Производственного) менеджмента
До недавнего времени изучалась наука об управлении производством под названием «Организация и управление производством на предприятии», которая накопила солидные знания в области научного соединения труда и материальных факторов производства, обеспечивающих его эффективность. Эта наука теоретически обобщала и развивала опыт управления производством в условиях централизованного планирования и управления экономикой. Успехи науки в данном направлении общепризнанны, признаны и имена ученых – организаторов производства.
Среди многих проблем, выдвинутых процессом развития рыночных отношений, особое значение занимает управление производством в современных условиях хозяйствования. Изменились задачи, стоящие перед производственной деятельностью на предприятии. Эти задачи определялись требованием рынка: производить и распределять в соответствии с текущими потребностями при наличии ограниченных ресурсов. Это привело к изменению ряда целевых установок производства. Целью производства стало не только удовлетворение потребностей клиентов и работников предприятия, но и получение максимальных темпов роста прибыли. Для достижения указанной цели большое внимание должно уделяться способности предприятия достаточно быстро и с минимальными затратами реагировать на потребности рынка, т.е. быть гибкими в условиях нестабильности и жесткой конкуренции. Получив права в области организации и управлении производством, менеджеры предприятий, ориентированные на успешную их деятельность, должны свободно владеть инструментами эффективного ведения бизнеса, связанного с производством конкретных продуктов или оказанием конкретных услуг в условиях рынка.
Все указанное становится возможным, если использовать современные концепции управления производством, ориентированные на управление процессами и операциями в бизнесе, т.е. на методы операционного управления как инструмента реализации своих решений, которые обязаны своим развитием производственному и операционному менеджменту. Огромный интерес для российских организаторов производства и тех, кто изучает эту проблему, представляет опыт зарубежных и российских специалистов.
Рассматривая исторические аспекты и перспективы развития производственного и операционного менеджмента [10,с.15-17; 19,с.16-24; 22,с.7-11], приходим к выводу, что термин управление производством существует с того момента, как начали производить товары и услуги. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. производственный менеджмент начал свое самостоятельное развитие как наука об управлении. В 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент». Многие ученые связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике, с переходом к преимущественному использованию таких новых методов и инструментов управления, как моделирование производственной деятельности, теории очередей, теории принятия решений, математического программирования, методов сетевого планирования проектов. Итогом этих разработок стало то, что операции начали рассматривать как неотъемлемый атрибут не только производственной, но и других видов человеческой деятельности, которой, как показала в дальнейшем практика, свойственны организованность и продуктивность. Исторически операционный менеджмент развивался сугубо в производственной сфере.
Наиболее значительным достижением 1970-х гг. - это массовое использование компьютерной техники при решении операционных вопросов. Прорывом явилось использование метода планирования материальных потребностей (materials reguirements planning - MRP). Метод заключается в использовании программного обеспечения. Появилась возможность в одной компьютерной программе объединить все компоненты, используемые при изготовлении сложной продукции. Можно было оперативно корректировать графики производственного процесса и закупок материалов, а также оперативно решать вопросы, связанные с управлением запасами материалов и управлением проектами.
В 1970 -1980-е годы исследователи Гарвардской бизнес-школы разработали модель производственной стратегии (так называемая модель 5П), которая позволяла проанализировать пять основных элементов операционного менеджмента (предприятие, продукты и услуги, персонал, процессы, функции управления) и использовать их в качестве исходных данных для принятия стратегических и тактических решений. Появилась возможность использовать производственную мощность предприятия в качестве стратегического инструмента развития конкурентных преимуществ. Исторически операционный менеджмент развивался сугубо в производственной сфере. Подробное описание модели производственной стратегии представлено в работе [27, с.25-32]. Позднее, авторами ряда работ, предлагалось дополнительно к пяти включить такие важные для производства ресурсы, как информацию, финансы и нематериальные активы предприятия (репутацию, имидж предприятия).
В 1980-1990-х годах наиболее значительными достижениями в области развития операционного менеджмента были нововведения по совместному использованию подхода «точно в срок» и всеобщего контроля качества (Total Quality Control – TQC), цель которых заключалась в устранении и предотвращении возникновения причин производственных дефектов. Начиная с 1980-х гг. этот подход в управлении широко применялся на многих предприятиях.
