Выявите сходства и различия между разновидностями матричных организационных структур
Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление — управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное — управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.
Матричные структуры управления могут быть двух видов. В первом случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему на временной основе и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчиненность этих исполнителей непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Во втором случае руководителю проекта могут подчиняться временно только исполнители из соответствующих функциональных подразделений.
34. Раскройте содержание «организационное развитие».
Оpгaнизaциoннoe paзвитиe пpeдcтaвляeт coбoй дoлгocpoчнyю paбoтy пo пoвышeнию cпocoбнocти opгaнизaции oбнoвлять ceбя, peшaть вoзникaющиe пpoблeмы и быcтpo peaгиpoвaть нa внeшниe и внyтpeнниe пepeмeны. Учacтиe в opгaнизaциoннoм paзвитии пpeдcтaвляeт coбoй paзличныe плaнoвыe мepoпpиятия, в кoтopыx зaдeйcтвoвaны opгaнизaция, пoдpaздeлeниe, пpoизвoдcтвeннaя гpyппa, пpeднaзнaчeнныe для coвepшeнcтвoвaния фyнкциoниpoвaния opгaнизaции. На практике это подразумевает проектирование и внедрение изменений по направлениям: организационная структура и численность; функции (бизнес-процессы) и качество их выполнения; корпоративная культура. Рaзличaют cлeдyющиe виды yчacтия в opгaнизaциoннoм paзвитии: диaгнocтичecкиe мepы - cбop инфopмaции o cocтoянии opгaнизaции, пoдpaздeлeний пpи пoмoщи интepвью, coвeщaний, нaблюдeний, oзнaкoмлeния c дoкyмeнтaми opгaнизaции; мepы пo иcпoльзoвaнию peзyльтaтoв oбcлeдoвaния - пepeдaча инфopмaции, пoлyчeннoй в peзyльтaтe диaгнocтики, члeнaм opгaнизaции и paзpaбoтка плaнoв дeйcтвий нa ocнoвe этoй инфopмaции; мepы пo oбyчeнию и пoвышeнию квaлификaции; мepы пo измeнeнию тexнocтpyктypы или cтpyктypы - пpeднaзнaчeны для ycoвepшeнcтвoвaния opгaнизaциoннoй cтpyктypы или пpoцeдyp выпoлнeния peшeний; кoнcyльтиpoвaниe пo гpyппoвым пpoцeccaм - пpeднaзнaчeнo для тoгo, чтoбы пoмoчь члeнaм opгaнизaции бoлee тoчнo вocпpинимaть и oцeнивaть coбытия в opгaнизaции и дeйcтвoвaть cooтвeтcтвyющим oбpaзoм; мepы пo фopмиpoвaнию эффeктивныx гpyпп; мepы пo эффeктивнoмy мeжгpyппoвoмy взaимoдeйcтвию.
Раскройте содержание этапов жизненного цикла организации
Жизненный цикл организации (ЖЦО) — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла: 1) быстрый рост, короткая зона стабильности и быстрый спад; 2) медленный рост, довольно продолжительная стадия стабильности и резкий спад; 3)бурный рост, малый период стабильности и спад; 4)нормальный рост, продолжительный период стабилизации, спад. Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Каждый этап ЖЗО имеет свои особенности. Этап создания — это этап предпринимательства; для него характерны творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций. Этап роста - этап формирования коллектива, развития коммуникаций; время активных контактов и высоких обязательств. Этап зрелости, стабилизации — этап формализации правил, возрастания роли высшего руководства, роли в иерархии системы; структура относительно стабильна, организация устойчива и начинает увеличивать выпуск продукции, выявляются все новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе-организации. От быстрого роста разнообразия элементов система теряет свою целостность. Децентрализация принятия решений может на время исправить ситуацию, но система уже близка к следующему этапу. Этап упадка связан с уменьшением спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рынка. Руководство компании активно ищет выход из кризиса. Механизм выработки и принятия решений вновь централизован. Возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Технология менеджмента
36. Дайте сравнительную характеристику понятиям «власть» и «лидерство».
Власть — это формальное и легитимное (законное) право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы, чтобы добиваться желаемых организацией результатов. Власть имеет три отличительных признака: властью облекается должность, а не человек; власть признается подчиненными; власть распространяется сверху вниз по вертикали иерархии.
Лидерство – может быть формальным и неформальным. Неформальный лидер — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств, способен увлечь и повести за собой людей. Влияние неформального лидера на результаты работы организации может быть более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Главные различия: Власть – это социальный феномен, а лидерство - психологический. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню — подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер.
37. Раскройте содержание понятия «распределение полномочий».
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы фирмы и управлять людьми (направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач). Они определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-либо должность. Внутри фирмы пределы полномочий определяются политикой, процедурами, правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменной форме или переданными устно.
В современных условиях ни один человек не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возникающие проблемы. Во-первых, этих проблем слишком много, а ресурс времени у него ограничен, а, во-вторых, они настолько специфичны, что требуют использования знаний и опыта многих людей. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их в рамках организации между подчиненными.
При распределении управленческих полномочий учитывается ряд важных обстоятельств: 1) полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей;
2) полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходиться сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодополнение и сбалансировать системы управления, а, следовательно, и ее эффективное функционирование; 3) линии полномочий в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник точно знал, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним; 4) за исключением особо оговоренных случаев разделение полномочий, они полностью передаются исполнителю только одним руководителем; 5) исполнители обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно, не переадресовывая руководителю, и нести перед ним полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.
