Направления совершенствования финансовой отчетности

Необходимость пересмотреть подход предприятий к финансовой отчетности для внешних пользователей определяется растущим пониманием того, что в условиях усиления непредсказуемости и изменчивости экономической среды традиционная отчетность не в полной мере отражает результаты деятельности. В новых экономических условиях важно выпускать продукцию тогда, когда она нужна. Поэтому неизбежно акцент в управлении переместился с того, как выпускать, на то, что выпускать, когда и сколько, как контролировать реализацию и развивать такое производство, которое могло бы удовлетворять постоянно растущие специфические требования пользователей. Поэтому необходимы новые подходы к развитию финансового менеджмента предприятий, основанные на адаптации к переменам, обновлении содержания отчетности, ориентированной на инвесторов и создание стоимости.
Все участники рынков капитала — от инвесторов и аналитиков до руководителей корпораций нуждаются в прозрачной финансовой отчетности.
финансовые показатели, анализируемые по представляемой отчетности, обладают несомненными достоинствами. Их измерение опирается на последовательные методологии и, кроме того, им свойственна пространственно-временная сопоставимость, что позволяет инвесторам делать выводы об относительной привлекательности инвестиций, соотносить результаты деятельности с возможностями конкурентов. Однако своевременно предоставлять пользователям информацию для принятия на ее основе финансовых и инвестиционных решений недостаточно, не менее важна правильная интерпретация финансовых показателей при последующей их аналитической оценке. Информационная прозрачность взаимосвязанных финансовых показателей, обоснованная формулировка стратегии развития, эффективный информационный обмен, наличие активов, обеспечивающих гибкость, приспособление к смене обстоятельств создают объективные условия успешной финансово-хозяйственной деятельности, способствуют росту цены акций предприятия. Не только в Швейцарии, Нидерландах и Сингапуре, где имеются хорошо развитые рынки капитала, но и во Франции, Германии, Италии, Японии, где рынки капитала малы по сравнению с экономикой в целом, доля аналитиков, по мнению которых необходимо усиливать информационную открытость финансовой отчетности, превышает среднюю по всем странам и составляет 62%.

Концепция будущего финансовой отчетности основывается на постепенном пересмотре и трансформации существующей модели раскрытия ее содержания и новом взгляде на обязанности менеджеров, которые готовят финансовую отчетность для инвесторов, акционеров, аналитиков, специализированных агентств и других заинтересованных сторон.
Традиционные финансовые показатели, представленные в отчётности, важны, однако они не всегда дают полное представление о финансовом положении предприятия и имеют определенные ограничения, а именно:

• отражают результаты прошлой деятельности (показатели»);
• практически не раскрывают данных, своевременно определяющих результаты деятельности (прибыльность потребителей, число реализованных заказов, влияние взаимоотношений с потребителями в текущем году на уровень дохода в следующем и т.д.);
• искажают реальные операционные результаты, так как акцент в ходе анализа только на финансовых показателях не позволяет учитывать влияние нефинансовых показателей и сопоставлять результаты деятельности с конкурирующими организациями по таким параметрам, как рыночная доля, скорость выхода на рынок и др.


В качестве примера комплексного использования финансовых и нефинансовых показателей в оценке инвестиционной привлекательности компанией Infosis (iwww. Infi.com) предлагаются следующие показатели. Показатели доходности:

• финансовые показатели доходности это норма самофинансирования, отражающая прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции после завершения распределительных операций, рентабельность реализованной продукции для контроля за реализацией и величиной издержек производства, рентабельность собственного капитала, отражающая прибыль на каждый рубль собственного капитала и др.;
• нефинансовые показатели доходности отражают значение усредненной доли обслуживающего• персонала; процент использования ресурсов; процентное отношение работ, выполненных в стране или за границей; образовательный уровень персонала.
Показатели устойчивости:
• финансовые показатели устойчивости финансовая независимость, способность к маневрированию собственными средствами, наращению капитала, достаточной финансовой обеспеченности основных видов деятельности, постоянной платежеспособности на длительную перспективу;
• нефинансовые показатели включают долю повторных заказов, число новых клиентов, долю дохода от 5 до 10 крупных клиентов, стоимость торговой марки.

