Комплект компьютерного тестирования. Итоговый контроль по теме 1.4

Итоговый контроль по теме 1.4

(оценка знаний 4-9)

Тест 1. Материальной основой государственного кредита являются:

1) средства государственного бюджета;

2) государственный долг;

3) временно свободные финансовые ресурсы всех участников общественного воспроизводства.

Тест 2. Сумма всех выпущенных и непогашенных долго­вых обязательств государства, а также процентов, кото­рые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам, – это:

1) дефицит государственного бюджета;

2) государственный кредит;

3) государственный долг.

Тест 3. Обязательства государства перед резидентами – это:

1) внешние займы;

2) внутренние займы;

3) государственный кредит.

Тест 4. Государственный долг, представляющий собой все долговые обязательства на начало года, – это:

1) текущий долг;

2) оперативный долг;

3) капитальный долг.

Тест 5. Государственный долг, представляющий собой сумму предстоящих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде, – это:

1) текущий долг;

2) капитальный долг;

3) оперативный долг.

Тест 6. Изменение доходности займов при управлении государственным долгом – это:

1) конверсия долга;

2) консолидация долгов;

3) унификация долга.

Тест 7. Увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов при управлении государственным долгом – это:

1) унификация долга;

2) консолидация долгов;

3) аннулирование долгов.

Тест 8. Мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, - это:

1) секвестрование расходов;

2) унификация долга;

3) аннулирование долгов.

Тест 9. Соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством – это:

1) новация;

2) консолидация;

3) унификация.

Тест 10. Погашение прежнего займа путем выпуска новых займов – это:

1) рефинансирование;

2) новация;

3) унификация.

ТЕМА 1.5 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

2. Составные части финансовой политики

Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

Большинство своих функций государство выполняет через экономическую политику. Финансовая политика является частью общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.

Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.

Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйство­вания по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Основными целями финансовой политики являются:

ü на­иболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соот­ветствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

ü повышение уров­ня доходности на душу населения;

ü увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

ü выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определе­ние приоритетных направлений развития страны.

Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств в системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики:

стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличением государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики;

сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.

Финансовая политика государства включает:

• определение и разработку научно обоснованной страте­гии и тактики развития финансов в соответствии с главны­ми целями экономического развития страны;

• механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;

• разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Базиру­ется финансовая политика на соблюдении ряда требований:

1) научный подход;

2) учет конкретных исторических условий;

3) тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

5) повышение эффективности использования фи­нансовых ресурсов;

6) прогнозирование результатов финансо­вой политики с учетом многовариантности расчетов;

7) анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объек­тивных возможностях предприятия и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финан­совая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс фи­нансовой политики государства, определенный на перспек­тиву и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной страте­гией развития страны. В процессе ее разработки прогнози­руются основные тенденции развития финансов, направле­ния их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии с долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.

Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой страте­гии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.

Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентиро­вана следующими основными документами:

• Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011-2015 годы;

• Стратегией развития банковского сектора экономики Республи­ки Беларусь на 2011-2015 годы;

• Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года.

Осу­ществляется финансовая политика с помощью финансо­вого механизма. Финансовый механизм - это совокупность установленных государством видов, форм и методов орга­низации финансовых отношений.

Наши рекомендации