Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. 3 страница. 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Сын погиб,(1) а дочь умерла,(2) и родных – никого. Ездила в Москву насчёт пенсии,(3) да к тому же,(4) как выясняется,(5) – без билета.
Ответ: _____________________________________________________
13.Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи(бессоюзной и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
14. Среди предложений 34–38 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
Вариант 36
Вариант 36 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника. (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист. – (6)Ты кто? – спросила она парня. – (7)Шофёр, – ответил парень. – (8)А что ты здесь делаешь? – (9)Жду. – (10)Кого? – (11)Викторию Сергееву. (12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос: – (14)Ты её любишь? – (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. – (24)И ты прыгнул в ледяную воду? – (25)Прыгнул, – подтвердил парень. – (26)Не испугался? – (27)Не успел испугаться. – (28)И не заболел? – (29)Заболел немножко. (30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал: – (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров. (35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его. – (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я…(37)Вы ещё пригласили меня в Москву. – (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты. – (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю? – (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира. – (45)Что же делать? – спросил парень. – (46)Не знаю. (47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48) «Пойдём», – сказала она. – (49) «Куда?» – удивился парень. – (50)К нам», – сказала Алиса. (51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду! – (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас. – (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева. (57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю. Яковлеву)* * Яковлев Юрий Яковлевич (1923 – 1996)- писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества. 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»? 1)Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор». 2)Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор. 3)Потому что сторож был недобрым человеком. 4)Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой. Ответ: ___________________________________________________ 3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление? 1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают… Ответ: _____________________________________ 4. Из предложений 25 – 31 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С перед звонкими согласными пишется З». Ответ: ___________________________________________ 5. Из предложений 15 – 23 выпишите слово с орфограммой «Одна – две буквы Н в суффиксах прилагательных». Ответ: ____________________________________________ 6. Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот синоним. Ответ: _____________________________________________ 7. Замените словосочетание ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДВОР (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: __________________________________________________ 8. Выпишите грамматическую основу предложения 1. Ответ: ____________________________________________ 9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________ 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Здравствуйте, (1) Виктория! Вы, (2) наверное, (3) не помните меня? Я Назаров. Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его. – Ну помните, (4) как Вы катались на санках, (5) а я…Вы ещё пригласили меня в Москву. Ответ: ______________________________________________________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой. Ответ: _____________________________________________________ 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. – Спасибо, (1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? – Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира. Ответ: _____________________________________________________ 13. Среди предложений 54 – 61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________________ 14.Среди предложений 12 – 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: _______________________________________________ |
Вариант 35
Вариант 35 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. (1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела. (4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам. (5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса… — (6)Эту, что ли, валить? — спрашивал один голос. — (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать! — (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята. (15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё! — (19)Чистая работа! — весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал: — (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что? (24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети! (29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла. — (32)Видали? — выговорил наконец изумлённый паренёк. — (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять! (36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле. — (37)Ловко! — засмеялся паренёк. — (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно! — (41)Я те дам, шапкой! — сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки. — (43)Не видишь разве? (44)Мать! — (45)Мать! — тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились. (По С. Радзиевской)* *Радзиевская Софья Борисовна – детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное – о настоящих человеческих ценностях. 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый пильщик сурово и с осуждением отнёсся к парню?» 1)(8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать! 2)(13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята. 3)(20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! 4)— (37)Ловко! — засмеялся паренёк. — (38)А я вот её враз шапкой накрою! Ответ: ________________________________________________ 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1)Вот бы раньше проведать! 2)Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. 3)И как только не разбились! 4)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. Ответ: _________________________________________________ 4. Из предложений 36—46 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ___________________________________________________ 5. Из предложений 30—31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Ответ: __________________________________________________ 6. Замените слово БОЛТАТЬ в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: _____________________________________________ 7. Замените словосочетание БЕЛИЧЬЕ ГНЕЗДО (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: __________________________________________________ 8. Выпишите грамматическую основу предложения 14. Ответ: ____________________________________________ 9. Среди предложений 27—31 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________ 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Дымка выговорила всё,1 что,2 по её мнению,3 полагалось,4 и снова попрыгала по веткам. А тем временем около старой ели послышались шаги,5 человеческие голоса… Ответ: ______________________________________________________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой. Ответ: _____________________________________________________ 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке,(1) хотя он ей никакого вреда не сделал. … Дымка выговорила всё,(2) что,(3) по её мнению,(4) полагалось,(5) и снова попрыгала по веткам. Ответ: _____________________________________________________ 13.Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: _______________________________________________ 14. Среди предложений 24—30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
Вариант 34