Одно из оснований для критического пересмотра содержания значимой информации в отчетности заключается в том, что финансовые показатели разнятся по достоверности, надежности, значимости и не только отражают с некоторым запаздыванием фактические результаты деятельности, но в то же время используются для опережающей или отсроченной оценки других показателей. Например, текущая прибыль — это важный опережающий показатель будущих прибылей, а валовая прибыль с опережением отражает операционную прибыль (сначала формируется валовая прибыль, затем из нее вычитаются операционные расходы).
Основные показатели финансовой отчетности должны создавать точное представление об эффективности финансово-хозяйственной деятельности, поскольку они:

• позволяют увидеть возникающие проблемы или дополнительные возможности для последующего развития;

• отражают в динамике изменения в условиях хозяйственной деятельности;
• связаны с финансовыми результатами деятельности.

Кроме того, при рассмотрении бизнес-процессов предприятия цепочки причинно-следственных связей наряду с финансовыми должны включать не- финансовые показатели: качество доставки, рыночная доля как функция маркетинговых расходов и оценка уровня конкурентов, число новых заказов и др. Впротивном случае неизбежно возникают информационные разрывы с точки зрения соответствия и надежности представленной аналитиком информации о перспективах развития, ожидаемой доходности и конкурентоспособности предприятия в отрасли. Наиболее важными, но методологически сложными для раскрытия в отчетности являются взаимосвязанные финансовые показатели и возникающие при их интерпретации, вопросы:

• с какого момента должен признаваться доход от свершенных финансово-хозяйственных операций и в каком размере;

• где должна проходить граница между обязательством и капиталом и как поступать при использовании сложных финансовых инструментов, которые включают одновременно элементы обязательств и капитала;

• что важнее принять за основу при аналитическом учете актинов — цену приобретения или реальную рыночную стоимость, учитывая возможное влияние на получаемую прибыль колебаний рыночных цен и низкую надежность показателей, отражающих операции по учету активов по реальной стоимости;

• какой по форме и содержанию должна быть финансовая от четность по нематериальным активам и возможно ли распространение бухгалтерского определения актива на категории стоимости брэнда, ноу-хау, интеллектуального капитала, исследовательских разработок, оценки качества управления и др.;

• какие показатели наиболее полно характеризуют финансовый результат деятельности с позиций их последующего применения для финансового прогнозирования, оценки финансовой устойчивости, управления акционерной стоимостью;

• какие факторы следует считать ключевыми при наращивании стоимости, чтобы их использование в качестве инструмента управления способствовало созданию дополнительной акционерной стоимости и могло положительно влиять на будущие финансовые результаты.

Большая часть перечисленных вопросов относится к уровню, для которого практически не существует действующих национальных стандартов, а бухгалтерское регулирование даже косвенно не затрагивает многих показателей. Методология оценки таких активов, как инновации, цепь поставок, обслуживания, интеллектуальный капитал, торговые марки, мотивация сотрудников, репутация компаний, находится в стадии становления, проверки и подтверждения вырабатываемых подходов на практике мировой опыт финансового управления наиболее успешных компаний за последние годы наглядно показал необходимость эффективного использования во внешней отчетности наряду с финансовыми наиболее значимых нефинансовых показателей (эффективности использования торговой марки, оценки поведения потребителей и т.д.). Такой подход позволил использующим его фирмам занять более активную деловую позицию, открывал доступ к более полной аналитической информации.

Статистический опрос финансовых аналитиков и инвесторов в США и ряде стран Европы и Азии показал, что прибыль возглавляет перечень наиболее важных показателей деятельности с точки зрения инвесторов, но существует еще ряд финансовых показателей, которым также отводится первостепенное значение. В их число входят: инвестиции в НИОКР, денежный поток, издержки, капитальные затраты, эффективность бизнес-сегментов, а также ряд не- финансовых показателей (рыночный рост, рыночная доля, доход от новых продуктов, стратегические цели и др.). Относительная важность и значимость каждого из названных показателей, их определение и способы оценки меняются от отрасли к отрасли и требуют от менеджеров предприятия творческого подхода

Лекция №3.

Наши рекомендации