Задачи и эффективность менеджмента
Задачи менеджмента
Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Рынок очень подвижен, обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Исходя из сказанного, сделаем заключение, что общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга.
Ещё одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживает, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент.
Важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента – организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.
Итак, основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существования и успех фирмы на рынке.
Эффективность менеджмента
Менеджмент – деятельность экономическая, любое решение, принимаемое менеджментом – это мероприятие экономического характера. Отсюда следует, что эффективность менеджмента определяется экономическими результатами. Для изменения этих результатов используют определённые показатели. Это показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые изменяются под влиянием реализации управленческих решений. Перечислим эти показатели:
· прирост прибыли;
· увеличение объёмов реализации продукции;
· рост производительности труда;
· снижение фондоёмкости;
· увеличение фондоотдачи;
· увеличение фондоотдачи;
· ускорение оборачиваемости оборотных средств;
· снижение трудоемкости продукции;
· экономия заработной платы;
· повышение уровня организационной работы;
· улучшение условий труда;
· повышение квалификации производственного персонала.
Показатели, которые характеризуют труд менеджера:
· снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
· сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
· сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда;
Их можно выразить как количественно. Но есть и такие показатели, которые не поддаются количественной оценки. Например, повышение квалификации управленческого персонала, улучшений условий труда, культура управления и другие.
Общая форма эффективности: Эффективность = отношение эффект и затраты
Следует учесть, что критерием оценки эффективности труда менеджеров является не только экономическая, но и социальная эффективность. Она определяется качественными показателями. Но критерий экономической эффективности нашел наибольшее практическое применение именно из-за возможности количественно измерить эффективность труда аппарата управления.
Принципы и методы менеджмента
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Принципы менеджмента:
· принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении – это принцип означает, что каждый работник отвечает только за свой участок работы и за принятие решения на своём уровне. А всю ответственность за работу предприятия несёт только одно лицо – управляющий ли директор;
· принцип научной обоснованности управления – означает, что управление должно осуществляться с применением науки;
· принцип плановости – означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
· принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности– он означает, что работник несёт ответственность только за те же задачи, которые входят в сферу деятельности или его полномочий;
· принцип демократизации управления – в современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.
Методы менеджмента
Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Все методы менеджмента делятся на 3 группы:
· К организационно – административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание;
· Экономические методы – предполагают косвенное воздействие на объект управления. Они базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: финансирование, прибыль, заработная плата, хозрасчёт, ценообразование и др.;
На сегодняшний день в России в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, т.к. фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу.
· Социально – психологические методы – представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них;
В работе менеджера важным является не только эффективность использования того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.