Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В результате происходящих в России экономических и политических реформ появились многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не.участвует в государственном управлении, но многие служащие аппарата этих . организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах. Злоупотребляя управленческими полномочиями, они подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых работают, или других организаций, общественным и государственным интересам. Это обстоятельство определило появление в УК РФ главы о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК) коммерческие организации — это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другие кредитные организации, за исключением Центрального банка Российской Федерации, который относится к числу государственных органов.
Иные организации,о которых говорится в гл. 23 УК, — это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов. Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст. 120 ГК). Это могут быть образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, .вузы и др.), учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи и др.), здравоохранения (больницы, санатории, поликлиники и др.), науки и др. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам. Под действие ст. 201 и ч. 3 ст. 204 УК подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппаратов который входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия они должны использовать исключительно в интересах службы, т. е. в интересах своих организаций, которые не могут противопоставляться государственным и общественным интересам. Таким образом, родовым объектомпреступлений, включенных в гл. 23 УК, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом*.
* Близкое к приведенному определение объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, дает И. А. Клепицкий: "правильное осуществление полномочий лицами, не являющимися служащими государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений" (см.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов/Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 235).
Неудачным представляется определение родового объекта для этой главы, предложенное П. С. Яни: "сфера отношений, связанных с реализацией работниками всех юридических лиц, за исключениями, установленными примечанием к ст. 201 УК РФ, имеющихся у них особых возможностей, прямо вытекающих из их служебного положения" (см.: Яни П. Причинение вреда деянием. О квалификации экономических и служебных преступлений // Российская юстиция. 1997. № 1. С. 48).
Глава "Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ включает в себя всего четыре статьи, содержащие описание признаков преступлений, которые можно разделить на две группы: 1) общие составыпреступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями — ст. 201, коммерческий подкуп — ст. 204); 2) специальные составыпреступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами — ст. 202, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб — ст. 203).
Общие преступления могут быть совершены лицами, выполняющими управленческие функции в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, включая государственные и муниципальные предприятия, в общественных и религиозных объединениях, потребительских кооперативах, учреждениях, фондах и иных некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Специальные преступления совершают лишь конкретно указанные в статьях УК лица: частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частных охранных или детективных служб.
Субъектомобщих преступлений против интересов службы в коммерческой или иной организации может быть не любой служащий этой организации, а лишь выполняющий в ней управленческие функции т. е.постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примечание 1 к ст. 201 УК).
Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными. К ним, в частности, относится руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. п.).Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок, заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т. п.). Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов), директоров, управляющих, председателей правления и других руководителей организаций, их заместителей и членов правления, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, на-чальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т. д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.
Субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и за коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК) могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или .прекращать правовые отношения, т. е. имеющие распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема отграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение обязанностей, возложенных на них как на членов экзаменационных комиссий.
Управленческие функции могут выполняться субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК, постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом нужно иметь в виду, что лицо, временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом данных преступлений при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном порядке.
Ссубъективной сторонывсе преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются умышленной виной.
Особый характер коммерческих организаций позволил в примечании 2 ст. 201 УК сформулировать важное, не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное положение: если какое-либо деяние из числа предусмотренных в гл. 23 УК (фактически речь может идти только о злоупотреблении полномочиями или коммерческом подкупе) причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В иных случаях, когда злоупотребление служащим своими полномочиями причинило вред государственному или муниципальному предприятию, любой некоммерческой организации либо интересам граждан, не являющихся владельцами коммерческой организации, интересам общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, помимо заявления или согласия организации, где работает виновный.