Сущность предпринимательского риска. Причины его возникновения
Как известно предпринимательская деятельность является рисковой, т.е. действия участников предпринимательства не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все 100%).
Возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в РБ экономической реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной и вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.
Риск – это неизбежный элемент принятия любого решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования.
В экономической литературе часто не делается различий между понятиями "риск" и "неопределенность". Но их следует разграничивать. Так 1-е характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть оценено количественно, а 2-е - когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно.
В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, т. к. всегда существует ряд непредвиденных факторов неопределенности.
Следует заметить, что предприниматель может частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может.
Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения. Т.к. экономическое поведение предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой и реализуемой на свой риск индивидуальной программе предпринимательской деятельности.
Каждый участник рыночных отношений изначально лишен гарантий успеха:
§ обеспеченной доли участия в рынке,
§ доступа к производственным ресурсам по фиксированным ценам,
§ устойчивости покупательной способности денежных единиц,
§ неизменности норм и нормативов и других инструментов экономического управления.
Наличие предпринимательского риска - это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будут возрастать неопределенность и предпринимательский риск.
Т.о. риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни. Устранить неопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно.
Восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Для одного предпринимателя данная величина риска является приемлемой, тогда как для другого - неприемлемой.
Причина высокой рискованности предпринимательской деятельности не только заключена внутри предприятия (связана с работой подразделений и персонала), но и в значительной мере определена ситуацией, складывающейся во внешней среде предпринимательской фирмы. Это факторы политического, общеэкономического, правового и социально-культурного развития страны.
Т.о., одна из причин возникновения предпринимательского риска — неопределенность внешней среды, т.к. всем предпринимателям приходится осуществлять свою деятельность в условиях неопределенности и изменчивости экономической среды, что способствует формированию постоянно меняющихся хозяйственных ситуаций.
Эти ситуации зависят от условий функционирования предпринимательской фирмы — как внутренних, так и внешних.
Условия определяются:
· наличием и состоянием уровня спроса на производимую продукцию, работы и услуги;
· наличием и состоянием рынков, каналов и объемов сбыта;
· хозяйственным потенциалом (производственные и прочие площади, оборудование, разработки новых товаров, кадры и др.);
· наличием источников финансирования;
· конкуренцией (доля на внутреннем и внешнем рынках);
· наличием покупателей (ценовая, рекламная и прочая политика);
· предоставлением послепродажного обслуживания;
· влиянием внешней среды (размер налоговых платежей, темпы инфляции) и т.д.
В результате изменения какого-либо одного из перечисленных условий или комбинации условий создаются рисковые ситуации.
Следует отметить, что чем больше неопределенность ситуации, тем выше уровень риска, но в то же время, как правило, чем выше уровень риска, тем выше и вероятность получения высокой прибыли.
Поэтому, с одной стороны, предпринимательская организация старается свести к минимуму степень риска и из нескольких вариантов решений выбирает тот, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и доходности.
В рыночной экономике существуют 3 группы причин возникновения неопределенности:
Незнание — это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде.
Случайность определяется тем, что будущие события сложно предвидеть, т.к. в некоторых случаях те или иные события даже в сходных условиях происходят неодинаково (выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию, невыполнение поставщиками обязательств).
Противодействие — это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы (конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.).