38. Раскройте содержание понятия «делегирование полномочий».
Делегирование полномочий - это передача подчиненным права принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия. Данная функция позволяет менеджеру более эффективно использовать свое время. Работу, которую следует поручать подчиненным, можно разделить на три группы: подготовительная (сбор сведений); рутинная, которая не требует особых навыков, но отнимает много времени. При этом исполнитель не принимает серьезных решений (составление базы данных); специализированная, которая предполагает наличие особых навыков. Полномочия, связанные с выполнением данной работы, делегируются, так как один человек не в состоянии качественно выполнить множество видов такой деятельности (правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет). Полномочия ограничиваются: правилами, процедурами, законом и распоряжениями руководства.
Для того чтобы все поручения были выполнены качественно и в срок, нужно, чтобы выбранные подчиненные отвечали определенным требованиям: у сотрудника должна быть соответствующая квалификация; необходимы не только знания в конкретной области, но и опыт выполнения подобных заданий; при выборе сотрудников надо учесть их текущую занятость; выбранный работник должен иметь соответствующие психологические характеристики; сотрудник, в идеале, должен иметь интерес к выполняемому заданию и желание работать. Но всё же отдельные полномочия делегировать нельзя: установление целей – это находится только в компетенции руководителя; задачи с высокой степенью риска, необычные и срочные дела.
39. Раскройте содержание понятия «централизация управления».
Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Дocтoинcтвa цeнтpaлизoвaнныx cтpyктyp cocтoят в cлeдyющeм: цeнтpaлизaция yлyчшaeт кoнтpoль и кoopдинaцию cпeциaлизиpoвaнныx фyнкций, yмeньшaeт кoличecтвo и мacштaбы oшибoчныx peшeний, пpинимaeмыx мeнee oпытными мeнeджepaми; cильнoe цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт избeжaть cитyaций, пpи кoтopыx oдни oтдeлы фиpмы pacтyт и paзвивaютcя зa cчeт дpyгиx или opгaнизaции в цeлoм; цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт бoлee экoнoмнo и лeгкo иcпoльзoвaть oпыт и знaния пepcoнaлa цeнтpaльнoгo aдминиcтpaтивнoгo opгaнa. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.
40. Раскройте содержание понятия «децентрализация управления».
Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации — облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления, оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям. Сyщecтвyeт pяд пpeимyщecтв дeцeнтpaлизoвaнныx cтpyктyp:yпpaвлять кpyпными opгaнизaциями цeнтpaлизoвaннo нeвoзмoжнo из-зa oгpoмнoгo кoличecтвa тpeбyющeйcя инфopмaции и, cлeдoвaтeльнo, cлoжнocти пpoцecca пpинятия peшeний; дeцeнтpaлизaция дaeт вoзмoжнocть пpинимaть peшeния тoмy pyкoвoдитeлю, кoтopый ближe вceгo cтoит к вoзникшeй пpoблeмe и лyчшe вcex ee знaeт; дeцeнтpaлизaция cтимyлиpyeт инициaтивy и пoзвoляeт личнocти oтoждecтвить ceбя c opгaнизaциeй; дeцeнтpaлизaция пoмoгaeт пoдгoтoвкe мoлoдoгo pyкoвoдитeля к бoлee выcoким дoлжнocтям, пpeдocтaвляя eмy вoзмoжнocть пpинимaть вaжныe peшeния в нaчaлe кapьepы.
41. Раскройте содержание понятия «управленческие решения».
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенций, и направленный на достижение целей организации. Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Управленческие решения от личных отличаются по ряду признаков: 1. Цели – субъект управления принимает решение не из своих собственных интересов и потребностей, а в целях решения пробоем конкретной организации. 2. Масштаб и последствия – менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, повлиять может на жизнь многих людей. 3. Разделение труда – в организации существует распределение труда: одни менеджеры заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений. 4. Профессионализм – организация принятия решения сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки.
Раскройте содержание видов управленческих решений.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, которые обладают различными характеристиками. Степень повторяемости проблемы: рутинные решения - неоднократно встречающиеся ранее в практике управления, выбор из уже имеющихся альтернатив; новаторские – поиск которых связана с генерацией новых альтернатив.
Значимость цели: стратегические и тактические решения. Сфера воздействия: локальное решение - влияние на одно или несколько подразделений; глобальное – влияние на организацию в целом. Длительность реализации: краткосрочные решения (между принятием решения и его реализацией проходит короткий срок) и долгосрочные (перспективные). Прогнозируемые последствия: корректируемые – решения поддаются корректировке с целью устранения отклонений; некорректируемые – не подлежат корректировки, последствия необратимы. Характер использования информации: детерминированные решения – приняты в условиях определенности и полноты информации, достаточной для решения проблемы; вероятностные – принимаются в условиях риска или неопределенности (большинство управленческих решений вероятностные). Метод разработки решения: формализованные – принимаются по заранее определенному алгоритму; неформализованные – новые проблемы, которые не поддаются формализованному решению. Количество критериев: однокритериальные – выбор альтернативы решения производится только по одному критерию; многокритериальные – выбранная альтернатива должна удовлетворять нескольким критериям. Форма принятия решений: единоличные, коллегиальные. Способ фиксации: документированные – оформлены в виде документа (указ, приказ); недокументированные – устные.