Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность –сумма долгов, причитающ орг-ии от юр и физ лиц в итоге хозяйств и деловых взаимоотн с ними.
Управление дебиторской задолженностью сводится к разработке кредитной политики предприятия. Она включает в себя следующие элементы:
- стандарты кредитоспособности;
- продолжительность срока кредитования;
- систему скидок;
- политику инкассации предприятия.
Стандарты кредитоспособности:
- х-ка заемщика (вер-ть того, что клиент оплатит долги или уклонится).
- кредитоспособность (оценивается по бухгалтерским документам);
- размер капитала (в зависимости от положения предприятия);
- обеспечение кредита (активы, предлож клиентом как залог для уплаты кредита);
- условия (общие экономические условия).
Срок кредита (предоставляемого покупателям):
оказывает влияние на объемы продаж и получение денег. Если предоставить более продолжительные сроки кредита, скорее всего, увеличится объем продаж. Однако при этом может увеличиться доля безнадежных долгов и снизиться оборачиваемость активов.
Если сроки кредита жесткие, у предприятия меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж.
Увеличить сроки дебиторской задолженности следует, когда товар сезонный (допустим, новогодние игрушки), когда необходимо сбыть устаревшую готовую продукцию.
Политика скидок
Для того чтобы определить, следует ли предоставлять покупателю скидку, необходимо сравнить доход от ускорения платежей с суммой скидки.
Политика инкассации (способы воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности) включает: письма, телефонные звонки, персональные визиты, факторинг (переуступку прав на взыскание дебиторской задолженности), юридические действия. Чем больше количество задействованных методов, тем меньше доля потерь по безнадежным долгам и короче средний период инкассации.
Необходим постоянный контроль за дебиторской задолженностью
1. Контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
2. Ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения:
0-30 дней;
31-60 дней;
61-9- дней;
91-120 дней;
свыше 120 дней.
3. Контроль за безнадежными долгами с целью образования необходимого резерва.
4. Оценка реального состояния деб задолженности с учетом риска непогашения.
5. Расчет коэффициента погашения деб задолженности как отношения средней дебиторской задолженности по основной деятельности к выручке от реализации.
Если наблюдается рост коэффициента погашения дебиторской задолженности, финансовый менеджер судит о замедлении получения выручки от продаж.
Управление дебиторской задолженностью включает несколько этапов:
1) Анализ (динамика, коэфф и сроки оборачиваемости, АВС-анализ дебиторов)
2) Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции. Выделяются следующие виды кредитной политики:
- агрессивная;
- умеренная;
- консервативная.
Ее выбор зависит от стратегии развития организации; конъюнктуры рынка; финансовых возможностей организации; менталитета руководства и т.д.
3) Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.
4) организация работы с дебиторами (кто? что? когда?)
5) ускорение востребования долгов через факторинг. (Факторинг - переуступка прав требования задолженности покупателя.)
6) С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует разработать систему мотивации покупателей для досрочной оплаты: договоры с гибкими условиями сроков и формы оплаты, система скидок и предоставления коммерческих кредитов.