Управление дебиторской задолженностью
Дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. И хотя деятельность предприятий реального сектора экономики значительно отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных денежных средств ограничен).
Для управления дебиторской задолженностью компании нужна различная информация о дебиторах и их платежах. Как правило, такие сведения можно получить путем доработки системы бухгалтерского учета. Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны: нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами; не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью; отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости; не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования; функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями[105].
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.
При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств)2.
Определить возможный объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ), можно по следующей формуле[106]:
ИДЗ = ОРК · КСЦ · (ППК + ПР),
где ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;
ППК – средний период предоставления кредита покупателям
(в днях);
ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях).
К примеру, торговая компания покупает товар по цене 35 у.е. за единицу, несет затраты на перевозку и хранение этого товара в размере 5 у.е. за единицу и перепродает товар по цене 46 у.е. за единицу. Поскольку ежедневный объем реализации товара в кредит составляет 100 единиц, а период с момента реализации до момента получения дебиторской задолженности равен 40 дням, то допустимый размер дебиторской задолженности торговой компании составит 160000 у.е. (46 у.е. · 100 ед. · 40 у.е. : 46 у.е. · 40 дней = 160000 у.е.)[107].
В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:
- оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
- предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
- планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
- для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.
Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской задолженности – вполне типичная ситуация для многих российских предприятий. Первое, что нужно сделать в этом случае, – напомнить клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.
Дальнейшее неисполнение обязательств можно рассматривать как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке.
Факторинг
Компании, занимающиеся реализацией товаров (работ, услуг), часто оказываются перед дилеммой: если продавать свою продукцию только по предоплате, то можно отпугнуть многих потенциальных покупателей, а если на условиях с отсрочкой платежа, то можно лишиться значительного объема оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности. Эту проблему можно решить с помощью какого-либо краткосрочного кредита, либо факторинга.
Международная конвенция УНИДРУА[108] под факторинговым договором понимает контракт, заключенный между поставщиком и финансовым агентом, в соответствии с которым поставщик должен или может уступить партнеру денежные требования. А финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций: финансирует поставщика, ведет бухгалтерский учет, предъявляет к оплате денежные требования, защищает от неплатежеспособности должников.
Россия к конвенции УНИДРУА не присоединилась, и у нас деятельность факторинговых компаний регулируется Гражданским
кодексом РФ. Там нигде нет упоминания термина «факторинг».
Согласно законодательству факторинг является финансированием под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ). Как гласит статья 825 главы 43 ГК РФ, договоры финансирования под уступку денежного требования «могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». С другой стороны, в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» механизм регулирования факторов не определен. Получается, что на законных основаниях заниматься факторингом могут только банки и небанковские кредитные организации[109].
Для устранения подобной юридической коллизии Госдума приняла в первом чтении поправки, отменяющие лицензирование факторинговой деятельности. На этом пока все закончилось. В будущем ожидается разработка и принятие федерального закона «О факторинге», в котором будут прописаны четкие и прозрачные правил проведения факторинговых сделок. Назрела необходимость внесения изменений в Гражданский кодекс РФ, налоговое и валютное законодательство. Усовершенствование правовой базы, видимо, не приведет к значительному росту числа игроков, зато позволит уже имеющимся развивать свой бизнес за счет новых возможностей.
Обычно факторинговые операции осуществляются по следующей схеме[110].
Рис. 10. Этапы факторинговой сделки
Пока российский рынок находился в зачаточном состоянии, но проблемы в законодательстве смотрели сквозь пальцев. А факторинг воспринимали просто как работу с проблемными долгами. В результате многие операции, которые их участники называют факторингом, таковыми не являются. Например, покупка «зависших» долгов с большим дисконтом. Если банк настаивает на переводе к нему на
обслуживание счетов клиентам его дебитора, это тоже не факторинг, а услуга, помогающая предприятию поддержать необходимый уровень оборотных средств и управлять дебиторской задолженностью на регулярной основе. Ну и, наконец, к факторингу не имеют отношения услуги коллекторских агентств. Уступка долга и выбивание долга – две большие разницы. В частности, вторая процедура иногда подпадает под воздействие совсем другого законодательства, а именно – Уголовного кодекса РФ.
Предприятие заключает контракт на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом – фактором (от англ. Factor – агент, посредник)[111]. Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ).
Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет фактуру), и в этот же день получает от банка 60–90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие – покупателя: чем больше платежеспособен покупатель, тем большую сумму получит поставщик.
Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя – должника (дебитора).
Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5–3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг.