Вариант 34 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. (1)Вспоминая все обиды, нанесённые ей, собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них, пытаясь укусить. (2)Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. (3)Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (4)Сперва они хотели прогнать собаку, потому что она рычала при их приближении и пыталась укусить, но потом привыкли и иногда по утрам вспоминали: — (5)А где же наша Кусака? (6)И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. (7)С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8)Лёля окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. (9)Девочка звала собаку к себе: — (10)Кусачка, пойди ко мне! (11)Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (12)Сахару хочешь?(13) Ну, пойди же! (14)Но Кусака не шла: боялась. (15)И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит. — (16)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (17)У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (18)Ты не веришь мне, Кусачка? (19)И Кусачка поверила: второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают. (20)Но её приласкали. (21)Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча. — (22)Мама, дети! (23)Глядите: я ласкаю Кусаку! (24)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу. (25)И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (26)Но теперь не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал: — (27)Кусачка, милая Кусачка, поиграй! (28)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. (29)Её хвалили и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под деревянной террасой. (30)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (31)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (32)Разве недостаточно этого для счастья собаки? (33)Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. (34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви. (По Л. Андрееву)* *Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) — русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы. 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после общения с дачниками собака изменилась до неузнаваемости?» 1)(1) Вспоминая все обиды, нанесённые ей, собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них, пытаясь укусить. 2)(6) И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. 3)(31) У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. 4)(33) Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Ответ: ______________________________________________ 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1)И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит. 2)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. 3)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. 4)Девочка звала собаку к себе: — Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Ответ: ________________________________________________ 4. Из предложений 2–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Ответ: ________________________________________________ 5. Из предложения 29 выпишите слово, в суффиксе которого правописание НН не определяется общим правилом (является исключением). Ответ: ________________________________________________ 6. Замените разговорное слово СТРЕМГЛАВ в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: _____________________________________________ 7. Замените словосочетание ПАСТЬ СОБАКИ (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: __________________________________________________ 8. Выпишите грамматическую основу предложения 20. Ответ: ____________________________________________ 9. Среди предложений 7 – 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________ 10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но страх,(1) наверное,(2) не совсем еще выпарился огнём ласк из её сердца,(3) и всякий раз при виде людей,(4) при их приближении,(5) она терялась и ждала побоев. Ответ: ______________________________________________________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой. Ответ: _____________________________________________________ 12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Приехавшие дачники были очень добрыми людьми,(1) а то,(2) что они были далеко от города,(3) дышали хорошим воздухом,(4) видели вокруг себя всё зелёным,(5) голубым и беззлобным,(6) делало их ещё добрее Ответ: _____________________________________________________ 13. Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________________ 14.Среди предложений 9–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: _______________________________________________ 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
Вариант 33
Вариант 33 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. (1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким «абсолютным слухом» абсолютно необходимо учиться музыке. (4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей. (6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор. (7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку. (10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. (12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок. (14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. – (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь! (18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку: – (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах. – (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство! (26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. (27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: – (29)Всё он!.. (30)Своими руками! (31)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала: – (32)Но главное, конечно, музыка! (33)Он будет музыкантом! (По А. Алексину)* * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. 2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку?» 1)Олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку. 2)Олег, по мнению бабушки, обязан был воплотить в жизнь её несбывшиеся надежды, и его успех стал бы и бабушкиным успехом. 3)Олег был более целеустремлённым человеком, чем его бабушка, и поэтому успех в искусстве к нему должен был прийти обязательно. 4)И Олег, и бабушка любили музыку и мечтали стать музыкантами, но Олег был более честолюбив. Ответ: __________________________________________ 3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. 2)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 3)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь! 4)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. Ответ: ___________________________________________ 4.Из предложений 26 – 27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ______________________________________________ 5.Из предложений 11 – 13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. Ответ: ______________________________________________ 6. Замените разговорное выражение КАК РАЗ в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: _____________________________________________ 7. Замените словосочетание МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: __________________________________________________ 8. Выпишите грамматическую основу предложения 4. Ответ: ____________________________________________ 9. Среди предложений 26–30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________ 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. – Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах. – 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите! Ответ: ______________________________________________________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой. Ответ: _____________________________________________________ 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Олег тоже любил бабушку,(1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель,(2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. Ответ: _____________________________________________________ 13. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________________________ 14.Среди предложений 12–18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: _______________________________________________ 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.А. Новикова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |