Кредитное регулирование и стимулирование деятельности субъектов реального сектора экономики
В условиях товарно-денежных отношений наличие зависимости между функционированием промышленности и банковской системы, промышленного и финансового капитала является закономерным.
Создание банка, возможность осуществления им достаточного объема операций и услуг невозможны без капитала промышленности, так же как и функционирование даже самого мелкого предприятия невозможно без банковского обслуживания. Следует отметить, что развитие промышленности и банковского сектора идет практически параллельно: изменения в отраслях промышленности оказывают влияние на формы, методы и технологии ведения банковского бизнеса, и наоборот, развитие новых банковских услуг дает возможность развития производству.
Банки развитых стран на данный момент практически полностью исчерпали возможности получения доходов от операций на финансовом рынке, а потому изменение отношения к реальному сектору экономики и розничному сегменту рынка неизбежно. Банки традиционно размещают капитал в акции промышленных компаний, становясь их собственниками, а промышленные структуры приобретают акции банков и тоже превращаются в их собственников. Переход к рыночным отношениям не только привел к расширению интеграции между этими сферами, но и потребовал широкого участия в этом процессе финансово-кредитных институтов.
Одним из вариантов такой интеграции является создание финансово-промышленных групп, что позволяет объединить деятельность трех разных субъектов: промышленного, торгово-посреднического, финансового. Серьезной предпосылкой сращивания банковского и промышленного капитала является недостаточность предоставления долгосрочного кредита, который так необходим предприятиям и отраслям промышленности. Краткосрочный кредит лишь на короткое время соединяет промышленника и банкира, ведь краткосрочные кредиты обслуживают потребности предприятий промышленности ограниченный период, предоставляются им на кратковременные нужды, а после возвращаются в банк.
Следовательно, можно условно выделить три группы отраслей с точки зрения их спроса на долгосрочные кредитные ресурсы:
1 группа - это отрасли (большинство отраслей ТЭК), стимулирование привлечения кредитных вложений банков, в которые нецелесообразно или же может носить избирательный характер. Дальнейшее развитие взаимоотношений с банками возможно в направлении полного или преимущественного управления корпоративными финансами путем участия в акционерном капитале при использовании организационных форм интеграции. Акционерное финансирование более удобно, так как может осуществляться не только в денежной форме, но и через поставки оборудования, ноу-хау и др. Такая форма дает возможность удлинить сроки погашения задолженности, что весьма актуально при длительных сроках окупаемости проектов.
2 группа - это отрасли обрабатывающей промышленности, где предприятия используют импортное сырье и комплектующие изделия. Интеграция банков с предприятиями этих отраслей сложна ввиду сложного финансового состояния предприятий из-за обесценения национальной валюты и уменьшения возможностей экспорта продукции, а также высокого уровня просроченной задолженности по кредитам. Кредитование предприятий этих отраслей и в будущем будет оставаться проблемным и наращиваться медленными темпами.
3 группа - включает наиболее конкурентоспособные на сегодня предприятия машиностроения, химической, фармацевтической промышленности, производства стройматериалов. Кредитование этих отраслей уже ведется, но носит избирательный, точечный характер, поэтому будут расширяться организационные формы и методы кредитования.
К этой же группе относятся предприятия, у которых есть инвестиционные проекты высокой степени готовности, но недостаточно средств для их реализации. Банки должны искать таких клиентов и оказывать им поддержку.
Стимулирование кредитования, и в первую очередь долгосрочного, требует решения серьезных проблем. Обозначим эти проблемы и выявим возможные направления решения:
1. Необходима разработка долгосрочной концепции инвестиционного процесса по использованию огромных внутренних ресурсов экономики страны.
2. Должны быть сформированы привлекательные условия для мобилизации финансовых ресурсов самой экономики, но обращающихся вне реального сектора.
3. Необходима четкая инвестиционная стратегия отбора инвестиционных проектов для их последующего банковского сопровождения.
4. Целесообразно было бы использовать метод резервирования прибыли на специальных банковских счетах, предоставив предприятиям возможность накапливать средства на капитальные вложения, а банкам - использовать эти ресурсы на кредитование инвестиций. В результате банки смогут предоставлять кредиты предприятиям в рамках конкретных инвестиционных программ в течение всего срока их реализации, но лишь по мере накопления средств.
