Самообслуживания (с открытой выкладкой)

В магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и с открытой выкладкой имеют место потери товаров в связи с неоплатой их покупателями. Торговые организации сами устанавливают нормы этих потерь, и в пределах данных норм потери товаров списываются на издержки обращения. Величина этих потерь выявляется после инвентаризации товаров. При этом сначала списываются потери вследствие естественной убыли (если по товарам установлены нормы этой убыли).

Для целей налогообложения прибыли организации вправе учитывать в составе материальных расходов потери при хранении товаров в торговом зале магазина самообслуживания в пределах норм, установленных Приказом Минторга СССР от 23.03.1984 N 75 "Об утверждении дифференцированных размеров списания потерь товаров в магазинах самообслуживания" (см. Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-03-04/1/392).

Кроме того, в Письме Минфина России от 19.03.2007 N 03-03-06/1/159 сказано, что данные потери могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в случае отсутствия виновных лиц. Данный факт должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Вышеуказанные потери списываются на расходы организации в таком же порядке, как и естественная убыль, то есть или за счет создаваемого резерва, или без начисления резерва. Налоговым законодательством образование резерва на данные потери не предусмотрено.

Учет потерь товаров вследствие порчи, боя и лома

Порчу, бой и лом товаров оформляют актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15), в котором указывают наименование товаров, их отличительные признаки (артикул, сорт (категорию)), количество, цену и стоимость, причину и виновников порчи, а также возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в переработку, на корм скоту или уничтожение).

Передачу товаров на переработку и на корм скоту оформляют товарной накладной (форма N ТОРГ-12). Если актируемые товары в дальнейшем использовать невозможно, то их уничтожают в присутствии комиссии, составившей акт, во избежание повторного представления этих товаров для актирования и списания.

Акт о порче, бое и ломе утверждается руководителем организации, после чего на его основании делаются соответствующие учетные записи.

На стоимость приобретения актируемых товаров составляется проводка:

Д 94 К 41.

Если товары учитываются по продажным ценам, то на сумму торговой наценки, относящейся к вышеуказанным товарам, дополнительно делается запись:

Д 42 К 41.

Поскольку потери товаров вследствие порчи, боя и лома возникают, как правило, вследствие бесхозяйственности, неосторожных действий работников, то их следует взыскивать с виновных лиц. При этом составляется проводка:

Д 73-2 К 94.

Если конкретных виновников потерь установить невозможно, их списывают за счет организации, то есть на дебет счета 91 кредитованием счета 94.

27. УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ

Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В п. 16 ПБУ 10/99 перечислены условия признания расходов в бухгалтерском учете.

Во всех организациях расходы подразделяются на две группы: по обычным видам деятельности и прочие.

В организациях торговли и общественного питания расходы, связанные с обычными видами деятельности (по продаже товаров и продукции общественного питания) <1>, отражаются на дебете счета 44 "Расходы на продажу" <2>.

--------------------------------

<1> Эти расходы иначе называются "издержки обращения".

<2> В общественном питании затраты сырья на производство продукции отражаются на счете 20 "Основное производство".

Согласно п. 8 ПБУ 10/99 должна быть обеспечена группировка расходов по обычным видам деятельности по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Кроме того, согласно вышеуказанному пункту для целей управления должен быть организован учет расходов по статьям затрат. Перечень этих статей устанавливается организациями самостоятельно.

Для управленческих целей следует вести учет затрат по отдельным структурным подразделениям (складам, магазинам и т.п.), что позволит проводить анализ эффективности работы этих подразделений.

Для целей налогообложения прибыли целесообразно учитывать расходы с подразделением их на уменьшающие и неуменьшающие налогооблагаемую прибыль, в частности, в пределах и сверх нормативов. Этого можно добиться путем ведения отдельных субсчетов к счету 44.

На дебете счета 44 учитываются все расходы за исключением затрат по заготовке и доставке товаров. Как указывалось выше, эти затраты могут включаться в фактическую себестоимость товаров, то есть на дебет счета 41.

В организациях, учитывающих транспортные расходы по доставке товаров от поставщиков в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1)без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из п. 9 ПБУ 10/99, согласно которому все коммерческие расходы могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, то есть по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета 90 "Продажи" и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИОТ) рассчитывается по формуле:

ИОТ = (ТР + ТР ) / (Р + О ) x О , (15.1)

н п к к

где ТР - транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

н

ТР - транспортные расходы за месяц;

п

Р - сумма товаров, реализованных за месяц (по учетным ценам);

О - остаток товаров на конец месяца (по учетным ценам).

к

Показатель ТР берется из расчета издержек обращения на остаток товаров

н

за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также

определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который

составляется расчет.

Показатель ТР определяется по данным аналитического учета к счету 44.

п

Показатель О представляет собой сальдо счета 41 на конец месяца.

к

Показатель Р определяется как дебетовый оборот счета 90-2 за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца на дебет счета 90.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета к счету 90 не предусмотрен отдельный субсчет, на который нужно списывать издержки обращения, относящиеся к проданным товарам. Поэтому некоторые бухгалтеры списывают вышеуказанные расходы на субсчет 2 "Себестоимость продаж", что, по нашему мнению, является ошибкой.

По большому счету, нет особой разницы, на каком субсчете к счету 90 отразить эти расходы, поскольку конечный результат (прибыль от продаж) от этого не изменится. Однако мы считаем, что следует для этой цели использовать отдельный субсчет, например 90-6, назвав его "Коммерческие расходы", тем более что сумма этих расходов показывается отдельно по строке 030 в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2). На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" должна отражаться фактическая себестоимость проданных товаров, включающая в себя только расходы, связанные с приобретением товаров. Исходя из вышесказанного на списание издержек обращения, относящихся к проданным товарам, следует составить проводку Д 90-6 К 44.

Исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

В ст. 320 НК РФ сказано, что в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, если они не учтены в стоимости приобретения товаров. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Таким образом, в налоговом учете расходы на доставку товаров от поставщика до покупателя также могут отражаться двумя способами: включаться в фактическую себестоимость товаров или списываться на дебет счета 44.

В этой же статье НК говорится: "К прямым расходам относятся суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров". Отсюда следует, что эти расходы подлежат распределению между реализованными товарами и остатком непроданных товаров, то есть для целей налогообложения в обязательном порядке должен составляться расчет издержек обращения на остаток товаров.

Понятие и виды тары

Согласно п. 1 ст. 481 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором) продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

Тара - это средства, предназначенные для упаковки, транспортировки и хранения товаров. Она является неизбежным спутником движения многих товаров, вследствие чего учет тары неразрывно связан с учетом товарных операций.

Наши рекомендации