Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
Формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных его видов
Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита
Оптимизация условий привлечения товарного (коммерческого) кредита
Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита
Обеспечение эффективности использования товарного (коммерческого) кредита
Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту
Рисунок 9.13. Основные этапы разработки политики привлечения предприятием товарного (коммерческого) кредита.
2. Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита.Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов. При его расчете используется следующая формула:
Динамика этого показателя за ряд предшествующих периодов и его корректировка с учетом разработанных принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита позволяют определить средний срок использования этого кредита в плановом периоде.
3. Оптимизация условий привлечения товарного (коммерческого) кредита.Процесс такой оптимизации предусматривает разработку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянными хозяйственными партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможностями широкого использования коммерческого кредита; по обеспечению увеличения среднего периода использования коммерческого кредита; по совершенствованию видов кредита в разрезе хозяйственных партнеров и других.
4. Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита.Задачей финансовых менеджеров является минимизация стоимости привлечения каждого коммерческого кредита в соответствии с алгоритмами ее оценки. Механизм управления стоимостью товарного (коммерческого) кредита основан на соотношении показателей размера ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию (в пределах установленного расчетного срока) и периода предоставления этого кредита.
а) размером ценовой скидки — чем ниже этот размер, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на предприятие.
Пример;Два предприятия-поставщика предлагают поставку своей продукции на условиях предоставления товарного кредита на период два месяца. На первом из этих предприятий действует ценовая скидка за наличный платеж в размере 5%, а на втором — 10%. Подставляя эти данные в приведенную формулу, определим среднегодовую стоимость товарного кредита, выраженную десятичной дробью:
По первому предприятию-поставщику:
0,05 360
1-005Х60
= °'316
31'6%
По второму предприятию-поставщику:
0,10 360 Х~60~
= °'667 (иЛи 66'7%
1-010
Из приведенных данных видно, что стоимость товарного кредита ниже на первом предприятии, предлагающем меньший размер ценовой скидки.
б) периодом предоставления отсрочки платежа — чем выше этот период, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на
предприятие.
Пример: Два предприятия-поставщика предлагают поставку своей продукции на условиях предоставления товарного кредита. Первое предприятие установило предельный период кредитования в размере двух месяцев, а второе — в размере трех месяцев. На обеих предприятиях действует ценовая скидка за наличный платеж в размере 6%.
Подставляя эти данные в приведенную формулу, определим среднегодовую стоимость товарного кредита, выраженную десятичной дробью:
По первому предприятию-поставщику:
0,06 360 1-006Х~60~ = °'383
38'3% в
По второму-предприятию поставщику:
0,06 1-00690
360 Х~~ = °'255
25>5%
Из приведенных данных видно, что стоимость товарного кредита ниже на втором предприятии, предлагающем более высокий период отсрочки платежа.
Минимизируя стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита необходимо руководствоваться следующим критерием — ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна превышать уровень ставки процента закраткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется привлечение банковского кредита для расчета с поставщиком).
5. Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита.Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммерческого кредита. Регулятором уровня эффективности в этом случае выступают увеличение среднего периода использования коммерческого кредита или уменьшение среднего периода обращения сформированных за его счет запасов товарно-материальных ценностей. 6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту.При превышении среднего периода использования коммерческого кредита над средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких расчетов обычно не возникают. В противном случае для расчетов должны быть привлечены дополнительные источники денежных активов (по крупным кредитам в этом случае формируется специальный денежный фонд). Расчеты по коммерческому кредиту включаются в разрабатываемый платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низкого качества, требования прекращения хозяйственных отношений с конкурентами продавца и т.п.).