «работают» только на бумаге. Вместе с тем регулярно составляется баланс, уплачиваются налоги, осуществляются расчеты и ведется прочая обычная для любого банка деятельность. Такие банки размещаются чаще всего в офшорах и нужны их учредителям для сокращения издержек. Для органов надзора любой страны такой тип зарубежного банковского учреждения представляет наибольшую трудность в контроле.