5. Для банков, активно осуществляющих долгосрочное инвестиционное кредитование, следует предусмотреть льготы при налогообложении прибыли, а в некоторых случаях - полное освобождение от уплаты налогов.
6. Необходимо упорядочение системы долевого финансирования инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета и частных инвесторов, в том числе банков. Государство должно предложить не сами финансовые ресурсы, а те инвестиционные программы, в которых целесообразно участие коммерческих структур. Для этого банкам должна предоставляться полная информация об инвестиционных программах, в которых предполагаются вложения бюджетных средств на началах долевого участия. В этом случае банки смогут сами выбрать те проекты, в которых они заинтересованы.
7. Целесообразно проводить не конкурс проектов, а конкурс инвесторов, в том числе банковских учреждений. При отмене ограничений на долевое участие в проекте государства возникнет реальная возможность сконцентрировать их на реализации наиболее крупных проектов, избежав тем самым распыления финансовых ресурсов, ужесточить контроль за целевым использованием, повысить уровень страховых гарантий.
8. Банковское инвестиционное кредитование можно было бы дополнить льготным государственным кредитованием за счет средств бюджета.
9. Сформировать группы банков, имеющих инвестиционные намерения и способные их реализовать, выделить в их структурах специальные инвестиционные подразделения, которые могут стать основой специализированных инвестиционных банков. В отношении этих банков регулирующее воздействие государства и Банка России может выражаться в форме помощи при выборе или уточнении приоритетных направлений инвестирования.
10. Необходимо определить круг банков, которые имеют потенциальные ресурсы для долгосрочного кредитования, заинтересованы в нем, но пока не осуществляют его. Эти банки должны рассматриваться как потенциальная группа для льготного налогообложения и снижения резервных требований со стороны Центрального банка. Поддержка им может носить форму консультаций, предоставления информации и др. Следует также выделить банки, которые объективно не в состоянии осуществлять инвестиционное кредитование.
11. Рост числа и масштабов крупных компаний вызывает потребность в создании банковских учреждений, способных опосредовать движение крупных капиталов, деятельность которых основана на современных технологиях, средствах телекоммуникаций.
12. Важным условием превращения банковских инвестиций в промышленные являются инвестиционная привлекательность предприятия и его инвестиционная кредитоспособность.
Основной проблемой большинства предприятий и организаций сферы реального сектора экономики являются недостаток оборотного капитала, невозможность увеличения инвестиций в основной производственный капитал, ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Особенно остро эти проблемы стоят перед банками второго уровня, которые в основном и работают с клиентами реального сектора экономики. Для решения этих проблем необходимо:
1. Пересмотреть и уточнить приоритеты финансово-кредитной политики с тем, чтобы усилить роль кредитования в производственной сфере по сравнению с проблемой исполнения бюджета, для чего ограничить использование денежных ресурсов коммерческих банков для покрытия бюджетного дефицита.
Для решения этой проблемы необходимо стимулировать процесс приобретения акций промышленных предприятий банками.
2. Следует активизировать развитие льготного кредитования инвестиционных проектов в различных формах.
С этой целью, вероятно, необходимо модернизировать политику обязательного резервирования, сократив ставки отчислений, а высвободившиеся средства направить на инвестиционные цели под льготные проценты. Для того чтобы стимулировать банки предоставлять долгосрочные кредиты на производственные нужды, можно было бы ввести для них льготное налогообложение прибыли. Возможно рефинансирование коммерческих банков под инвестиционные проекты, относящиеся к приоритетным направлениям развития экономики, на льготных условиях.
3. Для банков второго уровня, т. е. менее крупных, реализация кредитных проектов в сфере реального сектора экономики непривлекательна в силу следующих обстоятельств:
недостаточного уровня кредитоспособности большинства промышленных предприятий;
низкой эффективности и высоких кредитных рисков;
значительного объема дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
Для решения этих проблем требуется проведение мер в области налоговой политики, ценообразования, кредитного обслуживания предприятий. Необходимо также укрепление коммерческих банков, наращивание их капитала и ресурсной базы, а кроме того, целенаправленное стимулирование государством среднесрочных и долгосрочных вложений банков в реальную сферу экономики. Активизация реального сектора экономики могла бы стать немаловажным фактором расширения кредитования банками предприятий реального сектора экономики и перетока капитала в реальный сектор.