Максимизация прибыли монополистического конкурента
MR и MC
Благодаря наличию некоторой власти над ценой кривая спроса монополистического конкурента будет иметь некоторый отрицательный наклон (по сравнению с монополией), но тем не менее является высоко эластичной. Соответственно отрицательный наклон имеет и кривая MR (предельный доход). Определение цены и объема, максимизирующих прибыль монополистического конкурента, такое же, что и у других: MC = MR. P0 – верхняя граница цены зоны прибыли, P1 – нижняя граница цены зоны прибыли, Q0 – оптимальный объем продукции.
Из графика видно, что положение монополистического конкурента аналогично положению фирмы – монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новым дифференцированным продуктом, производитель занимает на нем определенную нишу, т.е. в пределах дифференциации своего продукта он – монополист, но в рамках всей отрасли – он конкурент. Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли в краткосрочном периоде. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли даже в долгосрочном периоде.
Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную прибыль, компенсируя свои средние издержки (касание АТС кривой D). Почему же сверхприбыль не характерна для монополистического конкурента? Дело в том что:
· власть над ценой монополистических конкурентов – некоторая, т.е. ограничена прежде всего тем, что они производят хоть и дифференцированный товар, но по сути один и тот же (с одинаковыми функциями), т.е. при наличии отличительных особенностей, основное содержание его не меняется (цель – удовлетворить какую - либо конкретную потребность покупателя);
· монополистические конкуренты выпускают гораздо меньший объем продукта, чем например у монополиста из-за специфичности дифференцированного товара, т.е. не могут использовать эффект масштаба производства; не могут значительно увеличивать или снижать цену товара вследствие негативных последствий;
· в большей степени используют неценовую конкуренцию, а это обязательно влечет за собой увеличение затрат по сбыту. (Например: реклама, маркетинговые исследования, послепродажное обслуживание). Но, несмотря на негативные стороны рекламы (высокие расходы, создание некоторых финансовых барьеров для вступления в отрасль, засорение СМИ и т.д.), реклама все же считается необходимой и выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая отдельной фирме усилить власть над ценой, т.е. она усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, позволяет потребителям приобретать разный, т.е. альтернативный товар.
Если использовать 1 способ максимизации прибыли монополистического конкурента (TR и TC), то график будет иметь следующий вид:
Т.о., в отличие от монополии и олигополии монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям потребителя, и большей приближенностью к «справедливым ценам», чем другие модели несовершенной конкуренции.
Плюсы и минусы монополистической конкуренции.
«+»
1. учет индивидуальных потребностей покупателей;
2. цена не высока, т.е. потери потребителя невелики;
3. приближена к идеальной модели совершенной конкуренции;
4. здоровая, живая, хоть и жесткая конкуренция;
5. не возникает монополия.
6. нет барьеров вступления на рынок
«-»
1. не получают сверхвысокие прибыли;
2. нет возможности совершенствовать ПХД в краткосрочный период ( это происходит только в средне- или долгосрочный периоды за счет аккумуляции краткосрочных прибылей).