Таким образом, компания – поставщик предоставляет покупателю возможность купить товар с отсрочкой платежа, но при этом не лишается большей части своих оборотных средств. Как правило, банк и клиент подписывают бессрочный договор факторингового обслуживания. Заключив его однажды, они работают в режиме «сделка – деньги» без оформления новых документов.
Таким образом, факторингпредставляет собой сочетание кредита поставщика с комиссионными услугами, состоящими в принятии кредитных рисков фирмой-фактором. При этом фирма-фактор принимает на себя обязательство получения неоплаченных долгов. Фирма-фактор обычно связана с банком (является ее дочерним филиалом). В российских условиях факторинговыми операциями занимаются специализированные отделы банков. Схема факторинговой операции состоит из двух частей (Рис. 11):
Рис. 11. Схема факторинга
1) выплаты фирмой-фактором 80–90% суммы контракта;
2) выплаты остатка контракта за вычетом комиссионных услуг (включающих премию за риск) после расчетов с покупателями.
Факторинг – молодая, но развивающаяся отрасль мировой финансовой индустрии. Зародилась она в 60-х годах. Факторинг в России сейчас только набирает обороты. Основная его цель – поддержание ликвидности предприятий-поставщиков; сфера применения – краткосрочные контракты на небольшие суммы для приобретения оборудования, заключаемые в сфере среднего и малого бизнеса.
Выделяют следующие виды факторинга[112]:
Внутренний факторинг – операции, производящиеся на территории одной страны, в данном случае России.
Ипмпортный факторинг – когда компания, обратившаяся за данной услугой к фактору, будет выступать дебитором иностранной компании – поставщика. Фактор предоставит возможность импортировать товар и сырье на более выгодных условиях. Подробнее эту схему можно представить так: владея необходимой информацией о российской компании – дебиторе, фактор поручается за нее перед поставщиком, что, собственно, и дает возможность получить отсрочку средств.
Экспортный факторинг близок по своей структуре к внутреннему факторингу. Финансирование осуществляется по такой же схеме, налаженные партнерские отношения с иностранными факторинговыми компаниями позволяют в минимальные сроки получать информацию о дебиторах, находящихся за пределами России, что значительно снижает риски и позволяет увеличивать число иностранных покупателей.
Факторинг без регресса – продукт, обеспечивающий регулярное увеличение оборотного капитала и защиту от безвозвратных потерь одновременно. Возможен также факторинг с частичным регрессом, при котором Фактор и Клиент делят между собой финансовые риски в определенной пропорции.
Факторинг – сигнал – включает экспертизу дебиторов и административное управление дебиторской задолженностью.
Факторинг – гарант – покрытие кредитного риска. Это продукт, обеспечивающий гарантированные и предсказуемые денежные поступления от продаж. В рамках продукта факторинг – гарант факторинговой компании финансирует поставки с отсрочкой платежа в размере до 90% от суммы отгрузки только в предпоследний день оплаты дебиторской задолженности.
Факторинг – старт – продукт, разработанный специально для финансирования малого бизнеса (для компаний с объемом продаж до 100 тыс. долларов США в месяц).
Реверсивный факторинг – продукт, предусмотренный специально для покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа. Реверсивный факторинг нацелен на финансирование закупок.
Банки, оказывающие услуги факторинга, обычно утверждают, что готовы работать с любым клиентом и любыми сделками. Однако для некоторых предприятий условия обслуживания могут оказаться недостаточно привлекательными. По утверждению большинства опрошенных банковских специалистов, наиболее выгодные условия банки готовы предоставить клиентам, которые отвечают следующим требованиям.
1. Компания должна быть быстрорастущей или считать стремительный рост одной из основных стратегических целей своей деятельности (для этого банки анализируют бухгалтерскую отчетность компании, динамику финансовых показателей, договоры на будущие поставки). Предназначение факторинга заключается именно в том, чтобы помогать растущему бизнесу.
2. Среднемесячный оборот компании должен быть не менее
3 млн. руб. (банки, специализирующиеся на работе с мелким и средним бизнесом, могут предъявлять иные требования).
3. Суммы поставок, финансируемых банком в рамках факторингового обслуживания, не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый банк по-своему понимает оптимальный размер сделки.
4. Предпочтительно, чтобы компания работала по факторинговой схеме с большим количеством дебиторов. Ситуация, когда клиент имеет одного или нескольких крупных дебиторов, является исключением из общего правила. Желательно, чтобы покупатели были постоянными (по крайней мере, поставщик должен планировать долгосрочное сотрудничество с ними) и поставки осуществлялись на регулярной основе.
5. Срок отсрочки платежа, предоставляемый покупателю, не должен превышать 90 дней. Наилучшие условия банки предлагают по сделкам, предусматривающим отсрочку платежа от 15 до 45 дней.