Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Вопросы:
1. Что такое бюджетный процесс и каковы его стадии?
2. Какой период времени охватывает каждая стадия бюджетного процесса?
3. Каких участников бюджетного процесса Вы знаете?
4. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе?
5. Какие сведения необходимы для составления проектов бюджетов?
6. Какие этапы включает в себя стадия составления федерального бюджета?
7. Каков порядок рассмотрения и утверждения проекта Федерального закона “О федеральном бюджете РФ” ?
8. В чем проявляется сущность казначейского исполнения бюджетов?
9. Кто относится к распорядителям и получателям бюджетных средств?
10. Какова процедура завершения исполнения федерального бюджета?
11. Какова компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований?
12. Как составляется и юридически оформляется отчет об исполнении федерального бюджета?
13. Что понимается под нарушением бюджетного законодательства?
14. Какие виды нарушений бюджетного законодательства Вы знаете?
15. Какие нормативные правовые акты регулируют ответственность участников бюджетных отношений?
16. Какие меры принуждения применяются к нарушителям бюджетного законодательства?
17. По каким основаниям применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства?
18. Какими полномочиями обладают органы Федерального казначейства РФ в области применения мер принуждения?
19. Какие виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Вы знаете, в чем заключается их особенность?
20. Может ли одновременно одно деяние быть бюджетным и административным правонарушением?
21. Какие суммы штрафов установлены и налагаются на нарушителей бюджетного законодательства?
Задания:
1. Проанализируйте стадии бюджетного процесса и на этой основе укажите основные временные характеристики каждой стадии.
2. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.
3. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Определите, кто относится к указанным участникам бюджетного процесса, а также раскройте их основные права и укажите различия, существующие между ними.
4. Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюджетного процесса они являются.
5. Существует определенный порядок составления проектов бюджетов. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления проекта федерального бюджета:
- составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года;
- порядок и сроки составления федерального бюджета определяется Государственной Думой ФС РФ;
- формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза составляемого Правительством РФ;
- с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год:
6. Проект федерального закона РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он представлен в Государственную Думу ФС РФ до 24 часов 15 августа текущего года. Укажите в скольких чтениях рассматривается проект федерального бюджета Государственной Думой ФС РФ и назовите предмет и временные параметры каждого чтения.
7. На практическом занятии по финансовому праву студент Марков, раскрывая порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете, сказал, что принятый Государственной Думой ФС РФ Федеральный закон в течение 10 дней со дня принятия передается в Совет Федерации ФС РФ, тот в свою очередь рассматривает его в течение 15 дней. Совет Федерации ФС РФ в течении 5 дней со дня одобрения направляет его Президенту РФ для подписания.
Дайте анализ сказанному Марковым. Определите, с какого времени вступает в силу Закон о федеральном бюджете.
8. Раскрывая этап бюджетного процесса – исполнение бюджета, дайте характеристику следующим понятиям:
- сводная бюджетная роспись;
- лицевые счета бюджетных средств;
- смета доходов и расходов.
Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области.
9. Опишите технологию составления городского бюджета.
10. Проанализируйте, в чем состоит отличие мер предупреждения и пресечения от мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приведите примеры.
11. Руководитель бюджетного учреждения решил обжаловать неправомерные действия должностного лица территориального управления Федерального казначейства по факту приостановления операций по счетам учреждения. Объясните в каком порядке должен обжаловать действия должностного лица руководитель учреждения?
Задачи:
1. Государственное предприятие “Автодор”, состоящее на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2,5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим, руководитель предприятия распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разместить на депозите в банке “Корал-кредит”, другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО “Тройка”, рассчитывая, что из полученных доходов от использования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия.
Оцените правомерность действий руководителя предприятия.
2. Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ) уведомило о выделенных бюджетных ассигнованиях соответствующим документом распорядителей бюджетных ассигнований и получателей по видам Вооруженных Сил в течение 30 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета 1998 года. В ходе проверки, проводимой Федеральным казначейством Российской Федерации, на начальника ГлавФЭУ был наложен штраф, вынесено предупреждение за нарушение бюджетного процесса.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли решения Федерального казначейства Российской Федерации?
3. Студент Исаков в контрольной работе отметил, что “работа над составлением проекта федерального бюджета организуется Министерством финансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года”.
Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.
4. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области к компетенции области относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета (статья 104, часть 1). Уставом определены также бюджетные права органов государственной власти области (статья 105), статус и порядок формирования внебюджетных и валютных фондов (статьи 106 и 107), налоговая и кредитно-банковская системы области (статьи 108, 109 и 110).
Могут ли трактоваться указанные установления как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации?
5. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горно-добывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10 % дотаций и 12 % субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда.
Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюджетному законодательству, содержащиеся в нем.