Социально-экономические цели и задачи компании
Формулируя цели изадачи компании, прежде всего, необходимо определиться сее миссией, которая зависит от многих факторов: особенностей страны, где ведется бизнес, традиций, системы ценностей, психологических установок населения и т.д. Миссия — это профиль, путь жизни компании. Например, для компании Ford — это производство автомобилей, для компании 5опу — производство видеотехники и т. д. Цель же формулируется в пространстве корпоративной миссии. Например, для компании Ford в технологическом плане целью может быть создание экономичного автомобиля, в финансовом плане — генерирование возрастающей прибыли, увеличение акционерного капитала компании и т.д. Задача подчинена достижению заданной цели. Например, для роста прибыли требуется решить задачу повышения качества продукции при одновременном снижении издержек на ее производство, обеспечить диверсификацию услуг и т.д.
В учебниках западных экономистов довольно часто целью корпорации объявляется рост богатства ее акционеров, которое складывается из текущей стоимости акций и дивидендов. При этом очевидно, что возникает конфликт интересов между акционерами и другими участниками бизнеса. В числе последних — наемный менеджмент, персонал компании, кредиторы и др. Существуют различные теории гармонизации этих противоборствующих интересов. Однако по отношению к различным группам участников бизнеса они неравнозначно учитывают эти интересы.
К примеру, теория «максимизации цены компании» требует роста курсовой стоимости акций и дивидендов, что в основном отражает интересы владельцев предприятия. Теория «максимизации прибыли» делает крен в сторону менеджмента, который заинтересован в собственных источниках развития компании. Теория «передачи полномочий» противопоставляет интересы владельцев и наемного менеджмента. Так, наемный менеджмент заинтересован в повышении оплаты труда. Это противоречит интересам владельцев компании, стремящихся к снижению издержек как основного фактора роста их богатства. Теория «заинтересованных лиц требует социальной защиты работников и охраны окружающей среды. Однако понятно, что и для владельцев, и для менеджмента это мало приемлемо, поскольку противоречит их интересам, снижая доходность компании.
В этих теориях имеется и ряд общих черт. Все они ориентированы на рост богатства владельцев компании и повышение ее прибыльности. Большинство теорий признает изначальное присутствие вкомпании конфликта, противоборства интересов различных участников бизнеса. При этом считается, что конфликты могут быть разрешены путем гармонизации отношений партнеров по бизнесу.
Выбор, миссии во многом определяется характером учредителей, их ожиданиями и особенностями среды деятельности. При этом направленностей миссии может быть множество, но определение целей и задач, стоящих перед компанией, имеет общие базовые черты.
Как правило, базовой целью любой компании является максимизация ее цены как потенциального богатства ее участников (акционеров), а также систематическое генерирование и увеличение прибыли путем удовлетворения рыночного спроса в выпускаемых товарах и оказываемых услугах.
Цена компании в основном определяется курсовой стоимостью ее акций. Чем она выше, тем обычно выше и цена компании. Если же стоимость акций падает, то неизбежно снижается и цена компании. Но курсовая стоимость акций меняется непрерывно, находясь в зависимости от множества объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов относятся уровень инфляции, влияющий на процентные ставки акций, степень политической нестабильности в стране, изменчивость бизнес-законодательства, война, стихийное бедствие и т.д. К субъективным факторам принадлежат качество менеджмента, устойчивость работы компании, регулярность выплат дивидендов и т.д. Изменчивость курса акций, а также уровня их ликвидности неизбежно придает богатству акционеров потенциальный характер. Реальность этого богатства проявляется в операциях купли-продажи акций компании.
При формулировании «целевых» задач, направленных на достижение поставленной цели, надо иметь в виду, что компания — это не только средство обеспечения интересов ее собственников, но и сложная система, которая функционирует благодаря ее работникам. К тому же компания всегда не просто чей-то партнер по бизнесу. Она не только производит необходимую потребителям продукцию или оказывает услуги, но и является структурным элементом территориальной экологической системы и т.д. С учетом сказанного для компании характерны конкретные «целевые» задачи.
Первоочередную задачу компании можно назвать корпоративной. Это максимизация доходов акционеров. Данная задача вытекает из того условия, что компания создана на средства инвесторов (акционеров) и в их интересах. Задача максимизации доходов акционеров должна обеспечиваться эффективной работой менеджмента. При этом компания, решая частную задачу максимизации доходов своих собственников, объективно действует и в интересах общества в целом. Так, для повышения цены акций необходима эффективная работа и снижение издержек, приводящие к увеличению прибыли. Это требует внедрения новых технологий, обновления ассортимента товаров, создания дополнительных рабочих мест.