Сложное экономическое положение многих стран в 1990-е гг. способствовало тому, что предприятиям пришлось внедрять новые методы, направленные на совершенствование процессов управления производством. Таким направлением становится идея обновления бизнес-процессов. Все этапы бизнес – процесса рассматривались и анализировались с точки зрения их прибыльности, т.е. получения прибавочной стоимости. Все это приводило к созданию модели радикальных изменений. Подготовлен был целый комплекс методического обеспечения бизнес-инжиниринга, как совокупности методов нематериального моделирования, удовлетворяющего целям структурирования, реструктуризации и автоматизации бизнес процессов предприятия, осуществляемого в соответствии с инженерными принципами проектирования на основе применения информационных технологий, специальных стандартов и систем обозначений.
В конце 90-х гг. к большим результатам привело развитие глобальной сети Интернет World Wide Web. Бизнес стал использовать Интернет в качестве основного инструмента своей деятельности. Достижения в области информационных технологий и средств коммуникации оказали значительное влияние на методы ведения бизнеса и управления предприятиями, что повлекло за собой изменения в способах управления операциями производственной системы предприятия.
Учитывая историческое развитие операционного (производственного) менеджмента, приходим к выводу, что сегодня без ущерба научной целостности следует объединить знания, накопленные российскими и зарубежными учёными в области производственного и операционного менеджмента.
Содержание операционного (производственного)
Менеджмента
Термины «управление производством» и «производственный менеджмент», а также «управление операциями» и «операционный менеджмент» в основном близки по содержанию. В то же время следует указать на то, что основные черты управления определяются особенностью объекта управления (п.1.1).
Производственный менеджмент (ПМ) – это термин, происходящий от англ. Management Production, что в переводе означает управление производством. Производство рассматривается как объект управления и вид деятельности, направленный на преобразование исходных материалов в конечную продукцию. Объектами операционного менеджмента (ОМ) являются процессы и операции в производственной системе (production system) предприятия. Несмотря на различие объектов управления для производственного и операционного менеджмента, в указанных видах управления присутствует единый контекст производственной деятельности. Управление производственной системой предприятия рассматривается как управление процессами и операциями сложной операционной системой (п.1.1) . Выделяются следующие варианты систем управления операциями: система пополнения запасов; система расшивки «узких мест»; толкающая система; тянущая система и др. [21, с.44-48].
Для получения представления о содержании операционного менеджмента воспользуемся моделью «5П», которая, как отмечалось ранее (п.1.2), считается моделью производственной стратегии. Эта модель позволяет проанализировать пять основных элементов операционного менеджмента (предприятие, продукты и услуги, персонал, процессы, функции управления) и использовать их в качестве исходных данных для принятия стратегических и тактических решений. В соответствии с моделью операционный менеджмент включает:
различные предприятия, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);
продукты и услуги (Parts);
проектирование бизнес-процессов (Processes);
подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);
выполнение функций управления (Planning and Control Systems).
Различные предприятия, производящие продукцию или оказывающие услуги, выполняют свои процессы и операции, требующие особых форм управления. Основными признаками классификации предприятий могут быть: различные результаты функционирования, различные виды деятельности.
Различные результаты функционирования. Предприятия подразделяются на производственные, результатом функционирования которых являются готовые изделия или продукция, и сервисные, результатом для которых является оказание услуг, т.е. удовлетворение каких-то потребностей без предоставления покупателю материального товара.
Различные виды деятельности. Предприятия на рынке отличают друг от друга характер конкретных видов деятельности. «Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного производства, изменением места расположения в процессе транспортировки, обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием информации в процессе услуги телекоммуникации» [27, с.20]. Таким образом, современный бизнес характеризуется разнообразием направлений деятельности предприятий (производство, поставка, транспортировка, сервис), на каждом из которых используются материальные, информационные и финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги. Каждый из указанных видов деятельности обладает специфической природой, включает свои действия и операции (п.1.1).
Внутренняя среда каждого предприятия может быть представлена как функциональная среда, состоящая из ряда так называемых функций предприятия, по следующим направлениям: операционные, финансовые, маркетинговые, стратегические, тактические и др. При выполнении каждой функции осуществляется свойственные ей действия и операции. Главной функцией предприятия является операционная, так как она включает те действия и те операции, в результате которых производятся товары и услуги, предоставляемые предприятием во внешнюю среду. Выбор главной операционной функции основывается на стратегическом видении ключевой компетенции предприятия. В операционном менеджменте производственный процесс рассматривается как операционный процесс, а производственную стратегию как операционную стратегию. Операционная стратегия предполагает принципиально новый подход к проблемам, связанным с управлением операциями, предлагая ряд концепции и методов развития стратегии производственных процессов (раздел 2).
