Сход граждан
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ, сход граждан для решения вопросов местного значения проводится только в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции этого органа. Среди них:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
8) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и др.
Сход граждан созывается главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Выборные лица местного самоуправления обязаны участвовать в сходе граждан. На сходе председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Такие решения подлежат официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения.
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение этих решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Ст. 25.1[217] Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает также, что сход граждан может проводиться:
1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.
Во всех указанных выше случаях сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Следует еще раз отметить, что нарушение требований по дачи согласия населения и учета мнения представительного органа муниципального образования по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования влечет отмену приятого закона субъекта Российской Федерации. Так, 21 октября 2005 года Липецкий областной суд в своем Решении № 3-12/2005 признал недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Закон Липецкой области № 209-ОЗ от 5 августа 2005 года «О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области"» в связи с тем, что не получено согласие населения пос. Сухоборье на отнесение территории пос. Сухоборье к территории г. Липецка, а также не учтено мнение представительного органа Липецкого городского округа, что противоречит ст. 31, 33 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ. Судом в частности было установлено, что 5 сентября 2004 года был проведен сход граждан, проживающих на территории поселка Сухоборье, с повесткой дня: о включении территории поселка Сухоборье в состав Карамышевского сельсовета Грязинского района Липецкой области или Падовского сельсовета Липецкого района Липецкой области. Сход не дал согласия на включение территории поселка Сухоборье в состав Карамышевского сельсовета Грязинского района Липецкой области или Падовского сельсовета Липецкого района Липецкой области[218].