Следующую по значимости задачу можно назвать социально-экологической. Ее решение обеспечивает «бизнес-экологическую» чистоту продукции, услуг и самого производства, для этого требуется активное участие в социальных проектах, непосредственно связанных с улучшением экологической обстановки на конкретной территории и с решением социальных программ. Сама задача порождается тем обстоятельством, что компания представляет собой структурный элемент территориальной экологической системы. Это среда обитания не только персонала компании, но и широкой группы населения, проживающего на данной территории или прилегающей к ней.
Под бизнес-экологически чистыми обычно понимают такие продукцию и услуги, производство, потребление и использование которых способствуют гармонизации процессов воспроизводства человека и среды его обитания. Это фиксируется конкретным законодательством. Например, производство наркотиков разрешено исключительно для медицинских нужд. Существуют также установленные законом нормативы по вредным производственным выбросам с целью предотвратить загрязнение окружающей среды. Решение этой задачи обеспечивается путем законодательного понуждения (поощрения), в том числе экономического и на добровольных началах.
Продуктовая задача нацелена на выпуск добротной продукции и оказание услуг высоких потребительских свойств, получающих общественное признание. Такое признание проявляется в рыночном спросе со стороны потребителей и определяется бизнес-законодательством. Постановка данной задачи также вполне естественна. Ведь компания в конечном итоге порождена общественным разделением труда и является необходимым структурным элементом в его системе. Решение этой задачи обеспечивается главным образом на уровне самой компании.
Следующую задачу назовем партнерской. Она состоит в подержании на любом уровне сделки партнерской надежности, т.е. нормального уровня платежеспособности и ликвидности активов. Ведь каждая компания, будучи органичным и необходимым элементом рыночной инфраструктуры, является одновременно и партнером—потребителем, и партнером-поставщиком. Решение этой задачи обеспечивается на государственном уровне с помощью законодательных активов, а на уровне предприятий достигается соблюдением договорной дисциплины и эффективной работой.
Одной из существенных является социально-кадровая задача. Суть ее в том, чтобы за счет перманентного роста доходов обеспечить своих сотрудников оплатой труда на нормальном уровне потребления, а также цивилизованными условиями труда, перспективами профессионального и служебного роста. Немаловажно также создать психологически комфортные условия для формирования здоровых взаимоотношений в коллективе, поскольку компания — это «среда обитания» конкретных работников, от которых зависит ее благополучие в целом. Решение социально-кадровой задачи на государственном уровне обеспечивается законодательно установленными социальными гарантиями в виде минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и недели, права на ежегодный оплачиваемый отпуск и т.д. На межсубъектном уровне решение этой задачи регулируется состоянием рынка труда. Понятно, что труд высококлассного специалиста, как правило, ценится очень высоко. В большой цене также труд непрестижных специальностей. На уровне самой компании решение социально-кадровой задачи определяется проводимой руководством политикой и ее возможностями.
И наконец, задача организационного развития. Здесь речь идет главным образом о сохранении в течение неопределенно долгого времени физического существования данной компании и поддержании финансового «здоровья» за счет максимизации ее стоимости, диверсификации деятельности, гибкости организационной структуры управления и успешного поиска новых рынков приложения ресурсов. Решению этой задачи служит один из принципов бухгалтерского учета, который исходит из того, что компания функционирует неопределенно долгое время. добавим к этому, что при государственной регистрации компании в качестве юридического лица, как правило, не оговариваются сроки ее функционирования
Воснове успеха решения задач, стоящих перед компанией как социально-экономическим образованием, лежит финансовая составляющая. При этом напрямую связана с успехом финансовой деятельности именно первая задача, направленная на максимизацию богатства акционеров. Решение ее требует стабильной и прибыльной работы, которая призвана обеспечивать рост курсовой стоимости акций компании. Это обстоятельство и предопределяет исключительную важность грамотного управления финансами, т. е. финансового менеджмента. Центральной фигурой в компании является именно финансовый менеджер.
Всвязи с этим перейдем к вопросам управления компанией с позиции финансов, рассмотрим важнейшие функции, которые должен выполнять финансовый менеджер.