Для промышленных предприятий главной операционной функцией является производство продукции, для предприятий сервиса – производство (оказание) услуг. Операционная деятельность конкретизирует реализацию любых функций предприятия, концентрирует внимание на содержании и последовательности целенаправленных действий. При функциональном подходе к управлению (п.2.2) во главу функции ставятся функциональные руководители, наделяемые полномочиями и ответственностью по их управлению.
Проектирование бизнес – процессов. Операционный менеджмент связан с созданием условий по разработке, использованию и усовершенствованию бизнес – процессов, направленных на производство всех видов продукции и оказание различных видов услуг. При операционном управлении понятие производственный процесс часто вытесняется понятием бизнес – процесс.
О производственном процессе как объекте управления подробно сказано в п.1.1. Бизнес-процесс рассматривается как устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует «входы» в «выходы», реализующих конкретную цель предприятия в рамках данной организационной структуры.
Сравнивая понятие «бизнес – процесс» с понятием производственного процесса, трудно не заметить их сходства. Приведенные определения позволяют с некоторыми допущениями отметить, что бизнес – процесс имеет подобные производственному процессу характеристики: механизм реализации (труд, средства и предметы труда), управляющие воздействия. Важным моментом, отражающим характерные особенности бизнес - процесса, является способность к декомпозиции процесса. Декомпозиция бизнес – процесса предполагает его разбиение на более мелкие бизнес-процессы (процедуры, операции). Бизнес-процесс состоит из набора операций, порядок их выполнения, как правило, четко определены технологией или соответствующими правилами. Все это, в свою очередь, позволяет эффективно использовать отдельные операции, направленные на производство основных видов продукции и оказание различных видов услуг.
Так, на предприятиях сервиса бизнес – процессы по прохождению заказа, оказанию услуги, внедрению новой услуги, управлению качеством услуг могут включать типичные для них операции. В центре внимания бизнес – процесса стоят вопросы управления бизнесом в целом. Цель бизнеса – предложить потребителю услугу, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству.
Видение производственной (операционной) системы бизнеса позволяет поставить вопрос о необходимости развития процессного подхода к управлению предприятием, при котором определяется и выделяется перечень бизнес-процессов (п.2.2). Вопросам, связанным с проектированием бизнес-процессов, с методами их моделирования и описания, посвящается ряд специальных литературных источников, в том числе и рекомендуемые к использованию [11, с.55-98; 13, с.57-118; 21, с.49-240].
Подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес процессов.Задачи операционного менеджмента напрямую реализуется линейными менеджерами, т.е. руководителями подразделений предприятия, функциональными менеджерами отделов (менеджерами по организации производства, по продажам, по отдельным функциям финансовой деятельности, по операционному планированию). Управление отдельными операциями и бизнес – процессами – это управление разработанным процессом на основе имеющихся знаний о нем. При этом функции структурных подразделений предприятия и обязанности отдельных менеджеров уже определены и заранее известны. Обязанности менеджеров по организации производства и требования к их квалификации рассматриваются в п.2.4.
В качестве основных уровней профессионализма менеджеров выделяются: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения. Управленческая проблема состоит в отсутствии готового управленческого решения. Умение поставить, а затем решить проблему характеризует управленца о высоком уровне его профессионализма.
С учетом требований, предъявляемых к линейным менеджерам, осуществляется подбор и расстановка персонала для выполнения отдельных операций и бизнес – процессов. Под подбором кадров понимается процесс их изучения, определения пригодности выдвигаемых кандидатов для данных должностей. Расстановка кадров предполагает целесообразное распределение наличных сил по подразделениям аппарата управления с позиции требований к управленческому коллективу как целому. Расстановка персонала решается практически одновременно с подбором кадров.
В процесс подбора кандидатуры для выдвижения на вакантную должность входят следующие основные действия:
сбор информации о кандидатах для выдвижения, обработка этой информации;
составление характеристик на кандидатов, оценка их качества;
сравнение кандидатов друг с другом при возможном выдвижении на одну должность и проведение выбора того, кто больше подходит для выполнения отдельных операций и бизнес – процессов;
назначение кандидата на вакантную должность.
Выполнение функций управления. Каждая функция управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация, регулирование и др.) – это вид деятельности, характеризующийся определенным воздействием на объект и субъект управления (п.2.3, табл.2.1). Из большого числа функций выбираются те из них, при реализации которых создаются условия для достижения целей деятельности предприятия. Эти функции будут представлять собой операции или действия субъекта управления, а совокупность этих функций составят содержание процесса управления.
Повышение качества системы операционного (производственного) менеджмента определяется количеством и глубиной применяемых научных подходов.