Приоритетные направления деятельности по улучшению условий и охраны труда
В 2015 году будет продолжена работа по совершенствованию института специальной оценки условий труда. В частности, с учетом результатов мониторинга практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, планируется подготовка изменений и дополнений в законодательство о специальной оценке условий труда, направленных на:
распространение порядка декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочие места, на которых условия труда по результатам специальной оценки условий труда будут признаны оптимальными или допустимыми,
уточнение вопросов применения методик исследований (испытаний) и измерений, защиты информации, составляющей государственную или иную тайну, а также исключения допуска на рынок организаций, не соответствующих требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Одновременно предполагается провести работу по совершенствованию методики проведения специальной оценки условий труда.
В 2015 году будет завершена работа по установлению особенностей проведения специальной оценки условий труда по перечню видов работ, утвержденному Правительством Российской Федерации. Так, уже в первом полугодии 2015 года Минтрудом России были утверждены следующие приказы:
приказ от 27 января 2015 г. № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений»;
приказ от 18 февраля 2015 г. № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы»;
приказ от 19 февраля 2015 г. № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного и (или) пониженного давления газовой и воздушной среды».
приказ от 24 апреля 2015 г. № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда»;
приказ от 18 мая 2015 г. № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов»;
приказ от 1 июня 2015 г. № 335н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта».
В стадии согласования находится проект приказа Минтруда России, регламентирующий особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Будет продолжена работа по актуализации правил по охране труда в соответствии с Программой пересмотра (разработки) подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, на 2013 – I квартал 2016 года, утвержденной директором Департамента условий и охраны труда Минтруда России 24 июля 2013 года. Одновременно, предполагается разработать и утвердить Программу пересмотра (разработки) подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, на очередной период - 2016 – 2018 годы.
С учетом того, что в соответствии с п. 12 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 г. № 3 Минтрудом России была актуализирована и рекомендована субъектам Российской Федерации «Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 – 2017 годы», в 2015 году планируется продолжить системную работу по оценке эффективности и результативности реализации соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
Одним из основных направлений работы Минтруда России в 2015 году будет разработка законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)». Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях определения реального состояния условий труда на рабочих местах. Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда. В этой связи, с принятием законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)» будет обеспечен учет перечисленных факторов для полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближения и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.
[1] Списочная численность работников по обследованным Росстатом в 2014 году организациям составила 12 322 838 человек (в 2013 г. - 12 597 443 человека).
[2] Численность работников, которым установлен хотя бы один вид гарантий и компенсаций, по обследованным Росстатом в 2014 году организациям составила 5 748 780 человек (в 2013 г. - 5 181 429 человек).
[3] Расчеты осуществлялись исходя из минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 7 календарных дней.
[4] Действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 приостановлено до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 1-ФЗ.
[5] Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».